• Главная
  • Темы
  • В Константинополе напомнили, что Москва силами НКВД захватила его структуры в Украине...

В Константинополе напомнили, что Москва силами НКВД захватила его структуры в Украине

25.09.2018, 09:43
В Константинополе напомнили, что Москва силами НКВД захватила его структуры в Украине - фото 1
После 1946 года канонические структуры Константинопольского Патриархата на Закарпатье были присоединены Москвой при помощи НКВД.

Канонические структуры Константинопольского Патриархата просуществовали на Закарпатье до 1946 года. Позже они были захвачены Москвой. Об этом в интервью «Главкому» заявил представитель Вселенского Патриархата при Всемирном совете Церквей в Женеве архиепископ Тельмисский Иов (Геча).

«[После 1946 года структуры Константинопольского Патриархата в Закарпатье] были насильно присоединены с помощью карательных органов НКВД к Московскому Патриархату, а тех, кто отказывался, репрессировали и уничтожили как мучеников за веру Христову. И, что важно, Константинополь никогда, ни одним актом не признавал уничтожения коммунистическим режимом в Закарпатье епархии Вселенского Патриархата и присоединения ее к другой юрисдикции. Это присоединение было неканоническим и насильственным. И это было не 300 лет назад, а в 1946 году», – подчеркнул он.

Иерарх отметил, что своего рода отголоском пребывания Закарпатья под омофором Вселенского Патриархата является автономная Карпато-Русинская православная епархия (American Carpatho-Ruthenian Orthodox Diocese), которая сохранилась в США по сей день и существует в составе Вселенского Патриархата. Ее предстоятель сейчас епископ Нисский Григорий (Тацис). Кроме того, отметил архиепископ, сама Русская Православная Церковь еще в начале ХХ века признавала сохранение юрисдикции Вселенского Патриархата на Закарпатье.

«Член Синода Русской Церкви митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) [в начале ХХ века] с целью осуществления в этих украинских землях (на Закарпатье – «Главком») опеки над православной паствой письменно обращался за разрешением и благословением к Вселенским Патриархам, и даже просил с этой целью предоставить ему титул Экзарха Вселенского Патриарха в Галичине и Закарпатье. И таким титулом Экзарха Вселенского Патриарха в Галичине и Закарпатье этот российский иерарх был наделен в 1910 г. грамотой Вселенского Патриарха Иоакима III. Позже этот титул Экзарха за ним был подтвержден и Вселенским Патриархом Германом V (1913–1918 гг.)», – пояснил он.

«На основании этого историко-канонического права для православных епархий на территории оккупированных Польшей Западной Украины и Западной Белоруссии Вселенский Патриархат 13 ноября 1924 года издал Томос о даровании автокефалии Польской Церкви. Этот Томос отменял акт 1686 года, которым передавалась Киевская кафедра во временную опеку (администрацию) Московскому Патриарху. Томос Вселенского Патриарха 1924 года утверждает, что это присоединение противоречило каноническим правилам и что Московский Патриархат не выполнил оговоренных в акте 1686 года требований, согласно которым Киевская митрополия должна была сохранить свои права автономии и каноническую связь с Вселенским Патриархатом», – отметил иерарх.

«Таким образом, автокефальная Православная Церковь в Польше (а по сути, Западной Украине и Западной Беларуси) провозглашалась правопреемницей исторической автономной Киево-Галицкой митрополии Вселенского Патриархата», – резюмировал архиепископ Тельмисский Иов.

Напомним, Вселенский Патриарх Варфоломей в воскресенье, 23 сентября, заявил, что Украинская Православная Церковь имеет право на автокефалию и скоро ее получит.

Архиепископ Иов (Геча) – доктор богословия, профессор Института высших исследований в области православного богословия при Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Швейцария) и Парижского католического университета (Франция), постоянный представитель Вселенского Патриархата при Всемирном совете Церквей в Женеве, сопредседатель Объединенной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами. По благословению Вселенского Патриарха Варфоломея был одним из главных спикеров Святого и Великого Собора Православной Церкви на Крите 19–26 июня 2016 года. Владеет английским, французским, греческим, украинским, русским и итальянским языками. Глубоко изучал украинскую церковную историю. Докторскую диссертацию защитил на тему «Литургическая реформа митрополита Киприана Киевского (1330–1406 гг.)».