• Главная
  • “Ребенок, который почувствовал родительскую любовь, отважно ступает в жизнь. Эта любовь является залогом его счастья, его возможности быть собой даже в самых досадных обстоятельствах”...

“Ребенок, который почувствовал родительскую любовь, отважно ступает в жизнь. Эта любовь является залогом его счастья, его возможности быть собой даже в самых досадных обстоятельствах”

20.06.2008, 13:20
“Ребенок, который почувствовал родительскую любовь, отважно ступает в жизнь. Эта любовь является залогом его счастья, его возможности быть собой даже в самых досадных обстоятельствах” - фото 1
Интервью с Патриархом ЛЮБОМИРОМ (Гузаром), Главой Украинской Греко-Католической Церкви

Huzar.jpgИнтервью с Патриархом ЛЮБОМИРОМ (Гузаром), Главой Украинской Греко-Католической Церкви

В прошлом году его имя зафиксировано среди ста самых влиятельных людей Украины (в рейтинге еженедельника “Корреспондент”). Нынешний столичный опрос по вопросу религиозных симпатий показал, что ему доверяют 25% киевлян (это при 1% его паствы в Киеве). Значимость его в жизни Церкви, которую возглавляет, смело можно сравнить со значимостью светлой памяти Иоанна Павла ІІ для Католической Церкви.

Киевский корреспондент РИСУ Светлана ЯРОШЕНКО встретилась с Главой УГКЦ Патриархом ЛЮБОМИРОМ, чтобы с ним поговорить просто как молодой человек с человеком старшим. О том, как важно чувствовать себя любимым и любить самому, о том, как преодолеть страх перед будущим и иметь отвагу к построению своей судьбы, об этом и другом.

– Иоанн Павел ІІ говорил, что самый сложный кризис, который сегодня переживает человечество, это кризис понятий. Как считаете, неправильная трактовка какого понятия сегодня больше всего вредит молодежи? Может ли быть этим обезображенным понятием – “любовь”?

– Да, слово “любовь” сегодня употребляется по-разному и в отношении к чему угодно. Потому действительно, иногда нелегко разобраться, о чем речь. Очень часто понятие любви представляется как понятие удовольствия. Но настоящая любовь – это не искание себя, своей утехи, почета к себе, собственной выгоды или какого-то насыщения. Это чувства, обращенные к кому-то: к родным, друзьям, к парню или девушке. Это позитивное желание действительно забыть себя, и жить для другого. Любить кого-то, значит желать добра. Даже в некоторых языках, например итальянском, любить то дословно есть: “желать добра”. Видите, это не поиск себя, а поиск ближнего. Вот это и есть любовь.

Бесспорно, любить – это что-то чрезвычайно прекрасное, даже волшебное. Но есть еще другой аспект этого – почувствовать, что кто-то меня искренне любит. Это дарует нам невероятное ощущение счастья. Представьте себе: кто-то, не смотря ни на что, просто желает мне добра, то есть любит меня!.. Те люди, которые никогда не чувствовали любви, очень несчастны. Я сталкивался с такими вещами. Когда жил в Америке, при моем приходе действовала тюремная больница. Один прихожанин работал там врачом. И он получил задание провести там первое собеседование с больными. Многие из них были больны и психически. Позже он рассказывал: “Девять из десяти людей, с которыми я разговаривал, заявили, что никогда не чувствовали любви в своей семье, от своих родителей”.

Быть любимым очень важно для человека. Это, буквально, ставит его на ноги, делает человеком. Отец и мать – это те первые, кто дают человеку любовь, дают ему почувствовать, что она желанен. Наш поэт Шевченко говорит: “Раз добром налитое сердце ввек не охладеет”. Ребенок, который почувствовал родительскую любовь, отважно ступает в жизнь. Эта любовь является залогом его счастья, его возможности быть собой даже в самых досадных обстоятельствах. Вместо этого человек, который никогда не чувствовал любви, это человек несчастливый и слабый. Как и человек, который никогда не любил.

