Жемчужина архитектуры Харькова

Жемчужина архитектуры Харькова - фото 1
Умей здания говорить, они наверняка поведали бы нам немало историй, связанных с прошлым. Неприметные домишки и величественные сооружения – они были свидетелями многочисленных исторических событий. И каждое из них оставило свой след. Но прежде всего городские здания хранят память о многих людях – тех, чья жизнь была связана с ними. К таким архитектурным памятникам относится и хорошо известная харьковчанам Трехсвятительская церковь, которая расположена на Москалевке, больше известная под именем Гольберовской.

Олександр РОССТРІГІН. — "Новый день", 21 січня 2009 року (рос.)

old.risu.org.ua.jpg

На рубеже XIX-XХ веков семья Гольбергов была очень известна в Харькове. Пятеро братьев-купцов, которые занимались торговлей железно-скобяными товарами и краской, отказались от иудейского вероисповедания, приняли христианство. Торговля Гольбергов приносила немалый доход, и, расширяя дело, они в 1896 году открыли фабрику по производству красок (сегодня это завод «Красный химик»). Особенно преуспел в бизнесе Григорий Осипович Гольберг. В 1903 году его вместе с женой Марией причислили к купцам первой гильдии. После этого события купеческая семья решила построить храм. Решение это поддержали жители Заиковки и утвердили в епархиальном управлении.

И вот для строительства Гольберги жертвуют часть своего земельного участка – 750 квадратных саженей (0.34 га), да еще 10 тысяч рублей деньгами. Вскоре утверждается и название храма – Трехсвятительский. На выбор названия повлиял тот факт, что имена братьев – Григорий, Александр и Василий – совпадают с именами трех христианских святителей.

И хотя в нашем городе уже работали два Трехсвятительских храма – нижний (теплый) Покровского собора (1689) и домовой мужской гимназии (улица Гоголя, 7, открыт в 1891 году), – все же это название утвердили. Был объявлен конкурс архитектурных проектов, и строительный комитет выбрал проект, выполненный харьковским архитектором профессором Технологического института Михаилом Ивановичем Ловцовым.

За основу архитектор взял конструктивное решение церкви на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры, построенной в 1895 – 1900 годах по проекту инженера В.А. Косякова. Предложенное М.И. Ловцовым решение хотя и соответствовало всем каноническим требованиям, предъявляемым к церковным зданиям, но все же содержало и новаторские идеи. Центральный купол опирается на перекрещивающиеся арки, пролет которых соответствует размерам храмового зала. Такое архитектурное решение позволило освободить зал от несущих столбов. Обширный зал храма перекрыт парными перекрестными железобетонными арками, на пересечение которых опирается центральный световой барабан с куполом.

Торжественная закладка храма состоялась 2 сентября 1906 года. Но архитектор из-за тяжелой болезни не смог ни присутствовать на этом празднике, ни руководить строительством. 29 ноября 1907 года М.И. Ловцов умер.

На протяжении восьми лет строительными работами руководил его друг, харьковский епархиальный архитектор Владимир Николаевич Покровский. Он лично разработал рабочие чертежи и шаблоны. На строительство пошло около 2 млн штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей в ценах того времени. Немаленький получился храм: высота центрального купола (без креста) 40 метров, а колокольни до основания креста – 48 метров. Кресты же на храме и колокольне – высотой 3,5 и 3 метра. Площадь храма позволяет разместить в нем во время службы до 650 человек.

Украшением его стал и иконостас, изготовленный в Италии по чертежам В.Н. Покровского. По обе стороны от иконостаса расположены два киота, в которых находятся иконы: В правом – Трех святителей, в левом – Святой великомученицы Марии, покровительницы Марии Гольберг. Под западным притвором и северным крыльцом – два помещения, которые предназначались для семейной усыпальницы Гольбергов.

Для росписи храма пригласили петербургского жи-вописца, ученика Репина и Серова Алексея Соколова. Изучив древнерусскую и византийскую иконопись, он смог украсить храм, не копируя старинные росписи, а воспроизведя в своей работе ее принципы. Работы по росписи выполнялись художником в течение двух лет. И по художественному оформлению Гольберовская церковь считается лучшей в городе.

Хотя к 1914 году основные строительные работы были завершены, освящение новостройки состоялось лишь 29 мая 1915 года. Незадолго до того поступило предложение возвести Трехсвятительскую церковь в степень архиерейского дома Куряжского монастыря.

О торжественном освящении храма позаботились Григорий и Мария Гольберги. После окончания обряда освящения началась Божественная литургия. В конце службы от имени Куряжского Спасо–Преображенского монастыря супругам Гольбергам преподнесли икону Трех святителей, а епископ Федор произнес в честь благотворителей приветственную речь. На стене храма установили памятную доску с именами преосвященных, зодчего и художника.

В том же 1915 году напротив храма Гольберги начали строительство трехэтажного особняка. Проект его выполнил популярный в то время архитектор В.А. Эстерович. Это здание сохранилось до нашего времени (улица 1-й Конной армии,104).

Ежедневные службы продолжались в Гольберовской церкви до ее закрытия в 1923 году. После этого она служила складом, куда свозили утварь из других закрытых «культовых сооружений». В 1925 году по просьбе харьковчан Трехсвятительский храм открыли вновь. Точной даты второго его закрытия архивные документы не сохранили. Известно только, что богослужения прекратились незадолго до начала Великой Отечественной войны. Вновь храм был открыт в 1941 году и работал во время оккупации Харькова немецко-фашистскими захватчиками. Но официальная регистрация Трехсвятительской общины состоялась только в 1944 году.

Здание этого храма считается не только одним из лучших в Харькове, но и по праву признано архитектурным памятником Украины. И сегодня оно не только украшает наш город, но и напоминает нам о жизни наших земляков: об архитекторах Михаиле Ивановиче Ловцове и Владимире Николаевиче Покровском, о купцах Гольбергах.