Трудности перехода. Кто не хочет "под Филарета" - идет "под Драбинко"

28.01.2019, 09:26
Трудности перехода. Кто не хочет "под Филарета" - идет "под Драбинко" - фото 1
На фоне Фанара Киев выглядит увальнем. Объединительный собор состоялся уже больше месяца назад, ПЦУ была образована, приняла Устав (хоть и с оговорками), но оформлять свои отношения объединенные церкви не спешат

На фоне Фанара Киев выглядит увальнем. Объединительный собор состоялся уже больше месяца назад, ПЦУ была образована, приняла Устав (хоть и с оговорками), но оформлять свои отношения объединенные церкви не спешат

Фото: УНИАН

Православная церковь Украины внесена в список поместных церквей на сайте Вселенского патриархата. Вселенский патриархат, обычно неспешный, вообще поразительно оперативно действует в украинском вопросе. Даже с признанием ПЦУ он успел раньше нас - в Украине церковь пока официально не существует.

На фоне Фанара Киев выглядит увальнем. Объединительный собор состоялся уже больше месяца назад, ПЦУ была образована, приняла Устав (хоть и с оговорками), но оформлять свои отношения объединенные церкви не спешат. Интронизация митрополита Киевского назначена на начало февраля и приурочена ко дню рождения митрополита Епифания. После этого, по словам самого митрополита Епифания, будет проведено заседание Священного Синода, на котором будут сделаны основные кадровые назначения и приняты ключевые решения. Ожидается, что до этого времени будет зарегистрирована Киевская митрополия ПЦУ. Следующий этап - регистрация епархий новой церкви. После чего можно будет перерегистрировать приходы.

То есть все не вдруг. А момента официального появления ПЦУ в юридическом поле Украины, возможно, ждет немало приходов. Тех, которые хотят перейти сразу в новую церковь, а не в УПЦ КП или УАПЦ.

Пока, впрочем, остается не до конца понятным, в каком статусе будут находиться приходы, которые сейчас относятся к УПЦ КП и УАПЦ - они юридически продолжают действовать, хотя эти церкви были упразднены, слившись в ПЦУ. Однако юридически УПЦ КП и УАПЦ продолжают существовать - их регистрацию никто не отзывал, и неизвестно, есть ли такое намерение. А значит в юридическом поле и дальше смогут существовать общины УПЦ КП и УАПЦ - закон не обязывает их перерегистрироваться.

Зато закон обязывает перерегистрироваться общины УПЦ МП. Причем срок исполнения установлен очень жестко - четыре месяца с момента вступления закона в силу. Неизвестно, будут ли до этого момента закончены юридические формальности со стороны ПЦУ для регистрации приходов. Однако, судя по всему, в УПЦ МП не собираются ничего менять. Как пояснил сам патриарх Филарет, это на руку ПЦУ - если регистрация религиозной организации окажется недействительной, это может означать, что имущество, находящееся в ее пользовании или собственности, вакантно. Патриарх говорил это по поводу лавр. Но это касается любого церковного имущества УПЦ МП.

Им тоже следовало бы поспешить с юридическими формальностями. Но в УПЦ МП спешат еще меньше, чем в ПЦУ.

Тут предпочитают комментировать действия - и бездействие - оппонентов. Глава юротдела Киевской митрополии Александр Бахов уже заявил, что Филарет, мол, всех переиграл: приходы официально переходят не в ПЦУ, которой нет в реестре юридических лиц, а в УПЦ КП. ПЦУ "вирутальна", она может будет, а может нет, а УПЦ КП реальна - она есть и принимает "перехожан" от имени ПЦУ.

Организация с церковной точки зрения вполне существует. Она есть в куда более важном для церкви перечне, чем реестр украинского Минюста, - в диптихе Вселенской церкви. Но вопрос регистрации от этого не становится менее болезненным - не на Фанаре, к сожалению, решают, "чей храм".

Патриарх Филарет от себя лично добавляет поводов для сомнений сторонников и надежд противников - всячески подчеркивает свое первенство в новой структуре, намекает на преемственность ПЦУ УПЦ КП. И на службе поминать его нужно первого, и только после него - митрополита Епифания, и Звезда Героя, и кандидаты в президенты в очередь строятся, чтобы погреться в лучах патриаршей славы.

Туш со стороны оппонентов: ну, точно, всех переиграл! И Порошенко, от которого отправился на съезд к Тимошенко. Выступил он там, конечно, оригинально, но это неважно. Неважно, что именно он сказал, важно, что пришел. Уважил. А особенно переиграл Филарет греков. Дали ему Томос - и могут быть свободны. Филарет по-прежнему патриарх - и им придется с этим смириться. С чем еще им придется смириться? Судите сами: местом в диптихе патриарх уже недоволен - чего это только пятнадцатое, после микроцеркви чехов и словаков? И название не такое - нужно, чтобы "УПЦ", и все тут.

Оппонентов можно понять. Они все еще надеются на патриарха - что он им снова подыграет, как это уже бывало в истории украинской церкви неоднократно. Что он все разрушит своим упрямством, своими амбициями, своей прямотой и неумением вовремя остановиться. Они играют туш каждому громкому заявлению почетного патриарха и глушат собственную тревогу. Потому что греки могут быть какими угодно, но вот "наивные" - совсем не то слово, которое легко к ним пристает.

