Практические рекомендации по организации информационных комитетов в поместных Церквях, миссиях и деноминацияx

17 грудня 2009, 23:50 | Релігія і мас-медіа | 0 |   | Код для блогу |  | 

Вступительные советы

Если всё, сказанное выше в этой работе, побудило вас к поиску путей усиления информационного вектора в вашем служении, то надеюсь, данное приложение даст вам несколько практических рекомендаций.

Совет первый.
Начните с молитвы. Прямо сейчас прервите чтение и обратитесь к Господу с просьбой направить вас и помочь организовать информационное служение таким образом, который будет максимально эффективен именно с учётом специфики вашего служения.

Совет второй
Если вы игнорировали первый совет, вернитесь к нему и всё же помолитесь. Я уверен, что, в то время когда мы плюсуем свои усердия в том или ином направлении — молитва их умножает.. Эффективность наших стараний увеличивается в геометрической прогрессии, будучи обеспеченна молитвой. В тоже самое время, и в самом лучшем случае, мы еле-еле движемся вперёд при отсутствии молитвы, прилагая при этом титанические усилия.

Совет третий.
Беритесь за дело с энтузиазмом и не останавливайтесь до тех пор, пока не пробьётесь к приличному уровню работы в этом направлении. Забронируйте в своём ежедневнике закрытое время для размышлений на заданную тему и для разработки структуры информационного служения.

Совет четвёртый.
Теперь практически выполните то, что написано в третьем совете. Не поленитесь встать, взять ручку и отметить время, которое вы посвятите работе в этом направлении. Слишком много в нашей жизни прекрасных и важных дел мы совершаем только на виртуальном уровне и не заземляем их в практическую плоскость.

Совет пятый. (На всякий случай.)
Не забудьте про первый совет. Помолитесь.

Проблема кадров в информационном служении.

Говоря о необходимости организации информационного служения, я не имею ввиду необходимость привлечения к работе неких сверхспециалистов. Уверен, что в этом направлении, как и в любом другом, необходимы во-первых верные люди, которые разделяют общее видение руководства и готовы с ответственностью и постоянством трудится в этом служении. Посвящение служителей всегда более важно, чем профессионализм, по той причине, что последний при желании нарабатывается, а первое качество является самоопределением сердца.

Безусловно при наличии выбора следует остановится на человеке с высшим гуманитарным образованием по той простой причине, что в контактах с внешним миром и светскими СМИ этот фактор будет весьма полезен. Но повторюсь, что это не непременное требование, а всего лишь пожелание.

Не поддайтесь искушению, избежать вашего непосредственного и самого активного участия, для успешного становления инфо-служения — не удастся. Если вы хотите, что бы это работало, то на первых порах вам необходимо "попотеть" в этом направлении. Ещё не одному успешному служителю не удалось двигаться вперёд игнорируя старый как мир принцип: "сперва я делаю кто то смотрит, затем мы делаем с ним вместе, после он делает — я смотрю, и в конце он делает сам". Начните работу по созиданию информационного служения самостоятельно и на первых порах подключите к ней человека в качестве вашего помощника. Выстройте образовательную программу для того человека, которого вы хотите развить в этом служении. Дайте ему прочитать эту работу, и попросите при чтении брать на карандаш мысли для вашего совместного обсуждения.

Принципы подачи информации

При работе с информацией, как и при любом другом виде деятельности, существует масса профессиональных принципов в совокупности своей составляющих целый раздел в науке. Не ставя целью углубиться в океан информационных доктрин, я тем не менее, считаю важным перечислить хотя бы некоторые основополагающие принципы, осознание которых крайне необходимо для становления информационного служения. Не обременяя читателя научной терминологией, постараюсь изложить эту азбуку информационной науки в богословских аллегориях.

Принцип информационного провала.

Когда мы читаем первую главу Библии, то видим картину, которой может позавидовать любой служитель. "Сказал Бог — и стало так" — неоднократно говорит Писание. Идеальное исполнение Божьего видения и его информационной сущности останется навсегда недосягаемым идеалом для любых "божков" информационных проектов. Увы, человеку приходиться смиряться с тем, что его информационные послания всегда обречены на борьбу хотя бы за минимально возможное искажение.

