Константинополь и русские приходы в Европе

3 грудня 2018, 15:41 | Суспільство-дайджест | 0 |   | Код для блогу |  | 

протоєр. Георгій Коваленко

"Лівий берег", 28 листопада 2018

Не дожидаясь официальной публикации решений Синода Константинопольского патриархата, ведущие СМИ Украины сегодня объявили о ликвидации Константинополем Экзархата РПЦ в Европе.

На самом деле, решение Константинопольского синода не имеет никакого отношения к Русской православной церкви и ее приходам в Европе. Речь идет об Экзархате русских приходов Константинопольского патриархата в Европе. А о существовании русских православных Константинопольского патриархата практически ничего не знают не только журналисты украинских СМИ, но и многие православные «русского мира» за пределами Европы. А о том, что эти «русские» имели непосредственное отношение еще и к событиям в Украине 100-летней давности, по-моему, знают еще меньше.

Поэтому, давайте по-порядку.

Фото: Укринформ

История вопроса

Экзархат, о котором идет речь, образовался как церковная структура для русской эмиграции и высланной из большивистской России интеллигенции (философский параход) в 1917-20-х годов. Его возглавил архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский). Создание Экзархата как самоуправляемой части РПЦ и статус митрополита Евлогия были подтверждены в 1920 году указом патриарха Тихона. Однако в 1930 году новый глава и будущий «сталинский» патриарх РПЦ митрополит Сергий (Страгородский), который взял курс на колаборацию с советской властью, попытался сместить митрополита Евлогия и взять под контроль эмигрантские приходы. Официальным поводом стало участие митрополита Евлогия в «молитве о страждущей Русской церкви» в Лондоне по приглашению главы Англиканской церкви архиепископа Кентерберийского. В результате эмигранские приходы РПЦ, оставшиеся верными митрополиту Евлогию, вместе с ним перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Затем было несколько попыток вернуть (или вернуться) как структуры в целом, так и отдельных приходов и групп людей в Московский патриархат.

Например, в 1944-1945 году в юрисдикцию МП вернулся сам митрополит Евлогий. Однако в этом случае духовенство и паства его не поддержали и остались в Константинопольском патриархате.

Затем, в 1965 году Константинопольский патриарх Афинагор попытался упразднить Экзархат и передать приходы Московскому патриархату. Однако епархиальное собрание не приняло этого решения и провозгласило себя Автономной церковью Франции и Западной Европы с последующей целью создать автокефальную Французскую православную церковь.

патриарх Афинагор (справа)
Фото: sib-catholic.ru
патриарх Афинагор (справа)

В итоге в 1971 году была восстановлена юрисдикция Константинопольского патриархата и приходы экзархата были преобразованы в Русскую православную архиепископию Западной Европы. Именно этой архиепископии в 1999 году нынешний Константинопольский патриарх Варфоломей выдал Томос и подтвердил ее статус Экзархата. Ну, а теперь, по причинам, которые вероятно будут названы завтра во время официального оглашения решения, этот статус был упразднен или реорганизован.

На сайте Архиепископии уже появилась информация о том, что они не были инициаторами этого решения и что этот вопрос, после получения официального решения из Константинополя, будет рассмотрен на заседании Совета Архиепископии в Париже.

Кто эти люди?

На самом деле очень важно знать, что Архиепископия русских приходов Константинопольского патриархата интересна не только генезисом своих названий, статусов и юрисдикций, а тем, что именно в ней в качестве епископов, священников и мирян находились, трудились, учились и воспитывались наиболее известные и яркие православные богословы и философы ХХ века.

Среди них уроженец Обухова и воспитанник Киевского университета русский философ Николай Бердяев, философ и богослов прот. Сергий Булгаков, последний обер-прокурор Священного Синода РПЦ и историк Церкви Антон Карташев, философ Георгий Флоровский, всемирноизвестные богословы епископ Кассиан (Безобразов), о. Киприан Керн, о. Николай Афанасьев, о. Иоанн Мейендорф и многие другие. Я лишь еще хотел бы вспомнить о. Василия Зеньковского. Все знают его 4-томную «Историю русской философии». Немногие знают, что он был министром исповеданий в правительстве гетьмана Павла Скоропадского. А еще меньше знают, что будущий митрополит Украинской автокефальной православной церкви Василий Липкивский еще в 1918 году предлагал тогда еще мирянину Василию Зеньковскому стать митрополитом Киевским. На что тот ответил: «Я хотел и хочу остаться «церковным интеллигентом», работать на ниве церковного просвещения, утверждать самый тип - еще редкий - сочетания научной работы и преданности Церкви».

о. Василий Зеньковский
Фото: portal-kultura.ru
о. Василий Зеньковский

Именно эти люди в условиях эмиграции создавали новые формы церковной жизни, религиозного образования и межхристианского общения. Наиболее известные из них:

  • Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1925), который воспитал целое поколение православных богословов во главе с о. Александром Шмеманом;
  • самое известное эмигрантское русскоязычное издательство христианской литературы YMCA-Press (1921), книги которого были первыми на изголодавшемся от атеизма пост-советском пространстве;
  • православные молодежные движения для детей и молодежи эмиграции РСХД (1923), а затем и всеправославный Синдесмос.

