Через тернии к куколю

01.05.2018, 12:15
Или сложный путь Украинской церкви к автокефалии

Или сложный путь Украинской церкви к автокефалии

Накануне президент Петр Порошенко заявил, что достиг определенных договоренностей со Вселенским патриархом Варфоломеем об украинской автокефалии. Понятно, что подобные заявления политики такого уровня делают только тогда, когда совершенно уверены в своих словах. Тем более, если они осознают, что ошибка в подобном вопросе может стоить победы на следующих выборах. А до них остался год. На то, чтобы исправить ситуацию в случае срыва договоренностей, не останется времени.

"К его Святейшеству необходимо обращение и руководителя государства, и церковных иерархий. Я как президент принял решение обратиться к Вселенскому патриарху с просьбой о предоставлении Томоса (учредительного документа, о нем ниже — ИБ) относительно Украинской поместной автокефальной православной церкви, и просил бы вас, уважаемые коллеги — потому что есть вещи, которые нас точно объединяют, чтобы и парламент поддержал это обращение. И сделал это как можно быстрее", — заявил Президент на вчерашней встрече с руководителями парламентских фракций и добился того, что уже сегодня, в четверг, Верховная Рада рассмотрит это обращение.

Порошенко также озвучил сроки: "И с вашего разрешения я обращение президента и церковных иерархов передам его Всесвятейшеству Вселенскому патриарху для того, чтобы было быстрее рассмотрено и принято соответствующее решение. Очень надеюсь, что это решение может быть принято к 1030-летию крещения Украины-Руси (28 июля — ред.)".

По состоянию на вчера обращение к патриарху Варфоломею подписал епископат УПЦ КП и УАПЦ в полном составе. В УПЦ КП заверили, что есть все основания ожидать положительного решения относительно автокефалии В УПЦ КП заверили, что есть все основания ожидать положительного решения относительно автокефалии УПЦ КП выступила с заявлением о полной поддержке действий президента в вопросе автокефалии.

Представители Московского патриархата в Украине как обычно надувают щеки, "Пиджак к пуговице не пришивают". В УПЦ МП возмутились заявлениями Порошенко об объединении церкви "Пиджак к пуговице не пришивают". В УПЦ МП возмутились заявлениями Порошенко об объединении церкви заявляя, что "пиджак к пуговице не пришивают", и это заставляет задаться вопросом, а где здесь, собственно, пальто, а где — пуговица. И необходимо ли вообще Украинской церкви получать одобрение Москвы.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Фактически с момента своего учреждения в конце X века при Владимире Великом Киевская митрополия пользовалась правами широкой автономии — все решения принимались на месте, Константинополь лишь постфактум ставился о них в известность. В таком статусе Киевская митрополия пребывала вплоть до 1686 года, пока не была передана во временное управление Москве. Ключевое слово — временное. Передача обосновывалась тяжелым положением Константинопольского патриархата в мусульманской империи.

Москва — не в первый и не в последний раз, как мы постоянно убеждаемся — проигнорировала все договоренности с Константинополем. В своих письмах тогдашний Вселенский патриарх Дионисий указывал, что в Киевской митрополии и после передачи его имя должно указываться первым, что киевский митрополит и далее должен избираться в Киеве местным духовенством, что митрополия и далее должна оставаться митрополией…

Признать независимость Украинской церкви президент Петр Порошенко будет просить Вселенского патриарха Варфоломея. Сегодня глава государства собрал лидеров парламентских фракций и сообщил - недавно он общался с церковным иерархом в Стамбуле, и уже есть договоренности, подробности которых Порошенко пока не раскрывает. Впрочем, уверяет - Украина приблизилась к созданию поместной автокефальной церкви.

Однако уже в 1688 году было запрещено использовать титул "Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси". В 1721 году, согласно "Духовному регламенту" Петра I, Киевская митрополия была формально упразднена как автономная церковная область и стала простой епархией в рамках РПЦ. А Киевских митрополитов начал назначать Синод РПЦ.

Из этого экскурса видно, что отмена временного решения о передаче Москве Киевской митрополии в связи с невыполнением Москвой всех условий передачи — лишь вопрос времени. И такой договор, который не был соблюден одной из сторон, вполне может быть расторгнут в одностороннем порядке. Москве останется лишь смириться с решением Вселенского патриарха.