Обычная Церковная история выглядит так: "Сказал пастор, и стало…в большей или меньшей степени, но обязательно не так". Информационный провал просто гарантирован нам в мире греха, в котором мы живём. Как бы мы не старались, нам приходиться признать существование погрешностей в нашем даже самом изощренном и информационно обеспеченном служении. В каждом случае, когда что то произносит человек, нам важно помнить, что помимо "Сказал пастор", существуют ещё такие категории, как "Подумал Петров!", "Услышал Сидоров!", и "Имел ввиду Иванов!".

Понимание "принципа информационного провала" мы должны положить в качестве философского основания, и учитывать его будучи снисходительными как к своим так и к чужим погрешностям в этого рода служении. Это же понимание пригодиться нам для того, что бы стремясь к минимальным потерям строить работу информационного служения с учётом нижеследующего принципа.

Принцип необходимости дублирования информации.

Уверен, что в вашем служении, как и у меня в Церкви, вы могли не раз наблюдать, как определённые цели, которых мы пытаемся достичь, начинают работать с двадцатого раза. Убеждён, что я не одинок в своём роде и вам так же приходилось слышать от ваших прихожан и служителей вопросы типа "Когда или где именно?", после того как вы "русским языком" говорили об этом на служении. Даже сотрудники вашего офиса время от времени могут ошарашить вас вопросом "А есть ли сегодня служение?", и при этом в их вопросе вы можете не уловить даже тени иронии.

Мы живём в мире, где информационный натиск так силен, что у людей срабатывает некий защитный механизм, и зачастую это происходит в тот момент когда вы или ваш администратор стоит за кафедрой и делает объявления, как вам кажется чрезвычайной важности.

В качестве профилактики от эпидемии "инфо — провалов" нам необходимо помнить важный принцип работы с информацией — "принцип необходимости её дублирования". Любой профессионал в сфере информационных технологий скажет вам, что прежде чем мы можем рассчитывать на реакцию людей мы должны хотя бы трижды представить им ту или иную информацию. Мы должны просматривать те каналы по которым информация добирается к цели и в каждом конкретном случае беспокоиться о том, что бы она была дублирована.

Принцип потери информации на каждом этапе

Как уверяют специалисты, лишь 60 % от того, что вы имели ввиду, воспринимает человек, которому вы передаёте то или иное сообщение. Иными словами, от вашего видения и первоначального понимания остаётся чуть больше половины у того, кому вы передаёте информацию. Не трудно посчитать, что уже при второй передаче информации от её первоначального содержания остаётся 36%, а при третей 21%. Таким образом, на каждой ступени информационная корзина пустеет. Но это бы ещё пол беды, если бы не тот печальный факт, что к вашей изначальной информации потихонечку прибавляется нечто, чего вы совершено не говорили и абсолютно не планировали.

Именно на основе этого принципа построена известная детская игра в "испорченный телефон". Каждый следующий, уже что то недослышал и плюс ему нечто новое почудилось. В результате получается весьма весело, во всяком случае, когда играют дети. В случае же, когда строиться служение, веселья меньше. Картина начинает чем-то напоминать вавилонскую историю, когда "один не понимал речи другого". И исполнение служения становиться крайне затрудненным.

Потеря информации непременно происходит по естественным причинам. При этом вы не редко можете видеть, как, по каким либо причинам, на информационном пути образуется своеобразным тромб. То ли какой либо лидер не срабатывает, то ли некие обстоятельства осложняют здоровую работу информационных артерий. Результат, тот же что и при тромбофлебите в человеческом организме — отёчность, полная или частичная утрата работоспособности, а в худшем случае и гангрена, со всеми вытекающими из неё неприятными последствиями. Понимание этого принципа помогает нам в работе с информацией и указывает нам на необходимость очищения информационных каналов учёта следующего принципа.

Принцип конкретизированной адресной политики

Крайне необходимо, для эффективной работы Церкви разрабатывать инфо — структуру таким образом, что бы избегать многочисленных передач видения через "десятые руки". К примеру, если вы хотите нечто сказать людям на домашних группах, то наряду с устными объяснениями вашим районным служителям, и параллельно их разговору со служителями домашних групп, вам необходимо обеспечить последних письменным изложением сути вашего видения.

