• Головна
  • Моніторинг
  • БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»...

БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»

25.06.2018, 17:51
БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников» - фото 1

Оказывается, у «сербских раскольников» были очень хорошие, тёплые и братские отношения с «украинскими раскольниками», причём с теми их представителями, которые краеугольным камнем своего независимого (автокефального) церковного бытия ставили верность канонам и практике Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) формации 1921 года, то есть полностью признавали, считали законным и благодатным «всенародное посвящение» (без участия архиереев) первого автокефального Митрополита Киевского и всея Украины Василя Липкивского (+ 1937)!

Автор - епископ Луцкий и Ровенский, предстоятель Украинской Автономной Истинно-Православной Церкви.

Совсем недавно, в конце мая 2018 года, во время пребывания с визитом в Москве Патриарх официальной Сербской Православной Церкви Иринéй (Гаврилович) заявил, что «сейчас Украинская Церковь оскверняется кощунством раскольников». По мнению Патриарха Иринея, «всякий, кто помогает украинским раскольникам, – это враг всех православных славянских народов и всего православного мира». Тот же Патриарх Ириней в мае 2017 года при встрече с митрополитом Запорожским и Мелитопольским УПЦ МП Лукой (Коваленко) доходчиво объяснил, что «украинские церковные сепаратисты не признаются ни одной Православной Церковью мира, – это раны на теле Церкви, которые образовались по диавольскому ухищрению в результате человеческих и политических амбиций, но никак не по воле Божией».

В связи с такими категорическими утверждениями предстоятеля Сербской патриархии возникает недоуменный вопрос: может быть, у Патриарха Иринея, родившегося почти 90 лет назад, в 1930 году, развилась амнезия (беспамятство)? Ведь всего каких-то 26-27 лет тому назад, в 1991-92 годах, когда теперешний Сербский Патриарх был уже не младенцем и не юношей, а зрелым церковным мужем, причём давно уже в сане архиерея (с 1975-го по 2010 год он возглавлял Нишскую епархию), в жизни Сербской Церкви произошло важное событие, напрямую связанное с «украинскими церковными сепаратистами». Что же это за событие? И какова его предыстория?

Дело в том, что в ноябре 1963 года в Сербской Церкви случился раскол: от официального Сербского патриархата, полностью контролируемого коммунистическими властями Югославии, отделилась Свободная Сербская Православная Церковь, иначе называемая Новограчáницкой Митрополией, во главе с епископом Американо-Канадским Дионисием (Миловóевичем), который вскоре, в марте 1964 года, был за это "лишён сана и монашества" Архиерейским Собором Сербского патриархата.

7 декабря 1963 года в духовном и административном центре Свободной СПЦ – в монастыре Святого Саввы в Либертивилле (штат Иллинойс, США) – была совершена епископская хиротония викария Американо-Канадской епархии Иринея (Ковáчевича), который через шестнадцать лет, уже после смерти Дионисия (Миловоевича), возглавил Свободную СПЦ как её Митрополит. Именно этот «раскольнический» Митрополит Ириней (Ковачевич) в 1991 году согласился на переговоры с Сербским патриархатом, которые завершились полным каноническим и евхаристическим воссоединением двух частей Сербской Церкви в феврале 1992 года, причём Сербский патриархат официально заявил, что «признаёт действительность архиерейских хиротоний», «апостольское преемство иерархии Новограчаницкой Митрополии, действительность Святых Таинств и всех священнодействий, совершённых в Свободной Сербской Православной Церкви, или в Новограчаницкой Митрополии, от начала раскола в 1963 году и доныне»!

И вот здесь обратим внимание на самый для нас интересный, напрямую связанный с «украинскими церковными сепаратистами» факт. Оказывается, у «сербских раскольников» были очень хорошие, тёплые и братские отношения с «украинскими раскольниками», причём с теми их представителями, которые краеугольным камнем своего независимого (автокефального) церковного бытия ставили верность канонам и практике Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) формации 1921 года, то есть полностью признавали, считали законным и благодатным «всенародное посвящение» (без участия архиереев) первого автокефального Митрополита Киевского и всея Украины Василя Липкивского (+ 1937)! Как известно, эти радикальные «украинские раскольники» в 1947 году, на Соборе в немецком городе Ашшафенбурге, отделились от УАПЦ формации 1942 года, то есть от той украинской автокефальной иерархии, которая появилась во время Второй мировой войны на оккупированной немцами территории Украины и которую возглавлял тогда (и позже в эмиграции) Митрополит Луцкий и Ковельский Поликарп (Сикóрский).

К отделившимся от «поликарповской» УАПЦ в 1947 году «ашшафенбургским раскольникам» в скором времени присоединился епископ Григорий (Огийчýк), который ранее был активным священнослужителем УАПЦ формации 1921 года, пережил период жестоких советских репрессий, а в мае 1942 года принял в Киеве архиерейскую хиротонию от украинских автокефальных епископов под юрисдикцией Поликарпа (Сикорского). За возглавление «ашшафенбургского раскола» Григорий (Огийчук) был «отлучён» от УАПЦ и «лишён сана» Синодом Митрополита Поликарпа, однако вменил прещения ни во что и, перебравшись в США, через некоторое время стал первоиерархом Соборнопрáвной УАПЦ с центром в Чикаго.

Так вот, именно украинский автокефальный епископ Григорий (Огийчук), этот поборник радикальной «липкивской» церковной идеологии, вместе с другим украинским автокефальным епископом Геннадием (Шиприкéвичем), тоже получившим архиерейский сан в 1942 году от Поликарпа (Сикорского), и совершили 7 декабря 1963 году, по просьбе Десятого Церковно-Народного Собора сербской Американо-Канадской епархии, епископскую хиротонию Иринея (Ковачевича), действительность которой официально признал Сербский патриархат в 1991 году!

