"Многодетный" храм

"Многодетный" храм - фото 1
Небольшая Вознесенская церковь на столичной Димеевке славится не только тем, что никогда за свою более чем столетнюю историю не закрывалась, и здесь никогда не прекращались богослужения.

Юлия Коминко. – „Православіє в Україні”, 7 серпня 2006 року (рос.)

Небольшая Вознесенская церковь на столичной Димеевке славится не только тем, что никогда за свою более чем столетнюю историю не закрывалась, и здесь никогда не прекращались богослужения. И не только тем, что молодая Лариса Косач (Леся Украинка) обвенчалась здесь со своим мужем Климентом Квиткой. Этот домашний и уютный храм влияет на количественный состав семей своих прихожан удивительным и таинственным образом.

А тайны в этом, в общем-то, и нет. Как говорят местные батюшки, личный пример – и никакого мошенничества. У одного священника детей – семеро, у пономаря – пятеро, пару лет назад молодая регент ушла в декрет, сейчас вот уже и другая готовится покинуть клирос „по уходу за ребенком”. Глядя на приходской клир, и миряне решаются на многодетность. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто посчитать.

Декретный отпуск длиною в жизнь

В Вознесенской церкви основную долю верующих, как и во многих других храмах, составляют люди старшего и среднего возраста. При всем при этом, как подсчитали молодые прихожанки, сейчас в их Димеевской церкви около 12 беременных. Так это только те, кого видно. А сколько еще может быть, так сказать, скрытых, пока незаметных...

При чем, львиная доля будущих мам, как правило, уже не новички в этом деле - у кого один, два, а у кого и пять, и шесть уже готовых „братиков и сестричек” для будущего новорожденного. Бывает, уйдет женщина в декретный отпуск, родит одного, потом через два года другого, третьего и т.д. Так и растягивается отпуск по уходу за детьми до самых внуков. Например, у Светланы с мужем Михаилом – ожидается уже седьмой, а их первенцу скоро семнадцать стукнет. Еще года три, и он уже о своих наследниках думать станет, а мама его – на фоне младших братьев и сестричек – так и остается молодой и внешне, и в душе.

Замечено, что многодетные женщины, как правило, не чувствуют возраста, так сказать, не стареют. „Матушка шестым беременна, а ей на вид – ну не больше 25 дашь”, – удивлялись ребята на одной из православных молодежных встреч. А ведь правда, с одной стороны, у женщины есть взрослые дети, рядом с которыми она – умудренная опытом и сединами старица, а с другой – пятеро сорванцов, за которыми нужно всю Литургию бегать, драки разнимать. Тут уж не постареешь.

Что интересно, молодые семьи в Димеевской церкви, „открыв” свой детский сезон, похоже, не собираются останавливаться на достигнутом. Евгений и Лариса воспитывают уже вторую доченьку Анастасию, при том, что их старшей Иринке только три годика. Сергей и Оксана своего двухлетнего Ивана также в скорости собираются удивить сестричкой. Александр и Татьяна после появления три года назад их второго сынишки Игоря этим летом уже дождались и доченьку – Ксению. При чем, в этой семье количество детей и забот практически не влияют на посещение богослужений. Чуть суббота, папа в авангарде с сыновьями на Всенощную, а попозже и мама Таня со своим арьергардом подтягивается. „Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!”

„У нас с другом на двоих четырнадцать детей”

Говорят, после этой фразы заказчик перестал работать с двумя друзьями Александром и Михаилом. Не понял православного юмора. А на двоих у этих приятелей, которые еще со школьной скамьи вместе по жизни идут почти двадцать лет и являются постоянными прихожанами Вознесенского храма, и правда, 14 детей. По семь то есть. При чем, абсолютно все детки пошли в отцов. Их уж точно не спутаешь, когда один и другой родитель каждое воскресенье направляют свои „косяки” юрких рыбок-деток на исповедь и причастие. Но самое интересное, это развозка домой. Одному папе приходится делать две ходки, чтобы транспортировать все свое многочисленное семейство в храм и обратно, а другой усаживает свою „мелочь пузатую” в небольшое авто просто штабелями, благо православные всегда отличались выносливостью и неприхотливостью.

Трое маленьких детей у Дмитрия и Галины, Александра и Татьяны; четыре девчонки от 13 до 8 лет у Анастасия и Лии; по пятеро детей у пономаря Романа и его жены Ларисы, молодых Игоря и Светланы, Юлии и Димитрия. Да всех все равно не перечислишь, хотя, по скромным подсчетам священников, среди прихожан Димеевского храма более 10 православных многодетных семей.

Большинство из них окормляются у протоиерея Константина Курбанова. У самого батюшки детей семеро, хотя в своих разговорах усердные прихожане постоянно „накидывают” ему еще то одного, то двух.

Отец Константин, на вопрос, каков его личный вклад в многодетность духовных чад, скромно затягивает: „Ка-а-ак вам сказать...” Вклада как такового, пожалуй, и нет, разве что личный пример. Знают, что многодетный отец, вот и подходят за советом. Можно ли благословить рожать много детей? Конечно же нет, ведь это дело – многодетность – является осознанным христианским подвигом двух людей – мужа и жены, свидетельство их любви, верности, доверия и жертвенности. А принуждать к подвигу нельзя. Решимость рожать детей столько, сколько Бог даст – это признак единства супругов, их сплоченности, крепости семьи. Священник может только поддержать мужа и жену в этой их решимости, но никак не настоять, не приказать.

Бывает, конечно, молодые супруги живут–живут, да все никак не соберутся с духом на потомство. Тогда уже приходится и „приструнить”: „А чего вы, собственно, ждете?” Но это все же редкость. А чаще происходит, что христиане, вступая в брак, чувствуют необходимость постоянного подвига Христа ради во всех сферах своей жизни, в том числе, семейной. А потому только и успевай крестить да „печать дара Духа Святого” ставить.