Усилить адресную направленность информационных потоков возможно, приучая ключевых руководителей писать то, что в нашей Церкви мы называем "служебными" или "рабочими" записками. Для тех руководителей, которые имеют в своём подчинении ещё хотя бы одно руководящее звено, это крайне необходимо и увеличит эффективность и слаженность вашего служения.

Направленность информации, и использование информационных "служебных записок" поможет избежать так же информационного переедания многих людей, которых не касается та или иная информация. Сегодня, в обычной Церкви информационные потоки слабо разделены. Как правило, они будучи собраны в блокнот администратора, выливаются в воскресном собрании, сплошь и рядом на головы прихожан не имеющих к большинству информации никакого отношения. Подобная политика распределения информации весьма отрицательно сказывается на эффективности служения. Приучите душепопечителей к тому, что на служении они получают записку от пастора. Пусть руководители административного крыла получают адресно информацию от администратора, а для всего служения оставьте то, что имеет отношение ко всем.

Возможные варианты структуры информационного служения внутри Церкви и деноминации

Внутри поместной Церкви существует бесчисленное множество каналов и форм, через которые информацией обеспечивается тело Христа. Подобно кровеносной системе в организме человека обеспечивающей циркуляцию жизненно необходимых составляющих, информация доходит до каждой клеточки тела, исполняя свою функцию.

Продолжая эту аллегорию, мы можем заметить, что кровь бывает артериальной (очищенной и несущей кислород от сердца во все клеточки организма) и венозной (несущей углекислоту от тканей и частей тела к сердцу). Подобно этому информационное служение призвано, черпая кислород библейской здравости, Божьих целей и принципов, доставлять его во все части Тела Христова, и очищать Церковь от неизбежного загрязнения, возникающего в результате процесса обмена веществ с миром, в котором мы живём. Как сердце, являясь уникальным органом, прокачивающим здоровую кровь в организме, информационный комитет должен работать ритмично, и достаточно сильно, обеспечивая здоровье Церкви. Подобно тому, как у сердечно больного человека пухнут конечности, и в них появляется нездоровая отёчность — в наших Церквях, те сферы, служения и те люди, которые не обеспечиваются здравым учением и общим видением Церкви, болеют и доставляют массу проблем в служении.

Так же как многочисленны кровеносные сосуды и многообразна кровяная система в организме, так же огромное количество форм существует в информационном служении. Давайте пройдём вместе с вами курс Церковной анатомии и просмотрим наиболее традиционные информ-артерии действующие в наших Церквях.

Информационный воскресный листок

Одна из самых простых и самых эффективных форм, для улучшения информационного служения в наших общинах. В эпоху принтеров и резографов этот вид служения не является более чисто западной Церковной роскошью и становиться доступным и с моей точки зрения, крайне необходимой формой информационного служения в современной Церкви. Потратив десять — пятнадцать копеек на экземпляр, вы можете еженедельно, предоставлять вашим прихожанам свежую и важную информацию любого необходимого содержания. Руководитель информационного комитета может, по согласованию с Вами организовать это служение без особых проблем, но плюсы, которые это принесет Вашему служению не возможно описать даже посвятив этому целую главу. Помимо централизации потоков информации вы так же можете значительно уменьшить время которое тратиться в служении на огромное количество объявлений, продублировав вкратце лишь самые важные аспекты.

Мини буклеты

Ещё одной из форм информационного служения могут являться специализированные мини буклеты, призванные актуализировать ту или иную информацию и предоставить исчерпывающие сведения по какому либо вопросу. Опять таки, с учётом всё возрастающей конкуренции на типографском рынке, выпуск такого буклета становиться посильным даже для Церкви среднего размера.

Эта форма подачи информации, в отличие от информационного воскресного листка, более уместна, при необходимости детально освятить тот или иной крупный проект. К примеру, в выпуске такого буклета есть смысл при подготовке специфического семинара, конференции, или при проведении той или иной акции.