Конечно, в XX веке Киевская митрополия добилась автономии от Москвы, что было заслугой Киевского митрополита Филарета. Однако теперь важна международная политическая ситуация последних лет, а потому вопрос независимости Украинской церкви от центра, находящегося на территории воюющего против нас государства, стоит особо остро.

Кстати, Грузинская православная церковь во время вхождения Грузии в состав Российской империи в 1811 года также была лишена автокефалии и растворена в РПЦ. Но в 1917 году грузины восстановили автокефалию, и до 1943 года находились с РПЦ в состоянии раскола.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ЦЕРКОВНУЮ ЖИЗНЬ?

Противники украинской автокефалии в один голос заявляют, что в Украине церковь отделена от государства, а потому государство не должно вмешиваться в церковные вопросы. В частности, такую позицию озвучил митрополит Онуфрий (руководитель структуры МП в Украине). Однако давайте себе представим, что на дворе — 324 год нашей эры. Имперская канцелярия рассылает декрет некрещенного императора Константина о созыве Первого вселенского собора префектам, из которых половина — язычники.

А теперь представьте, что в таком случае столичный епископ заявляет такое: "Вмешательство некоторых императоров в дела Церкви является прямым нарушением имперского закона. Я бы советовал таким императорам лучше подумать, как выполнять свои прямые обязанности, которые они имеют по отношению к нашему народу, а церковные вопросы Христос, который является Главой нашей Церкви, решит без них. И не вводить такие новшества, как вселенские соборы, поскольку доселе Церковь обходилась и без них".

Читайте также: Так ли сильна РПЦ, как о ней говорят? Так ли сильна РПЦ, как о ней говорят? Так ли сильна РПЦ, как о ней говорят?

Представили? И я не могу. А между тем именно такое заявление (с поправкой на депутатов вместо императоров и отсылкой на современное украинское законодательство) Онуфрий сделал в интервью газете "Сегодня".

С тех пор, как правители государств сами стали христианами, Церковь так или иначе сотрудничает со светской властью, потому как сама светская власть стала частью Церкви. Однако епископат РПЦ привык считать Церковью только себя, забыв о том, что без народа Божия, к которому относятся и чиновники, и президент, и депутаты, епископы уже не составляют Церковь, а превращаются в кружок занятных бородачей, непонятно чем занимающихся.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

В вопросе автокефалии одну сторону занимает президент, большинство депутатов Верховной  Рады и две явно проукраинских церкви — УПЦ КП и УАПЦ. С другой — МП в Украине и "Оппоблок", которые предсказуемо сразу же высказались против. За первой стороной — Киев, Константинополь, желание церковного единства, восстановление законности и порядка, за второй — Москва, агрессивная концепция "русского мира" и деньги российских олигархов.

Томос (постановление) Константинополя о признании автокефалии Украинской церкви лишит представителей МП в Украине единственного оставшегося у них козыря — "каноничности". Уже сейчас из МП выходят не только отдельные священники, но уже целые приходы. В случае же "канонической" альтернативы — признанной прочими православными Украинской церкви, из МП побегут целыми епархиями.

Естественно, в Москве это понимают, и потому сопротивлялись и будут продолжать сопротивляться изо всех сил. И это понятно. Мало того, что патриарх Кирилл потеряет лицо перед Путиным (как так, не сумел удержать?), РПЦ рискует перестать быть крупнейшей по количеству зарегистрированных приходов церковь,  а ведь по количеству верующих она и так уже сейчас уступает Румынской православной церкви.

Признание автокефалии Киева поднимет ряд интереснейших вопросов. Ведь Москва приняла христианство из Киева, так кто кому должен считаться Церковью-Матерью? А если Киев старше — а он действительно старше, — то и место в диптихе (иерархическом перечне православных церквей) должен занять выше. Сейчас пятое место (после древних Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) занимает Москва. Утратив свои позиции после потери Украины, ее могут сильно подвинуть, заставив уступить место более древним церквям: Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской и Украинской. И это будет заслуженно.

Ілля Бей

ТСН, 17 квітня 2018