Стигматизация интернета

2 серпня 2011, 11:00 | Релігія і мас-медіа | 0 |   | Код для блогу |  | 

Олексій ГОРДЄЄВ (в авторській мовній редакції, рос.)

Макдауелл.jpgДля протестантов Джош МакДауэлл – не просто человек. На постсоветском пространстве он единственный, чья небольшая книжка «Не просто плотник» оказалась достойной быть размещенной на обратной стороне Евангелия.

Безусловный авторитет в христианской апологетике, МакДауэлл на днях выступил в Центре им. Билли Грэма в г. Эшвилле. Выступление не было ни скандальным, ни вызывающим, в общем, обычная официальная речь. Она, однако, обратила на себя внимание аналитиков: апологет сильно расстроен интернетом в его нынешнем виде в целом, его негативным влиянием на американскую нацию в частности. «Интернет дал атеистам, агностикам, скептикам, людям, которые хотят уничтожить все, во что верим мы с вами, почти такой же доступ к вашим детям, какой имеете вы и молодежный пастор вашей церкви… нравится вам это или нет», – цитирует слова МакДауэлла Christian Post. Эти довольно предсказуемые тезисы сопровождались статистикой, согласно которой в Америке процент верящих в существование объективной истины упал до 9 %, а распространяемая через всемирную сеть порнография является причиной 50% разводов американских семей.

Crybaby

Выступление известного американца важно, откровенно говоря, не само по себе. Посыл и форма подачи информации свидетельствуют о растущей обеспокоенности части американских христиан об интернете, контроль над которым они продолжают терять. Репортёр Эньюгра Кумар, написавший гарячую статью по следам события, резюмировал МакДауэлла скандальными словами: «Интернет ослабляет влияние христиан». Очередной козёл отпущения?

Обвинения всемирной паутины в способствовании разрушения ценностей и христианских традиций были бы понятными со стороны ультра- и среднеконсервативных частей в любой христианской конфессии. Тем не менее, на фоне динамичных и современных посланий Папы Римского ко Дню социальных коммуникаций и документов Папской комиссии по делам социальных коммуникаций подобные выступления кажутся, мягко говоря, ретроградскими и «бьющими в молоко». «Мир медиа, однако (жалко, что он часто вообще не отвечает христианской идее), открывает уникальные возможности для провозглашения спасающей правды Христа всему человечеству», – подчёркивает позитивную роль интернета Иоанн Павел II. Взять, например, … полезные возможности сетей интернета в распространении религиозной информации и христианского учения вне зависимости от границ и преград» (послание Папы Римского ко Дню социальных коммуникаций в 2001 году).

Шаг назад

Экстериоризация проблемы (в данном случае – перенос поиска причины на внешние рубежи) – именно так можно подумать о подоплёке выступления МакДауэлла, чьи идеи вызвали определённый резонанс в американской среде. Более либеральные христиане вменили ему скрытую тенденцию к цензуре и смену акцентов, что было замечено одним из ведущих комментаторов на сайте Christian Post Энн Пиплз: «Христианство поступает плохо, когда перестаёт контролировать всё учение и позволяет людям свободно обмениваться мыслями? Что за ерунда!».

Жалко осознавать, что для немалого числа евангельских христиан в США именно интернет становится олицетворением адских сил, действующих против Бога. Хотя вначале было ровно наоборот: превращение военной сети в паутину для взаимного обмена информацией и идеями было воспринято как шанс для проповеди с «кровли» (Мт.10:27) и более активного миссионерства. В результате цифровой экспансии возникло такие сугубо американское явление, как интернет-церковь. И даже сейчас градус качественного присутствия американского христианства остаётся – в сравнении с украинскими потугами – обжигающе высоким. Для иллюстрации – официальный сайт евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ) расположен по крайне неясному адресу ecbua.info, запомнить который можно только на конкурсах для любителей мнемоники. Правда, Валентина Крицкая, пресс-секретарь Союза баптистов, уверяет: «Конечно, в наших ближайших планах – переход на другой адрес и наполнение сайта качественным контентом. Это вызывает определённые сложности: обучение новых людей, поиск материалов по крупинкам».

Не тот путь

Нужно честно отметить, что среди авторитетных служителей МакДауэлл явно не одинок. Судебный иск к интернету с обвинением его в разложении основ христианства является прямым результатом невнимательности к фундаментальной истине теории коммуникаций: канал коммуникации нейтрален, его облик формируется в результате столкновения интересов разных групп. Тогда почему часть «христианской» нации, всегда по-авангардистски пользовавшаяся преимуществами интернета, начала бить тревогу и говорить о сети как о проблеме?

«Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде», – сказал в Евангелии от Луки Иисус. У Харви Милка, первого американского политика-гомосексуалиста карьера пошла вверх только после того, как в его предвыборном штабе появилась Энн Кроненберг, имевшая хорошие отношения с СМИ. Христиане в плане сотрудничества с СМИ отстают, что вскрылось, когда виновника недавней норвежской трагедии назвали «христианским фундаменталистом».

В 2009 году фиксировали 4,2 миллиона порносайтов. Эксперты прогнозируют, что даже выделение отдельной порно-зоны .XXX не создаст безопасного для христиан и их детей пространства в интернете. Что объединяет всё вышеперечисленное? Объединяет то, что интернет становится всё менее христианским или моральным по меньшей мере. Впрочем, как недавно отмечал украинский социальный философ Михаил Черенков, и «христианства будет всё меньше». И именно христианство в своё время прошло через Index Librorum Prohibitorum – позор католицизма и козырь светского материализма – желая ограничить верующим доступ к популярной литературе того времени. Налицо также конфликт поколений, уверен Денис Кондюк, магистр богословия: «То, что дети рано взрослеют – это, к сожалению, факт, но воспитывать их всё равно вменяется в обязанности родителей. МакДауэлл предлагает прятать детей от общества, выключить телевизор, это нигде не срабатывало».

Стигматизация интернета ни к чему хорошему не приведёт, но запустит древний механизм запрещённого яблока, где в качестве яблок, по мнению МакДауэлла, могут выступать страницы с нехристианским содержанием. Истории религиозных поисков таких людей, как Кристофер Хитченс,  демонстрируют, что именно запреты и необоснованные заграждения перед источниками информации могут иметь разрушительные последствия. Теоретически, конечно, можно «выключить» интернет, но тогда МакДауэлл должен предложить «идеальное» христианство, без примесей временного и американского. Насколько это возможно, следует спросить у американских христиан.

P.S. В конце выступления МакДауэлл предложил христианам быть примером истины, работать над укреплением взаимоотношений и использовать свои знания для ответов на вопросы детей. Не было сказано ни слова про главный объект угроз – интернет. Что ж, от себя добавим, что после вышеупомянутых трёх шагов, когда истина продемонстрирована, взаимоотношения напоминают слаженную работу смазанных деталей в коробке- «автомате», а дети спят и во сне обдумывают мудрые ответы родителей, христианам остаётся самое малое – садиться за свой Mac и отвоёвывать интернет назад.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0коментарів

Коментарі

додати коментар 

    Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

    Проект "Релігія і ЗМІ"