Колонка Татьяны Деркач

Битва за Томос: двойное дно синодального обращения к верующим

03.06.2018, 13:13
Битва за Томос: двойное дно синодального обращения к верующим - фото 1
Вот и получили верующие УПЦ (МП) развернутую реакцию своего церковного руководства на автокефальные процессы в стране. Первое впечатление от документа – его писали инфантильные социопаты, которые делают все, чтобы устраниться от ответственности за текущее состояние церковных дел.

Вообще заседание Синода напоминало знаменитое ГКЧП, пытавшееся собрать вместе СССР, который уже практически невозможно было защитить от распада. Но все аргументы, на которые нашли силы синодалы, напоминают печально известную борьбу дедушки Фрейда с дедушкой Оруэллом. Оставить эти месседжи без комментария –- себя не уважать.

Синод УПЦ (МП) «Восстановление единства украинского Православия должно происходить согласно канонам». Кстати, не только восстановление единства, если уж на то пошло. Но не будем мусолить ту мораль. Лучше напомним Священному Синоду УПЦ (МП) цитату из одного манускрипта, который и сегодня очень популярен в рядах антиавтокефалистов. Цитируем на языке оригинала:

«Аз, грешный схиархимандрит Зосима… оставляю последнюю свою волю: … Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или “законная”, – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским… Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси».

Как потом сказал митрополит Донецкий Иларион (Шукало): «Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…»

Почему-то нет уверенности в том, что в Константинополе эти установки тоже воспримут как часть канонического корпуса Православной Церкви.

Вот еще одна цитата, каноничность которой под большим вопросом, однако ее популярность в широких кругах УПЦ (МП) очень велика: «Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе – Святая Русь». Эти слова приписывают преподобному Лаврентию Черниговскому. Их неоднократно цитировал Патриарх Кирилл. Надеемся, в Константинополе оценят и эти поучения с точки зрения канонов. Ведь в УПЦ (МП) настаивают, чтобы «все было согласно канонам». Не надо быть большим богословом, чтобы увидеть, что церковная самоидентичность УПЦ (МП) создана отнюдь не под влиянием канонов, и тем более евангельских установок. Это классическая ересь этнофилетизма в виде панрусизма (панславизма), которая, к сожалению, не осуждена соборно Вселенским Православием.

И это тот самый случай, когда УПЦ (МП) права: «Исторический опыт указывает на то, что отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, недостаток терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы – все это ведет не к церковному единству, а только к расколам». Ведь именно в этой юрисдикции находится вопиющее количество верующих, чье каноническая сознание формируется такими «бабьими баснями», как описано выше, а среди личных качеств преобладают те самые недостаток терпения, взаимопонимания и гордость.

«Такие решения не могут приниматься единолично, а требуют соборного решения». Очевидно, здесь Синод подразумевает, что в 2018 году УПЦ (МП) осталась без внимания, ее никто не включил в процесс переформатирования украинского православия. А без соборности у нас, как известно, крокодил не ловится, не растет кокос. Здесь придется напомнить, что в конце 1991 года был один Собор – очень классический и хрестоматийный. И даже – о ужас! – единогласный. Вот цитата из деяний этого Собора: «Собор с любовью обращается ко всем пастырям и мирянам, которые уклонились в автокефальный раскол, вернуться в лоно канонической Церкви, находящейся в единстве с Вселенским Православием. Раскол может быть ликвидирован только при условии строгого соблюдения священных канонов и сохранения апостольской преемственности при архиерейских хиротониях... Украинская Православная Церковь всегда открыта для православных украинцев, которые отделились от нее, но реальная основа для преодоления раскола может быть создана после получения ею полной самостоятельности от Матери-Церкви».

Да, это текст Постановления Поместного Собора Украинской Православной Церкви «О религиозной ситуации на Украине и относительно других вопросов церковной жизни» от 1–3 ноября 1991 г. Вот именно тогда было четко и единогласно решено, что украинский раскол можно преодолеть только с помощью автокефалии. Но что случилось с решениями того Собора? Эту соборность тут же начали игнорировать некоторые епископы, отзывать свои подписи, уходить в «отказку», затем созвали свой антисобор в Харькове – и вуаля. Результат известен. Поскольку в УПЦ (МП) у руля остались те же люди, которые успешно провалили деяния Поместного собора 1991 года, можно не сомневаться, что очередные игры в соборность с ними закончатся тем же результатом. Как насмешка над требованием соборности, здесь же в обращении звучат слова: «Всем инициативам в этом (автокефальном – прим. Т.Д.) направлении не хватало духа соборности и соблюдения церковных правил». Нельзя не согласиться! И мы даже знаем уже, кто нарушал дух соборности и не соблюдал церковные правила. Но вряд ли члены Синода УПЦ любят смотреть в зеркало.

«Среди Поместных Церквей общим является мнение о необходимости возврата схизматических церковных групп в лоно канонической Церкви». Просим пардона у уважаемых синодалов, но Константинопольский Патриархат – это неканоническая Церковь? Для Украины именно Константинополь – Церковь-Мать, которая наконец нашла силы и волю вернуть себе «родительские права».

