Авторские колонки

  • 13 октября 2015, 16:40 | Колонка Михаила Черенкова | 

    О секулярности после

    Вокруг все громче говорят, почти кричат, о постсекулярности. Почему кричат? Потому что уже стреляют. Потому что секулярные политики испуганно обсуждают религиозный сценарий «судного дня». Потому Украина и Сирия, помимо внутренних конфликтов, стали территорией глобального религиозного противостояния.

  • 6 октября 2015, 09:34 | Колонка Олега Гавриша | 

    Христианство и Евромайдан: общее и различное

    До двухлетия Евромайдана осталось всего пару месяцев и, в каком-то смысле, можно подводить итог тому, что произошло, и поделиться личными мыслями и переживаниями. Сразу оговорюсь, что не претендую на истину в последней инстанции. Все изложенное ниже – всего лишь моя личная рефлексия и мнение.

  • 13 июля 2015, 14:33 | Колонка Татьяны Деркач | 

    УАПЦ и два стакана

    Опубликован протокол заседания Архиерейского собора УАПЦ от 9 июля 2015 года по вопросу объединения с УПЦ КП. Первая реакция – желание откомментировать в черно-белой гамме. Или «все пропало, снова зрада!», или «ну и слава Богу, недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах».

  • 11 июня 2015, 16:25 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Принуждение к автокефалии: уйти, чтоб остаться?

    Недавно православное сообщество всколыхнуло довольно прямое и откровенное интервью опального и оппозиционного диакона РПЦ Андрея Кураева, где он, среди всего прочего, говорит о необходимости принудительного дарования автокефалии УПЦ.

  • 11 мая 2015, 09:21 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Священная гибридная война

    Вытеснение религии гражданским культом, конечно, совсем не новая практика. То же самое происходило у фашистов и нацистов в прошлом веке. Кстати, параллелей гражданских религий фашизма с нынешними духовными метаморфозами в РФ масса. Правда, как и всякое повторение истории, доля фарса тут колоссальная.

  • 12 марта 2015, 10:40 | Колонка Михаила Черенкова | 

    Перед лицом Левиафана

    События последних лет открыли новый образ постмодернизма. Не мозаичный, всетолерантный, игровой, соблазнительный. Но агрессивный, жестокий, абсолютистский, тоталитарный. Эту разновидность породило постсоветское пространство, потому она образуется в основном из местного материала — из причудливой и гремучей смеси ностальгически-яростного советизма и «политического православия», обильно приправленной постмодернистким цинизмом.

  • 28 января 2015, 15:15 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    «Русское достоинство» от Патриарха Кирилла

    Выступление Патриарха Кирилла перед российской Госдумой было очень своевременным – даже символически своевременным – и почти откровенным. «Почти», потому что не хватило Патриарху самой малой, крошечной толики искренности – произнести вслух слово «Украина». Он упорно держал это слово в уме – но из уст так и не выпустил.

  • 20 января 2015, 13:51 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Нуждаетесь в защите «религиозных чувств»? Обращайтесь в Руссмир

    Парижская трагедия неожиданно громко аукнулась в моем родном медиапространстве. Неожиданно, потому что мы в плену собственной трагедии, потому что порог чувствительности повышен, потому что Париж далеко, потому что Парижу на нас до сих пор было наплевать, как нам на него и подавно. Другое насторожило меня в нашей отечественной реакции на парижский расстрел: как быстро, почти без паузы, мы перешли от осуждения убийства к осуждению жертв.

  • 28 декабря 2014, 12:45 | Колонка Михаила Черенкова | 

    «Великое возвращение»? Христианский фактор в событиях уходящего года

    Знаки возвращения и встречи можно видеть всюду. В служении священников и мирян всех конфессий на Майдане. В принципиальной и последовательной позиции Всеукраинской Рады Церквей и религиозных организаций. В «духовных сотнях» капелланов самых разных Церквей. В благотворительной и духовной помощи защитникам, пострадавшим и беженцам.

  • 4 ноября 2014, 09:12 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Война слов

    Собственно, ничего удивительного, война – время лжи. Надеюсь, в том, что у нас именно война, а не «АТО» - все уже уяснили, и продолжают с этим спорить только из крайнего лингвистического принципа. И, увы, нет ничего странного в том, что подмену понятий «по законам военного времени» приветствуют и практикуют даже вполне адекватные «профессионалы слова».