Но это ещё не всё в данной истории. Оказывается, в 1975 году, при посредничестве известного церковного историка и богослова митрополита Аксýмского Мефодия (Фýйаса), который изучал каноничность украинской автокефальной иерархии, Александрийский Патриарх Николай VI прислал сербскому «раскольническому» архиерею Иринею (Ковачевичу) свою грамоту, в которой было сказано: «С большой осторожностью, рассмотрев документы, с удовольствием провозглашаем Вашу хиротонию в сан епископа правильной и канонической… Апостольский Патриархат святого Марка… признаёт Вас за канонического епископа Святой Апостольской Православной Церкви»! Правда, в 1978 году, под давлением официальной Сербской Церкви, которая требовала осуждения «сербских раскольников» всеми Поместными Церквами, Патриарх Николай VI вынужден был в письме епископу Иринею (Ковачевичу) с сожалением сообщить: «Впредь не могу больше признавать Ваше Высокопреосвященство как канонического епископа, потому что на меня было большое внешнее давление со стороны государства и Церкви… Пожалуйста, Ваше Высокопреосвященство, старайтесь разными способами защитить Вашу каноническую позицию и Церковь, которая находится под Вашим предстоятельством и управлением». Однако именно на признание Николаем VI в своё время каноничности «украинских раскольников», рукоположивших в сан епископа главу «сербских раскольников» Иринея (Ковачевича), стали ссылаться иерархи Сербского патриархата в 1991 году, когда, наконец, решили изменить свою позицию и войти с «раскольнической» Свободной Сербской Православной Церковью в полное каноническое и евхаристическое общение!

Искренние братские отношения между Свободной СПЦ и Соборноправной УАПЦ продолжались и после хиротонии епископа Иринея (Ковачевича). Известно, что предстоятель Соборноправной УАПЦ Архиепископ (позже – Митрополит) Григорий (Огийчук) неоднократно проводил Богослужения в сербских православных храмах, в качестве почётного гостя принимал участие в Церковно-Народных Соборах Свободной Сербской Церкви, а свободные сербские иерархи, в свою очередь, сослужили украинским и белорусским автокефалистам и при необходимости совершали вместе с ними другие архиерейские хиротонии.

К примеру, 12 июня 1966 года Архиепископ Григорий (Огийчук) возглавлял в сербском кафедральном Свято-Савском соборе в Нью-Йорке, в присутствии Его Величества югославского короля Петра II Карагеóргиевича, торжественную Литургию в сослужении сербского, украинского и сирийского духовенства. На состоявшемся после службы королевском банкете Архиепископ Григорий (Огийчук) произнёс сильное и вдохновенное слово, которое много раз прерывалось рукоплесканиями.

Среди прочего, Архиепископ Григорий тогда говорил: «Наши народы на 95 процентов православные. Значит, духовная сила этих народов кроется в силе их православных национальных церквей, в чистоте православия этих церквей и в нерушимой верности идее политической и церковной независимости их народов. Кроме того, сила вашего сербского народа состоит в сплочённости вокруг законного, признанного в своё время всем народом свободной Югославии и благословлённого Сербской Православной Церковью Его Величества короля Петра II, за здоровье и добрые успехи которого мы сегодня молились в прекрасном кафедральном храме. Пусть же Господь благословит короля Петра и всех нас дождаться того дня, когда появится возможность отслужить благодарственный молебен за освобождение Югославии и Украины от коммуно-большевицкого врага-супостата и за возвращение на державный трон в столицу Югославии, древний Београд, короля Петра II, которому желаем многих и многих лет».

В заключительном слове на том же банкете югославский король Петр II сказал: «Мы благодарим украинский народ и Украинскую Автокефальную Православную Церковь за их помощь. Этой помощи в нашей борьбе за победу над общим нашим врагом мы никогда не забудем. Без сотрудничества всех наших народов мы не сможем победить и освободить наши страны. Наш народ, в свою очередь, сделает всё, что в его силах, чтобы помочь нашим украинским друзьям. Наше сотрудничество является вещественным доказательством, что наши народы и их общая религия остались на высоте своей православной идейности и вековых традиций, и мы гордимся тем, что они – морально и духовно – на надлежащей высоте. В частности, я рад тому, что имею возможность поблагодарить Высокопреосвященного Владыку Архиепископа Григория за его тёплое архиерейское участие в событиях этого дня и за его святительское благословение, как благодарю и его духовенство и всех присутствующих на этом банкете братьев-украинцев».

Как видим, Сербская Православная Церковь, от имени которой столь рьяно обличает теперь «украинских церковных сепаратистов» Сербский Патриарх Ириней (Гаврилович), не так давно, в начале 1990-х годов, сама «осквернилась кощунством раскольников», признав полученное от украинских автокефалистов «апостольское преемство иерархии Новограчаницкой Митрополии, действительность Святых Таинств и всех священнодействий, совершённых в Свободной Сербской Православной Церкви, или в Новограчаницкой Митрополии, от начала раскола в 1963 году и доныне»!

Оказывается, «раны на теле Церкви», «кощунники-раскольники» и «враги всего православного мира» вполне могут сохранять апостольское преемство иерархии, совершать действительные, законные и благодатные Святые Таинства и прочие церковные священнодействия от самого начала раскола. Было бы только желание это признать. Если, конечно, этому не препятствует прогрессирующая амнезия, за которой, скорее всего, стоит политический расчёт, финансовая зависимость и особая гибкость совести.

Єпископ Іов (Коновалюк)

"Портал-Credo.ru", 22 червня 2018