Природе человеческой присуще быть любимой и любить. А если мы манипулируем этим понятием, коммерциализируем его, то тем самым подрезаем корень становления и развития молодого человека. Время детства и молодости – это время, когда мы должны почувствовать настоящую благородную любовь, а также учиться ответить на эту любовь взаимностью.

– Представим, что я – молодой человек, который олицетворяет подавляющее большинство молодых украинцев. И я прихожу к Вам как к лицу старшему, опытному, которое больше знает жизнь. Владыка, что мне делать с моим страхом? Я боюсь нестабильности, которая в нашем государстве. Боюсь, что не смогу быть успешной, как того требует мир. Боюсь, что не буду иметь где и за что жить. Боюсь создавать семью, потому что не знаю, смогу ли до смерти любить мужа и хорошо воспитать детей.

– Хм… Страх… Здесь нужно сказать о двух вещах. Первая – нам чрезвычайно важно осознать, что Бог нас любит. Это значит, что мы никогда не находимся вне этой любви. Любви, которая всемогуща. Мы говорим: “Отче наш”. В нашем языке это звучит как-то формально. А в арамейском, на котором говорил Иисус, это значит “папа”. Дорогой папа… Мы всегда находимся под опекой Бога-Папы. Это “папа” свидетельствует, что Бог возле каждого из нас очень близко. Что Он обо мне заботятся. Что Он никогда не оставляет меня самого. Не оставляет меня без защиты. Но это доступно лишь верующим.

Вторая вещь – молодому человеку часто нужна помощь кого-то старшего, чтоб обратить его внимание на добрые примеры. Вот Вы сказали, что имеете страх перед семейной жизнью, не знаете, сможете ли полностью отвечать этим задачам. Что же, у нас нет ни одного доказательства, что Вам все удастся или не удастся. Но одну вещь я могу Вам спокойно сказать: это возможно! Вы действительно можете до конца, красиво, добросовестно и полезно осуществить свое супружеское призвание. Потому что есть люди, которые это делают. Св. Августин, один из главных Отцов Церкви, говорил сам себе: “Мог этот и мог тот, отчего же ты не можешь, Августин?!” То есть добрый пример. Пример людей, которые встречаются с разными трудностями в своей супружеской жизни, но успешно их преодолевают и являются счастливыми.

Вы также вспомнили другие дела: государственная нестабильность, нехватка рабочих мест. Очень тяжело не иметь страха перед этим. Потому что это вещи, которые не зависят от нас. И здесь своего рода несчастье наших времен. Наше общество не старается упорядочить себя и дать какое-то заверение тем бедным молодым подрастающим поколениям, чтобы они не боялись будущего. Чтобы, когда они ходят в школу, не думали: “А что со мной будет, когда закончу?”

Страхи этого типа не так легко рассеять. Потому важно иметь доверие Господу Богу и надежду на Его помощь. А с другой стороны также мы, старшие, что творим это общество, должны серьезно позаботиться о том, чтобы нашим младшим гражданам дать возможность не жить в страхе. Не жить в тревоге – “что со мной будет?” И это не такое уж простое дело.

Лучшего ответа я на это не имею. Разве что обратиться к моим одногодкам, тем, кто может что-то сделать, чтобы старались создать для младших такой мир, в котором есть порядок, и действует закон, достойный Божьих детей.

– Многие мои друзья, коллеги выезжают за границу. Говорят, наше государство не имеет будущего, потому что они уже сейчас не находят здесь для себя места. Что бы Вы на моем месте им говорили, чтобы это не было похожим на дешевый оптимизм?