  • 22 сентября 2014, 10:41 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Двуликая УПЦ: имеем ли право на децимацию?

    Терпимость к бесчинствам внутри Церкви – прямой путь к перенесению ответственности за них на всех. Поэтому руководство УПЦ должно найти в себе силы сделать осознанный выбор: или преступление клира будет наказано «своими силами», или о содержимом всей бочки будут судить исключительно по запаху дегтя на поверхности.

  • 12 сентября 2014, 09:43 | Колонка Елены Паныч | 

    Евангельская эмиграция и украинско-российский конфликт

    Можно быть гонимым меньшинством, но представлять себя неотделимым от геополитического и культурного пространства империи, осознавать себя в категориях «единства», «целостности», «братства», общего языка и т.д., и т.п. Тогда любые попытки разрушить это пространство будут восприниматься как святотатство, нарушение сакраментального единения, которое стало единением церковным.

  • 8 сентября 2014, 11:55 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    Россия, решив воевать с Киевом, поднялась на войну сама с собой

    «Русское православие», как и вся «особая русская духовность» — родом из Киева. Поэтому Россия готова уничтожить его – но не расстаться.

  • 5 сентября 2014, 12:09 | Колонка Олега Гавриша | 

    Кто готовит приход антихриста

    Его приход в мир готовят ультраортодоксы вместе со своими «Русскими православными армиями», гиркиными, священниками из Луганской области и «Русским миром». Если бы Путина не было, то сатане нужно было бы его придумать.

  • 20 августа 2014, 13:30 | Колонка Михаила Черенкова | 

    Негативная экклесиология: церкви, которых быть не должно

    В последнее время многие из нас с недоумением обнаружили, что Церковь, которую привычно именовали Христовой, окружена клонами на потребу политики. На то оно и «последнее время», что вскрывается обман внешнего подобия и открывается ужасающая правда внутренней пустоты.

  • 11 августа 2014, 17:12 | Колонка Татьяны Деркач | 

    Жаркий август 2014-го: УПЦ (МП) в ожидании vox Dei

    Уход Митрополита Владимира (Сабодана) из мира грешных обнажил огромную пустоту – духовную, эмоциональную, интеллектуальную, кадровую, — на которой 22 года пыталась удержаться огромная, неповоротливая и архаичная машина, именуемая УПЦ (МП).

  • 11 августа 2014, 12:06 | Колонка Олега Гавриша | view video | 

    Скиния свободы

    Украинцы - мудрый народ. И главное - у нас намного больше, в процентном отношении, христиан чем в России. Не важно, западной или восточной веры, главное - христианской. Живя бок о бок многие века, западные и восточные христиане в нашей стране научились уважать и ценить друг друга. Такого опыта нет в некогда моноэтничной, монорелигиозной, а затем шовинистической России.

  • 26 июля 2014, 20:09 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    День Крещения Руси по-новому, по-домашнему

    В этой нестойкой, немирной тишине день Крещения Руси приобретает совершенно новое, до сих пор небывалое по силе звучание. Мы можем вспомнить, например, что это наш – именно наш — праздник. Не России, не РПЦ, не «всего славянского единства» и даже целого «Русского мира». А наш.

  • 7 июля 2014, 12:46 | Колонка Олега Гавриша | 

    Кто он? Памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира

    Да, если исходить из современной российской парадигмы, то он был «украинским националистом». Он собирал разные выпуски «Кобзаря» Тараса Шевченко, носил вышиванки, любил свой народ, свою землю и свою страну. Даже православные распевы он любил особые, похожие на украинские народные песни, которые поют у него в деревне…

  • 27 июня 2014, 11:55 | Колонка Екатерины Щоткиной | 

    УПЦ: заговор молчания или читаем по “рельефу дна”

    Замешательство в УПЦ как-то затянулось. Страну лихорадит то революцией, то выборами, то и вовсе войной, а священноначалие “крупнейшей Украинской Церкви” как воды в рот набрало. За него говорят все, кому не лень – от Московского Патриарха до «православных блоггеров» разной степени вменяемости.