«Предстоятели и Соборы епископов Поместных Православных Церквей выказывают настороженное и негативное отношение к предоставлению упомянутого Томоса». А доказательства в студию можно? Так, было поспешное заявление Синода Сербской Церкви (но не решение), затем был феерический спич главы этой Церкви Патриарха Иринея в Москве, в котором он договорился до того, что автокефалия – это угроза «русскому миру» и единству славянских народов. Было письмо Синода Польской Церкви, негативную часть из которого против украинской автокефалии никто почему-то не хочет обнародовать. Были обтекаемые заявления других руководителей Церквей с очень размытыми формулировками. Все остальное – пока демагогия.

«Попытки объединения «сверху» не воспринимаются церковным народом». Это смотря какой народ. Когда те самые синодалы отстраняли от предстоятельства Митрополита Владимира (Сабодана) под плотным руководством «сверху» (Януковича, Захарченко и иже с ними) – церковный народ УПЦ (МП), по классическому выражению Пушкина, «безмолвствовал». Сначала синодалы вспоминают о непослушании Церкви как о причине расколов, а потом всю ответственность за неприятие автокефалии возлагают на народ.

Здесь есть еще один момент. Почему-то для руководства УПЦ (МП) весомым является голос церковного народа, который за Москву, против автокефалии, евроинтеграции (как довесок – чипов, кодов, биометрических документов и т.п.). Голоса проавтокефальной паствы УПЦ (МП) ее руководство категорически не желает слышать и принимать во внимание. Лишь после создания единой Поместной Церкви будет понятно, насколько этот голос был весомый.

Наконец, складывается такое впечатление, что сама идея автокефалии и единой Поместной Церкви идет исключительно «сверху». А, ну да: проавтокефальний народ – он ведь не считается церковным. Заблудшие овцы...

«Не надо нас трогать, и мы без внешнего вмешательства вылечим рану разделения». Здесь вспоминается известный анекдот об одном беспомощном человеке, который всю жизнь упрекал Бога за то, что не может выиграть в лотерею. «Да ты бы хоть лотерейный билет купил…» На эту рану 26 лет сыпали крупнозернистую каменную соль, и других лекарств у этих лекарей под рукой не было. Итак, профнепригодность сих врачевателей уже никто не подвергает сомнению. С их точки зрения «мы вылечим рану» означает – «мы в ране забыли тампоны, зажимы и пинцеты, но оно само как-то рассосется». Вот в этом вопросе терпению наших эскулапов можно позавидовать.

«Появление параллельной юрисдикции в Украине будет угрожать безопасности государства». Боюсь, вот этот месседж – самая большая ошибка раздраженных синодалов, которая может им очень больно аукнуться в будущем. Ведь УПЦ (МП) уже неоднократно испытывала терпение государства, постоянно участвуя в поддержке пророссийского сепаратизма и различных антиукраинских мероприятий. Угрозы через автокефалию создать дополнительные проблемы безопасности только подтверждают, что структура УПЦ (МП) используется соседним государством для нагнетания напряженности в нашей стране. А не для удовлетворения религиозных потребностей граждан. Государство может долго запрягать. Но быстро поедет, если будет хоть малейшее подозрение в том, что УПЦ (МП) готовит какой-то социальный взрыв.

«Отсутствие ощущения пульса настоящей внутренней церковной жизни привело к расколу». Такое впечатление, что лишнее слово в этом предложении – «ощущение». Именно полная нечувствительность ко всему, что происходит вокруг, и является причиной аллергического отношения к любым сигналам извне. Вообще, ключевое слово-раздражитель, постоянно встречающееся в тексте обращения – «внешнее вмешательство». Нежелание реагировать на «внешнее вмешательство» и является признаком социопатии. Психология затворничества и самоизоляции, которая превалирует у предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Онуфрия, насильственным образом навязывается и всей пастве.

«Для успешного решения проблемы раскола нужны мир и стабильность в нашем Государстве». Ну да. Сначала мешало внешнее вмешательство, потом политики, затем отсутствие соборности, затем отсутствие официальных писем, потом несогласие церковного народа, затем настороженность Поместных Церквей, затем нехватка терпения, потом отсутствие канонического сознания. Наконец, вылечить раскол невозможно без мира и стабильности в государстве. Так и хочется спросить: это приглашение к торгу? Не перебор ли уже с описанием неисправностей пола, на котором вынуждена танцевать УПЦ (МП)?

Но есть и хорошие месседжи. «Автокефальный статус имеет сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства». Бинго! Какой удар по всем проповедникам автокефалии как началу отпадения от истинного православия, скатыванию в унию и ереси! Оказывается, «отпадение от единства с Русской Церковью» – это всего-навсего технический момент, тем более если так будет удобнее проповедовать Евангелие и это принесет общецерковную пользу в виде повышения интереса к Церкви.

Очень жаль тех священников УПЦ (МП), которых заставляли «епископским благословением» вместо проповедей читать этот опус в храмах. Очень жаль проавтокефальных верующих, которым пришлось это выслушивать и чувствовать себя людьми второго сорта, чье мнение церковное руководство считает ничего не стоящим. И, наконец, очень неудобно перед мировой церковной общественностью, которой приходится разрубать украинский гордиев узел, рискуя собственной стабильностью и устоявшимися отношениями.

Последние колонки

Последние новости