– Не легко ответить на этот вопрос. Потому что с одной стороны мы бы хотели, чтоб те наилучшие образованные люди, молодежь, работали для Родины, а не были вынуждены оставить родную землю, ища труда для себя. Известен факт, что часто они там скитаются. Не находят работы в соответствии со своей профессией. Они становятся своего рода жертвами обстоятельств. Часто их используют. Мало платят. Потому что это чужбина. Нет еще упорядоченных отношений. Мне кажется, что это большой промах нашей государственной власти, которая не обеспечивает молодым людям возможности использовать свои таланты в своем государстве. К сожалению, объективно говоря, это не какой-то побег из Украины. Это не искание более легких путей. Потому что часто это случается из-за тупика. Молодые люди не знают, куда обратиться. Потому что и некуда обратиться. Нет той работы, для которой они учились. И это, опять говорю, недостаток нашей власти. И как следствие, выезжают очень многие ценные молодые люди. Я бы даже сказал, самые ценные – те, которые имеют столько отваги идти в жизни, которые даже готовы пойти на чужбину. Потому что выехать за границу, то не такое себе простое дело. Но они едут. Имеют отвагу и инициативу и едут. А как прекрасно было бы, если бы эту инициативу и эту отвагу они проявляли в родной стране. Мне досадно, но должен признать ту действительность, что, честно говоря, очень много молодых теряем. Они идут не всегда на лучше, идут и на худшее. Но факт остается – они уходят. А должны бы быть здесь, потому что нам эти молодые люди очень нужны.

– Владыка, извечная проблема – разница поколений. Как сделать шаг навстречу друг другу и иметь в этом больше терпения и мудрости?

– Да, эта проблема существует испокон веков. Старшие смотрят на молодежь: “А, они ничего не знают. Они только начинают”. Младшие смотрят на старших: “А, вот они какие – мир оставили нам, потому что не умели дать ему толку. Но мы сделаем лучше”. Я думаю, что мы должны подходить к делу не в духе той разницы поколений, но, начиная с того, что это есть вполне естественный процесс. Что общество состоит из старших, очень старших, младших и детей. Это вполне природное деление. Поэтому нужно учиться понимать друг друга. Св. Бенедикт, патриарх монашества в Западной Церкви, очень красиво это просуммировал. Он сказал, что старшие люди должны любить молодых. То есть быть к ним благожелательными, желать им добра. Ведь этих молодых еще не за что уважать (но это не в негативном значении). Молодой человек, полон энергии, полон желания, но он еще не имел возможности сделать что-то такое, что заслуживало бы благодарности, почета. Но настрой старших должен быть позитивный. Они должны иметь желание помочь молодежи, подтянуть ее к определенному уровню. В свою очередь молодые люди, говорит патриарх, должны уважать старших за то, что они сделали. И этого почета достойны не только какие-то грандиозные дела, а даже и тот факт, что они провели свою жизнь, будучи честными, добросовестными и добрыми людьми.

Следовательно, мне кажется, в первую очередь между поколениями должна быть взаимная доброжелательность. Потому что осуждение или отвержение абсолютно ничего нам не дает и ничем нам не помогает. Мы, старшие люди, должны понимать, что не сумели создать такого мира, который желали, чтобы передать молодым. И остается очень много таких вещей, которые не только не вызывают у нас чувства гордости, а скорее, вынуждают нас стыдиться. Оставляем столько недоразумений, войн, много негативного. Мы должны понимать, что мы не создали лучшего мира и передаем его молодым не как что-то совершенное и завершенное. Должны себе сознаться в том, что мы не полностью выполнили наши задачи, которые должны были бы сделать. Но также и не нужно впадать в разочарование или отчаяние, словно мы совсем ничего не сделали. Уже сам факт доброжелательности к молодым, желание сделать для них что-то доброе, является чем-то добрым. И каждая семья, каждое сообщество, которое любым способом помогает молодому человеку познать себя, свое призвание, свои возможности, дает возможность молодому человеку учиться, развиваться, уже является тем чем-то добрым. Но, конечно, много еще остается таких аспектов нашей жизни, которые действительно нужно было бы поправить.