Учение и объявления в домашних группах

Поскольку в большинстве современных церквей действует структура домашних групп, не забудьте о том, что они так же представляют собой информационные артерии. Лидеры этих групп должны иметь ясное понимание того, какую информацию и каким образом они должны продублировать либо впервые предоставить людям посещающим эти служения. С учётом вышепреведённого "Принципа ступенчатой потери информации", в подавляющем большинстве развивающихся Церквей уже на стадии руководителей домашних групп царствует информационный хаос. Проведите тест, внезапно опросив служителей этой категории, и вы убедитесь, что они очень слабо ориентируються в ближайших планах Церкви. Чаше всего, уже в этом церковном управленческом звене, вам не смогут внятно ответить на вопросы "где?" и "когда?", "что то" планируеться, какие цели это "что то" преследует?, и кто именно и по какой причине должен там быть?

Для того, что бы преодолеть информационные "потери", и что бы информационная "кровь" достигала каждой части Тела Христова, необходимо предпринять некие специфические меры. Одним из вариантов являеться специфическое выделение в ваших биллютенях информации, которая обязательно должна дублироваться на ячейках, и введение этой процедуры в обязанности лидеров служений.

Служебная записка

Другим способом, для предотвращения "Принципа ступенчатой потери информации" может быть, уже упомянутая выше "Служебная записка", направленная исключительно к служитенлям определённого уровня и содержашей необходимую именно для лидеров информацию. Эту записку без особого труда может писать сам пастор, или лучше дополнять её после того, как необходимый её минимум будет подготовлен секретарём.

Воскресная проповедь

Да простится мне, что о священнодействии я, в данном случае, говорю языком информационного технократа. Но вряд ли кто из нас станет отрицать, что проповедь является мощнейшим средством передачи Божьей информации Церкви. Иногда нам весьма полезно смотреть на привычные вещи с непривычной стороны. Боюсь, что я вынужден, согласившись с автором "Целеустремлённой Церкви" пастором Риком Уорнером, подтвердить, что как это не странно большинство служителей недооценивают силу того, что проповедуется из за кафедры.

Если мы хотим преодолеть те или иные негативные тенденции в нашем служении, нам необходимо, прося мудрости у Господа, проповедовать об этом в Церкви и предлагать конкретные пути решения стоящих перед нашим служением проблем.

Не забывайте, что одним из самых мощных информационных каналов является кафедральное служение пастора и лидеров Церкви. Посмотрите на ваше послание к Церкви с этой стороны и поразмыслите о том, каким образом, через тематические, целенаправленные проповеди вы можете влиять на процессы происходящие в вашем служении.

Стенды в Церкви

Говоря о том, что "сыны века сего, проворнее в своём роде, чем сыны света" я вспоминаю образцовую пропагандистскую активность советских идеологов в стендовом вопросе. В каждом общественном заведении стены были украшены бесконечным количеством агитплакатов, молний, и стенгазет, с которых в нас сеялось "доброе", "светлое" и "вечное". Сегодня же в Церквях работа со стендовой информацией поставлена крайне плохо, если поставлена вообще. Эта форма информационного служения может стать весьма эффективным средством, если её включить в ответственность информационного комитета и как следует организовать её работу.

Во многих европейских церквях стендовое служение имеет весьма неплохой внешний вид, но свежесть и оригинальность подачи информации оставляет желать лучшего. Уверен, что возможности творческой работы в этом направлении практически безграничны и в них на сегодняшний день "зарыт" немалый потенциал для служения.

Фото недели

Прекрасной иллюстрацией к тому, каким образом мы можем творчески оживить информационное служение может служить — такое "Ноу — хау" как "Фото недели". В случае, если руководитель информационного служения проработает этот вопрос, это может стать дополнительным и весьма серьёзным помощником в информационной работе.

Всего один — два кадра сделанные по тому или иному поводу, и через резограф выведенные на бумагу, могут порой сказать весьма многое, и зачастую не хуже самого красноречивого проповедника.

Слоган.

Одним из самых коротких, и может быть от этого, в наш перенасыщенный век, весьма эффективным носителем информации является короткий девиз, который профессионалы — окрестили слоганом. В этом лозунге — выражающем сущность ваших целей вы так же можете нести определённую информацию как к людям в вашей Церкви, так и к внешним.