Эти люди начинали то, что сейчас называется экуменическим движением, создавая в 1928 г. Содружество святого Албания и святого Сергия в Великобритании и Франции и обосновывая необходимость межхристианского диалога. Наверное, еще нужно вспомнить мать Марию (Скобцову) и о. Димитрия Клепинина, которые во время Холокоста спасали евреев, за что были убиты в концлагере, а недавно канонизированы Константинопольским патриархатом. 

А еще эти общины продолжали жить в соответствии с принципами соборности и участия не только епископов, но и духовенства и мирян в жизни церкви и принятия решений, которые были заложены Собором РПЦ 1917-1918 гг, о которых Московский патриархат, восстановленный Сталиным под контролем НКВД-КГБ-ФСБ, предпочитает не вспоминать до сих пор. 

При чем здесь Московский патриархат?

На самом деле, история попыток вернуть русских Европы в Московский патриархат не прекращаются до сегодняшнего дня. После попыток советского православия 1930, 1944 и 1965, это дело было продолжено в начале 2000-х структурами Отдела внешних церковных сношений МП под началом будущего патриарха Кирилла (Гундяева). Здесь было много «интересных» схем, начиная от судебных процессов, коррупционных схем и силовых захватов храмов, заканчивая «каруселями» прихожан, когда на собрания общин приезжал автобус со специально подготовленными людьми, и в результате община меняла свою юрисдикцию. Велась работа и со священниками, и с общинами. Наиболее шумной в последние годы была история вокруг храма в Ницце, а самое свежее событие - это переход в конце октября части общины православного храма во Флоренции в юрисдикцию РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей), которая в 2006 году под личным патронатом ВВПутина воссоединилась с Московским патриархатом.

Поэтому, существует предположение, что решение Константинополя о смене статуса своих «русских» приходов продиктовано желанием защитить их от Московского патриархата.

Кстати, во Франции приходы Русской Архиепископии Константинопольского патриархата являются самой большой православной юрисдикцией (43 прихода). Следующие по количеству - греческие приходы Константинопольского патриархата (38 приходов). Сюда следует еще добавить 3 прихода Украинской епархии Западной Европы, которые находятся под юрисдикцией УПЦ в США Константинопольского патриархата. Всего более 80-ти приходов Константинопольского патриархата только во Франции. У Московского же патриархата во Франции 20 приходов, но зато в самом центре Парижа в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни на территории Посольства РФ построен Кафедральный собор с золотыми куполами в московском стиле и открыт Русский духовно-культурный центр, которые в 2016 году освятил патриарх Кирилл, а в 2017 лично посетил президент Путин.

Собор РПЦ на Набережной Бранли в Париже
Фото: mission-center.com
Собор РПЦ на Набережной Бранли в Париже

Какое это отношение имеет к Украине и автокефалии нашей Церкви?

Скорее всего никакого. Но это повод вспомнить о провозглашении независимости украинского государства и автокефалии украинской церкви в начале ХХ века и их ликвидации большевиками при помощи военной силы и репрессий. А еще это повод вспомнить о еще живой традиции несоветского русского православия немосковского патриархата. А также повод вспомнить уже отшедших ко Господу и поддержать наших друзей и православных знакомых «русских» французов - искренних и надежных друзей Украины, среди которых, например, организаторы семинара «Правда, справедливость и примирение между Россией, Украиной и Европейским Союзом», первые сессии которого были проведены в этом году в Париже и Киеве.

P.S. Пока писался этот текст, появилось официальное коммюнике Вселенского патриархата по поводу православных церквей русской традиции в Западной Европе. Упразняя свой Экзархат над русскими приходами, Вселенский патриархат принял решение объединить и соединить все приходы своей юрисдикции в тех странах, в которых они находятся, в одну структуру. В данном случае речь идет прежде всего о Франции, где находятся большинство приходов бывшего Экзархата. При этом «русским» приходам гарантируется сохранение их литургической и духовной традиции.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0коментарів

Коментарі

додати коментар 

    Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

    Останні коментарі

    • o.Б.Панчак | 19 лютого 2019, 18:32

      Ради точності: архиєпископ Мокшицький сказав (5:52): "Ми не є тут польською католицькою місією". Польському глядачеві все зрозуміло: ідеться про польськомовні душпастирства в країнах

    • orthodox | 19 лютого 2019, 18:06

      Вот мне просто интересно, почему вы так умеете искажать материал? Вы 1+1 переплюнули! Где ваш профессионализм? Как можно отталкиваться на "материал" только лишь одного источника? И

    • velovs@ukr.net | 19 лютого 2019, 17:36

      Р. S. А взагалі-то - в основному і в цілому - це інтерв'ю, гадаю, досить цікаве, актуальне і по-своєму аргументоване. :)

    • velovs@ukr.net | 19 лютого 2019, 17:34

      ------- Й, до речі, до тих "ворогів" зараховувалися не тільки поляки-християни, а й, власне, українці-християни (унійні), а також євреї-юдеї. І та - вельми жорстоко-кривава війна

    • velovs@ukr.net | 19 лютого 2019, 17:32

      "Ще за часів Київської Русі поруч із прихильниками візантійсько-слов’янської традиції проживали й християни латинського обряду, вірмени, юдеї й мусульмани. Вони мали свої общини і користувалися

    Популярні статті місяця