– Для многих молодых людей традиционная церковная традиция является непонятной, а из-за этого непривлекательной. Кто-то ее считает архаичной. Кое-кто говорит, что возможно стоило бы немного модернизировать форму богослужения, сделать ее более доступной и понятной. Как, например, это делают неопротестантские движения?

– На первый взгляд кажется, что так и нужно было сделать. Но здесь перед нами как перед Церковью, то есть сообществом верующих людей, стоит другое задание - мы должны познать свою веру и свою традицию. Часто молодые люди ходят в Церковь не задумываясь, а только потому, потому что “так папа и мама сказали”. И здесь есть вина с двух сторон. Во-первых, это вина того молодого человека, который не задумывается: “А что я, собственно, делаю в Церкви? Почему я в нее иду?” Подумать, спросить, искать. Даже сомневаться. Это хорошо. Потому что это будет побуждать к вопросам и поиску ответов. С другой стороны есть вина другого характера: священнослужители должны помогать людям понять свою Церковь. Потому что Церковь, собственно, не является каким-то механизмом. Церковь – это сообщество верующих людей. Здесь мы живем нашей верой. Эта вера нас одухотворяет. Даже, например, толкает к помощи другому. К чему-то поощряет, к чему-то призывает. Церковь не занимается построением теории жизни, Церковь – это жизнь. Следовательно, с одной стороны должно быть желание молодых людей познать больше, достичь глубже, а с другой – инициатива священников помочь молодым понять, что это значит быть христианином, быть в Церкви. Потому что это не только выполнение какого-то воскресного долга. Быть христианином – это жить по-христиански.

– Летом прошлого года состоялся форум греко-католической молодежи, где было зарегистрировано свыше 12 тыс. участников. Проведен также и ряд епархиальных съездов, на которых молодым людям задавали вопрос: что вы скажете о себе? Уже минул год. Какие конкретные шаги были сделаны для улучшения церковной молодежной политики? Возможно, стартовали какие-то новые проекты?

– Не в программах развязка. После того Синода мы призывали в первую очередь сами себя – владык, душепастырей, родителей – чтобы заниматься молодежью. Насколько это реализовалось, еще не могу сказать. Но это скорее проблема живого движения, действий, реальных дел, чем какой-то программы. Действительно ли в приходах священники начали больше внимания посвящать молодежи, или даже старшие люди, не только душепастыри, но и родители и другие граждане? Стали ли они думать о том, что больше можно сделать для молодежи? Не могу еще этого сказать. Но мы поощряли владык быть открытыми, близкими к молодежи. Здесь стоило бы спросить самих молодых, имеют ли они доступ к своему владыке, могут ли с ним поговорить? Находят ли они поддержку у своих душепастырей? Одно, что мы решили, на основании того приглашения, чтобы воспитывать духовников, воспитывать рабочих для Господней нивы. И в этом направлении уже работаем.

Поэтому проблема не в написании программ, проблема в осуществлении. И центральный призыв, который был обращен к старшим, в первую очередь звучал так: “Имейте большее сердце для молодежи!” Если так и делается – Бога благодарите. Тогда есть настоящий эффект.

– Какой является мирянская жизнь молодежи УГКЦ, какие существуют и какие являются наиболее успешными молодежные мирянскими организациями?

– Тяжело говорить об организациях как таковых. Я убедился, что целую организацию очень сложно оценить. Ведь ее отделы по-разному работают в отдельных приходах, в других городах. Могу с определенностью сказать только то, что действительно есть такие организации, которые посвящают все свое внимание молодежи. И что очень важно – искреннее внимание.

– Благодарю за общение, владыка! Очевидно, что нам, как молодым, так и старшим, очень недостает такого откровенного диалога, чтобы поделиться тем, о чем переживаем и почерпнуть вдохновение для отваги жить.

Киев, июнь 2008 года