Под защитой небесного воинства

Древнерусские летописи упоминают Корец с 1150 г. В начале XV в. он становится владением князей Корецких. В 1576 г. православный князь Богуш-Евфимий Корецкий написал завещание, где говорится об угодьях, переданных Корецкому монастырю. На основании этого факта историки предположили, что именно Богуш и учредил обитель.

Владислав ДЯТЛОВ. — ""Церковна православна газета"/"Православіє в Україні", №11 (237), червень 2009 року (рос.)

Высказывалось также мнение, что князь обновил монастырь, существовавший в XII в. и впоследствии разоренный. Начатые Богушем строительные работы окончил его сын Иоаким. Освящение каменного монастырского храма в честь Воскресения Христова совершил епископ Львовский Гедеон (Балабан). В торжестве участвовал ректор Острожской академии отец Герасим Смотрицкий. Тогда же дочь Иоакима София приняла постриг с именем Серафимы и стала первой инокиней и игуменией обители. В 1612 г. Иоаким пригласил в Корец известного церковного писателя о. Лаврентия Зизания-Тустановского и поручил его управлению все приходские храмы города. Когда в 1633 г. почила игумения Серафима, на ее погребении, вместе со свт. Петром Могилой, митрополитом Киевским, присутствовал и о. Лаврентий, а также множество вельмож. К тому времени потомки Иоакима приняли католичество.

Охраняемый Воинством Небесным

В 1651 г. род Корецких угас. В 1752 г. монастырь заняли униаты, а в 1754-1767 гг. старый храм и деревянные кельи заменили каменным Т-образным в плане двухэтажным корпусом, где устроили новые храм и кельи. В 1795 г. обитель была возвращена православным. В 1797-м она по­страдала от пожара, но была отремонтирована.

В 1860-х гг. сестрам были переданы руины еще одного монастыря, возведенного Корецкими в 1620-х гг. Согласно одним данным, эту вторую обитель Корецкие основали как православную для расширения существующего монастыря, но в период строительства начали принимать католичество и отдали ее католикам. По другим данным, новую обитель сразу строили как католическую. Главными ее сооружениями были каменный храм и примыкающий к нему корпус. Монастырь капитально отремонтировали и придали его облику черты православной архитектуры. В 1880 г. состоялось освящение обители в честь Святой Троицы. Затем сюда переселились сестры Воскресенского монастыря, который становится собственностью Свято-Троицкого. При обители действовали школа-приют для девочек-сирот и училище, готовившее учителей для церковно-приходских школ. Некоторое время приют опекала Анна Алексеевна Андро (1808 - †1880), урожденная Оленина, известная тем, что в пору ее юности за ней ухаживал А. С. Пушкин. После кончины мужа А. Андро жила в имении своей дочери близ Корца. Как благотворительница монастыря Анна Алексеевна похоронена у стен Свято-Троицкого храма. В 1890 г. к монастырскому корпусу был пристроен теплый каменный храм в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи. В 1905 г. к юго-западу от Свято-Троицкого храма, над воротами обители, была возведена высокая колокольня.

В годы гражданской войны сестры приютили сотни сирот. Когда в 1921-1939 гг. Западная Украина принад­лежала Польше, католическое духовенство заявило претензии на монастырь. 18 лет сестры отстаивали свои права. В этот период над обителью было явлено особое знамение Божие: назначенный в 1934 г. на Волынскую кафедру архиепископ Алексий (Громад­ский) однажды, в канун праздника Воздвижения, увидел сияющий крест в облаках над монастырем. Не имея успеха в польских судах, православные добились слушания дела в Париже и выиграли иск. Тогда, пользуясь временем, необходимым для пересылки судебного вердикта по почте, обитель решили отнять силой. Для этого собирались воспользоваться церемонией открытия в Корце, недалеко от монастыря, памятника президенту Юзефу Пилсуд­скому. Сестры усилили пост и молитву. В назначенный день, 23 июня 1938 г., к обители была стянута полиция, вызвали конный взвод из Ровно. Но в дороге командир взвода поручик Адамкевич вдруг стал падать из седла. Товарищи подхватили его на руки. На вопрос, нужен ли врач, Адамкевич ответил, умирая: "Меня поразил Ангел Божий. Монастырь не трогайте". В это время в обители читали акафист св. Архистратигу Михаилу.

Полк монахинь

В 1959-1960 гг. монастырь принял сестер из Кременецкой и Дерманской обителей, закрытых по решению советских властей. Угроза нависла и над Корецким монастырем. В то время, закрывая храм или обитель, к ним подгоняли милицейскую и пожарную машины с каретой скорой помощи. В некоторых местах, заранее узнав о приближении такой автоколонны, верующие дежурили с палками, вилами и топорами, чтобы отпугнуть богоборцев. Однажды автоколонна, возвращаясь с очередного задания, остановилась у Корецкого монастыря: в бригаде хотели знать, дежурят ли сестры ночью? Оказавшийся рядом посторонний наблюдатель видел, что сотрудники бригады, поднявшись по приставной лестнице и заглянув через стену, вдруг быстро засобирались уезжать. На вопрос постороннего, в чем причина спешки, сотрудники ответили, что за стеной вокруг храма стоит целый полк монахинь. Позже, встретившись с игуменией, этот посторонний наблюдатель спросил, действительно ли каждую ночь дежурят все сестры? Но оказалось, что подобного случая не было, а дежурят поочередно лишь две сестры. И по сей день остается тайной, кто устрашил богоборцев: души усопших сестер или ангелы в одеянии иноков? В те тревожные дни обитель посетили многие православные архиереи. Своими визитами они укрепляли сестер и привлекали к монастырю внимание многих людей, чем отнимали у власти шанс закрыть обитель "без лишнего шума".

В 1980 г. монастырь награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Награждение было приурочено к 100-летию обновления обители. В 1984 г. монастырю дана ставропигия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1994 г. сестрам вернули Воскресенский скит, отнятый в прошлом гражданскими властями и в 1990 г. сгоревший (находится на небольшом удалении к западу от монастыря, к 1998 г. над восточной частью главного скит­ского корпуса сооружено три новых купола). С начала 1990-х гг. при монастыре действует воскресная школа для детей, а с 2001 г. - духовное регентско-катихизаторское училище.


Святыни обители

* Икона Божией Матери «Споручница грешных» - по преданию, привезена князьями Корецкими из Рима.
* Плащаница Божией Матери, написанная на кипарисе, - тоже считается святыней князей Корецких.
* Список Почаевской иконы Божией Матери - написан по заказу обители и доставлен туда в 1909 г., помещен над Царскими вратами иконостаса Свято-Троицкого храма.
* Икона Божией Матери «Скоропослушница» иикона св. Архистратига Божия Михаила - написаны на Святой Горе Афон иноком Свято-Пантелеимоновской обители Макарием (Сретен­ским), уроженцем Корца, и в 1896 г. присланы в Корецкий монастырь.
* Икона Божией Матери «Герондисса» - прислана сАфона в начале ХХ в.
* Икона св. вмч. Пантелеимона - прислана из Афон­ской Свято-Пантелеимоновской обители в1897 г.
* Крест с частицей Древа Честного Креста Господня и частицами мощей многих святых.
* Ковчег с частицами мощей святых отцов Киево-Печерских.
* Чудесно обновляющаяся икона Собора святых Киево-Печерских.
* Икона свт. Николая Мирликийского с частицей мощей и капсулой святого мира.
* Иконы свт. Иоанна Тобольского, прпп. Варлаама Печерского и Иова Почаевского с частицами мощей.