"Пролетарии всех стран — соединяйтесь!" гласил коммунистический слоган, и изо дня в день производил своим информационным исповеданием определенный эффект. Не нужно недооценивать силу информации сжатую до минимума в несколько слов. Порой она может передать людям не мало о вас и вашем видении. Как торговая марка "Протер энд Гембел" при постоянном использовании сама становиться весьма ценным товаром, так и слоган в вашем служении при его разумном использовании приобретает силу уподобляясь вашей мини проповеди и принося немалую духовную прибыль.

"Вдохновляющий поток христианской информации" — гласит слоган нашего издания "Христианство Сегодня". И его повторение из номера в номер прямо под названием газеты само по себе является важным действием, характеризующим наше видение и цели.

Если в вашем служении вы не имеете такого девиза — рекомендую вам поразмыслить нём. В нашей Церкви, для выражения наших Целей, мы остановились на библейской притче "Когда умножаются праведники — радуется народ". Пр.29-2. Сжав, цель нашего служения, в эти пять слов — мы используем их повсюду, начиная от фирменного бланка и заканчивая любым нашим проектом или мероприятием.

Логотип

Графическим аналогом, и так же важным мини средством информации является то, что "ассы" информационных баталий — называют логотипом. Всё вышесказанное о сути слогана, можно повторить говоря о логотипе, с той лишь разницей, что важность слогана необходимо умножить говоря о логотипе, поскольку его визуальность умножает восприимчивость а следовательно и результативность передаваемой им информации.

Часто я вижу логотипы церквей, на которых голубь то ли пролетает над костром, горящим в Библии, то ли падает в него. Каждый раз наблюдая подобное творчество я молюсь, что бы на него никто не обратил внимание. Конечно, можно радовать себя мыслью о том, что это лучше, чем выбрать в качестве эмблемы сцену приношения Авраамом в жертву Исаака, но почему то эта мысль слабо утешает.

Логотип, как и слоган, обязан быть кратким, и не перенасыщенным сюжетной активностью. При этом стоит помнить, что его символика должна быть понятна не только верующим.

В нашей Церкви мы используем в виде логотипа два церковных купала в лучах восходящего солнца, с содержащейся в них аббревиатурой "МХ", которая при возможности расширяется до "Проект Мариуполь Христианский", что соответствует нашей мечте и цели служения. Признаюсь, что православные купала слегка раздражают наших братьев ортодоксов, как из православного, так и из протестантского лагеря, но при разработке логотипа о них мы думали в последнюю очередь, отдавая приоритет нормальным людям, а не церковным консерваторам.

Информация к размышлению.

Не имея возможности, в рамках данной работы, охарактеризовать все существующие и теоретически возможные информационные каналы в церквях, ограничусь кратким перечислением некоторых из них. Уверен, что в свете нашей темы, будет полезно просмотреть структуру вашего служения на предмет выявления информационных артерий, с целью улучшения информационного кровообращения в вашей Церкви.

Список возможных форм, для распространения информации.

  • Книги

  • Аудио и видео служения

  • Страничка в интернете

  • Письма к прихожанам, членам Церкви, друзьям, коллегам и т.д.

  • Молитвенные проекты (собрания, цепочки, конференции,)

  • Устные объявления в Церкви,

  • Семинары

  • Статьи во внутренних газетах

  • Лидерские служения

  • ???? (бесконечное количество других форм)


3. Завершающая часть

В завершении хочется подвести итоги всему вышесказанному и ещё раз указать на крайнюю необходимость осознания актуальности инфо-служения в современной Церкви. Поскольку перемены в наших действиях начинаются с перемен мышления и проистекают от принятия волевых решений, то рекомендую не оставить прочтение данной работы на первой, чисто интеллектуальной ступени.

В практическом же отношении, наилучший способ продвинуться вперёд в этом — это создать специальный комитет в структуре Церкви, деноминации или миссии, который сможет разработать видение соответствующее специфике вашей деятельности.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0коментарів

Коментарі

додати коментар 

    Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

    Проект "Релігія і ЗМІ"