Для тревоги у оппонентов поводов больше, чем для туша. Патриарх Филарет переживает свой звездный час. Он герой Украины и герой торжества. В этой роли он очень органичен и очень подходит светским партнерам - в качестве украшения сцены на предвыборном мероприятии. Большинству политиков, которые никогда не вникали по-настоящему в настроения публики, будучи уверены, что все равно публика - дура, участие священнослужителя воспринимается как непременный атрибут программы. Намек на небесный мандат. А в данном случае, этот мандат даже имеет материальный аналог- Томос об автокефалии.

Звездный час патриарха и его электоральный потенциал, возможно, один из ответов на вопрос о том, почему не спешат с регистрацией. Период междувластия - интересный и для многого удобный. В этот период можно говорить то, что от тебя хотят услышать. Можно быстренько подобрать то, что плохо лежит, - ведь старые правила уже не действуют, а новые не действуют еще. Наконец, тот человек, который говорит, пока глава церкви. Но после интронизации митрополита Киевского, вполне возможно, окажется, что уже нет. Что он отправлен на почетную пенсию. Как водится, с повышением в звании - был митрополит, стал патриарх. И уже совершенно неважно, что он там говорил. Решения принимает не он.

И ведь что интересно: сейчас говорит только патриарх. Говорит много, безудержно. Зато все прочие спикеры УПЦ КП, которые не замолкали в предтомосный период, словно воды в рот набрали. Митрополит Епифаний, конечно, дает пространные интервью. Но в них он раскрывает больше себя, чем стратегии новой церкви. Это правильно. Публике интересен человек, которого она до сих пор не знала и который вдруг оказался на авансцене.

Что же творится за кулисами? Можете не сомневаться, там неспокойно. Повторюсь: междувластие - самый занимательный период. После интронизации предстоятеля ПЦУ должна начаться работа над прикладными вопросами о том, как устраивать новую церковь изнутри.

Это не будет просто. И, возможно, попытка оттянуть этот не самый удобный и красивый момент - когда епископы начнут делить епархии и полномочия - также реверанс в отношении одного из кандидатов в президенты. До выборов все должно быть красиво.

Собственно, епископам тоже спешить некуда. Им бы осмотреться и сгруппироваться перед рывком в будущее. Приходы УПЦ МП переходят. Возможно, они переходили бы охотнее и более массово, если бы могли переходить прямо в ПЦУ. Но есть преимущества и в нынешней ситуации. УПЦ КП не просто "подбирает" желающих перейти в ПЦУ: количество приходов может стать веским аргументом, когда начнется дележка кресел, полномочий и контроля над приходами в ПЦУ.

О том, как именно будут делиться епархии и приходы, епископам еще предстоит договориться окончательно. В общих чертах они наверняка уже договорились - иначе вряд ли смогли бы провести Объединительный собор. И, судя по всему, будет действовать принцип "кто с чем пришел" - каждый епископ сохранит контроль над своими приходами. С административной точки зрения это не самый лучший вариант, поскольку структура ПЦУ окажется непомерно раздутой. Патриарший экзарх митрополит Даниил в интервью посетовал, что в Украине "слишком много церквей". Сказать о том, что в украинской церкви слишком много епископов, ему, надо думать, не позволило чувство такта. Но провести жесткое "сокращение штатов" в данном случае и в данный момент невозможно - ситуация и так очень напряженная.

В ожидании собрания епископов, на котором будут приняты самые первые и важные решения, владыки стараются увеличить свой вес за счет переходов. И это делают не только епископы УПЦ КП, как пытается убедить нас Киевская митрополия. Священники УПЦ МП имеют своих представителей в ПЦУ и действуют через них. Так, например, поступила община УПЦ МП в Коломые и община УПЦ МП в с. Веселое на Луганщине - священники обратились к митрополиту Александру Драбинко, одному из двух владык УПЦ МП, присоединившихся к Объединительному собору. Владыка Александр - викарный архиерей, собственной епархии не имеет. Но он оказался центром притяжения для священников УПЦ МП, которые по разным причинам не хотят или не могут присоединиться к местным епископам УПЦ КП. В большинстве случаев это связано даже не с нежеланием священника иметь дело с "чужим" епископом, а с тем, что община "под Филарета" не пойдет. Решение принимает, в конечном итоге, не священник, а именно община. Владыка Александр становится гарантом бывших МП-шных священников в ПЦУ, превращается в "экстерриториального" архиерея. Странный, конечно, статус для церкви, но у нас сейчас много странного происходит.

Основной численный прирост ПЦУ начнется, надо думать, после того, как юридические формальности будут завершены. Тогда вслед за романтиками и "отчаянными" подтянутся прагматики. Как показывает нынешняя карта переходов, пока предсказуемо лидирует Правобережье. Предсказуемо не только потому, что тут антипатии ко всему "московскому" глубже, но и потому, что градус религиозности и активности общин тут значительно выше.

Катерина Щоткіна

"Деловая столица", 25 січня 2019