Крестовый поход в интернет

27.02.2011, 12:57
Крестовый поход в интернет - фото 1
Об опыте использования веб-технологий и социальных медиа украинскими протестантами

macbook.jpgСовременные информационно-коммуникационные технологии не обходят стороной и христианское сообщество. Церкви пересматривают свою миссиологию и стараются использовать социальные медиа ради распространения христианской веры. Мейнстримом на постсовестком пространстве стали протестанты в лице Ассоциации интернет-евангелистов, которая инициировала ряд баркемпов в странах СНГ.

Год назад отдельные христианские активисты объединились в Ассоциациию интернет-евангелистов, ставшую флагманом подготовки сетевых миссионеров в странах СНГ. За год было проведено четыре крупных баркемпа в Санкт-Петербурге, Киеве, Волгограде и Алмате, которые посетило около тысячи человек из разных церквей и деноминаций.

Несмотря на то, что это движение создавалось по инициативе протестантов (играющих здесь главную роль), оно носит экуменический характер. Например, на киевской конференции Media Mobilization среди участников было около 15% греко- и римо-католиков. А одними из главных докладчиков выступили православный богослов, редактор портала «Теология в Украине» Юрий Черноморец и Александр Доброер, католик и известный в Украине эксперт по коммуникациям. Порталы РИСУ (структура Украинского католического университета) и общественно-религиозное издание Credo получили возможность рассказать о своем опыте участникам конференции.

Церковь начинает испытывать нужду в служителях новой формации — блогерах, специалистах по social media marketing, вирусному видео

Стоит отметить, что отдельные протестантские издания и профессиональные объединения уже проводили подобные мероприятия (тренинги, семинары, конференции), но они носили «проповеднический характер», где мало говорилось о том, что и как делать, а аудитория использовалась для саморекламы собственных услуг.

Спикеры же, выступавшие перед сетевыми миссионерами (в рамках указанных баркемпов), являлись признанными специалистами среди светской аудитории. В Киеве гости конференции могли перенять опыт от народного депутата Верховной Рады Украины и лучшего (по оценкам украинской прессы) блогера-политика Леси Оробец по вопросам лоббирования и мобилизации людей благодаря социальным медиа. Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ-Украина» Андрей Юхименко и специальный корреспондент этого же издания Олег Гавриш учили качеству контента. О маркетинговых премудростях рассказывал один из лучших украинских маркетологов, директор по маркетингу сети DЦ Игорь Дидок.

В Санкт-Петербурге о служении церкви в интернете учил бренд-менеджер кадрового агентства Headhunter.ru Денис Марков. А в Казахстане «приглашенной звездой» был генеральный директор компании Quattro Media (лидер казахского рынка маркетинга, среди клиентов которого «Билайн», Сбербанк России, Toyota и др.) Виктор Елисеев, который выступал по теме «Креативная церковь» и «вирусное видео». Являясь обычным прихожанином, Виктор Елисеев активно начал заниматься созданием вирусных роликов для интернета, сделав такое хобби одним из церковных служений. Это свидетельствует об определенной тенденции, когда церковь начинает испытывать нужду в служителях новой формации — блогерах, специалистах по social media marketing, вирусному видео и т.п.

Пример протестантского вирусного видео

Для католической и православных церквей, обычно, характерна инициатива сверху. Это же касается и интернет-служения. В движении интернет-евангелистов обычные прихожане стали генератором вовлечения церковных общин в виртуальное пространство. Лишь в казахском баркемпе церковь была одним из соорганизаторов конференции — «Новая жизнь» пастора Максима Максимова (по совместительству президента канала CNL).

Несмотря на то, что христианское (точнее протестантское) сообщество отстает в использовании социальных медиа в своей деятельности, баркемпы не только стали мотиваторами для активного включения в интернет-процессы, но и предложили узкоспециализированные направления для профессионалов. В частности, Media Mobilization имела целый тематический блок — government relations и медиа-лоббирование. Уже упоминавшаяся депутат Рады Леся Оробец делилась с христианскими активистами, как через социальные медиа можно воздействовать на власть. Руководитель одной из самых массовых и влиятельных молодежных организаций Украины «Фундация региональных инициатив» Виталий Шабунин детально объяснил, как и почему нужно лоббировать христианские ценности во власти.

Об уровне киевского баркемпа ярко свидетельствует комментарий Юрия Черноморца, сравнившего протестантскую конференцию с масштабным украинским Фестивалем православных СМИ:

«Сравнение с православными не в пользу православных. На фестивале православных СМИ царила скучища и когда я туда случайно зашел встретиться с другом-батюшкой, то мы все были в шоке от этой совковой атмосферы изображения бурной деятельности. Протестантизм – это вызов для православного “большинства”. Если ничего радикально не изменить, не провести православной медиа мобилизации, через поколение за протестантами будет большинство христиан Украины».

Каждый новый баркемп приводит к появлению новых блогеров-христиан, рождению сетевых инициатив и более глубокому пониманию важности интернет-миссиологии. Вдохновленные идеей баркемпов, возникают инициативы от поместных церквей по обучению своих прихожан новым технологиям. После украинской Media Mobilization прошли региональные семинары в Ровно и Луцке. На ближайшее время намечены баркемпы в Москве, Таллине, Одессе, Сочи и Красноярске. Инициатива, рожденная несколькими людьми, теперь задает тон целым деноминациям.

Уже на ближайшие съезды Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Беларуси и Всероссийского содружества евангельских христиан (РФ) приглашены представители Ассоциации интернет-евангелистов для формирования собственной миссии в виртуальном пространстве.

Руководство Ассоциации понимает, что баркемпы и региональные семинары — это лишь первый шаг. Поэтому уже сейчас разрабатываются обучающие программы на основе прошлых образовательных проектов (Школа интернет-евангелистов и украинская «Академия богословия»). В течение ближайших двух лет появится программа Master of communications на базе одного из христианских университетов СНГ, которая научит всем тонкостям информационно-коммуникационных технологий

Николай МАЛУХА, Religo.ru