УПЦ МП — вперед, назад, на месте?

13.08.2014, 17:32
УПЦ МП — вперед, назад, на месте? - фото 1
Наследие это, конечно, не однозначное. Внешне УПЦ Московского Патриархата – крупнейшая по числу зарегистрированных общин (около 13 тыс.) конфессия в Украине. Более 70 епископов, около 10 тыс. священников – все это весьма внушительные цифры.

Архиепископ Евстратий (Зоря), глава Информационного отдела Киевского ПатриархатаВыборы нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), которые состоятся 13 августа с. г., ознаменуют завершение эпохи митрополита Владимира. Что ждет эту Церковь и украинское православие по итогам Собора епископов?

Наследие митрополита Владимира

Наследие это, конечно, не однозначное. Внешне УПЦ Московского Патриархата – крупнейшая по числу зарегистрированных общин (около 13 тыс.) конфессия в Украине. Более 70 епископов, около 10 тыс. священников – все это весьма внушительные цифры. На фоне около 5 тыс. общин Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) такие цифры впечатляют.

Однако на самом деле все не так просто. Согласно данным опроса Центра им. Разумкова, проведенного в конце апреля этого года, из всех опрошенных, кто назвал себя православным верующим (таковых около 70%), 32% отнесли себя к Киевскому Патриархату, 25% – к Московскому Патриархату, а более 40% – назвали себя просто православными.

Общеизвестно, что УПЦ МП до сих пор исповедует модель исключительности в понимании своего положения, то есть только себя считает истинной Православной Церковью, а всех прочих, и в первую очередь Киевский Патриархат – «раскольниками, неканоничными» и т. п. Однако, как видим, при значительно большей инфраструктуре (большем количестве храмов и духовенства) осознанно к УПЦ МП себя относит лишь 1/4 часть всех православных верующих.

Можно, конечно, заметить, что более 40% называют себя просто православными, не выражая особой приверженности к конкретной конфессии. Но, учитывая, что уже около 25 лет Московский Патриархат и своих сторонников, и общество убеждает в том, что нет другого православия, кроме как московского, что в храмы «раскольников» ходить нельзя, совершать обряды и молиться там – грех, 40% тех, кто, по сути, так не считает и готов ходить в любой православный храм, независимо от патриархата – явный проигрыш для УПЦ МП.

Кстати, когда в 2006 году тот же центр проводил опрос, но в нем не было графы «просто православный», симпатии распределялись так: почти 40% были за Киевский Патриархат и 30% – за Московский Патриархат.

Украинское общество VS «Русский мир»

Последние события – Революция достоинства, оккупация Крыма, необъявленная война России против Украины на Донбассе и позиция Московского Патриархата (как Церкви вообще, так и в Украине в частности) – не только не добавляет сторонников УПЦ МП, но и наоборот – способствует оттоку верующих в пользу Киевского Патриархата. Их возмущает позиция Московского патриарха Кирилла, который говорит о конфликте как об украинской «междоусобице», а его ближайшие помощники – митрополит Иларион (Алфеев) и протоиерей Всеволод Чаплин в унисон кремлевской пропаганде прямо называют происходящее «гражданской войной».

Междоусобицей, а не агрессией России против Украины, называет происходящее и митрополит Онуфрий (Березовский) – временный руководитель УПЦ МП, назначенный Синодом в конце февраля ввиду недееспособности митрополита Владимира. Более того, митрополит Онуфрий в интервью и документах прямо призывает сложить оружие всех, а не только прокремлевских наемников (последних он, как и российская пропаганда, называет ополченцами), говорит, что украинцы и русские – по сути один народ, что Украине не нужна евроинтеграция, так как на Западе процветает безбожие и разврат.

Письменно жалуясь президенту Петру Порошенко на несправедливые действия украинских военных в отношении нескольких священников УПЦ МП в Донецкой области, местоблюститель по сути никак не реагирует на вопиющие факты поддержки, в том числе с оружием в руках, священниками его Церкви прокремлевских террористов. Общество также не услышало и осуждения «Русской православной армии» – одной из ключевых террористических группировок на Донбассе, осуждения пропаганды в храмах доктрины «русского мира» – идеологической основы нынешней путинской агрессивной политики.

Поэтому не удивительно, что появляются новые и новые сообщения о переходах священников и целых общин из Московского Патриархата в Киевский. А количество простых прихожан, которые или перестали ходить в храмы УПЦ МП, или готовы сделать это, если в позиции их Церкви ничего не поменяется – продолжает возрастать.

Если раньше в украинском обществе сан и церковное положение говорящего, например Московского Патриарха, само по себе придавало авторитет его словам, то теперь на людей все больше действует не сан и звание, а содержание речей, и еще более – соответствие этих речей действиям. И если УПЦ МП в лице руководства срочно не поменяет своих методов общения с народом, а по старинке продолжит свысока указывать ему, что правильно, а что нет – пустеющие храмы и ушедшая в Киевский Патриархат значительная часть паствы станут реальностью.

Конечно, это не произойдет в один момент, как в один момент Украина не избавилась и от коммунистического наследия. Но направление движения общественных симпатий явно видно уже сейчас, и концепция «русского мира», структурным отображением которой в Украине является УПЦ МП, неизбежно повторит судьбу идей коммунизма – уйдет на маргинес в жизни украинского общества.

Так что епископам, которые будут избирать своего нового Предстоятеля, на самом деле, нужно будет выбрать будущее своей Церкви – будет она, образно говоря, двигаться назад, вперед или стоять на месте.

Назад – это в будущее?

Олицетворением движения назад является нынешний местоблюститель – митрополит Онуфрий. Осенью ему исполняется 70 лет. Он – духовный воспитанник Троице-Сергиевой лавры ее советского периода. С середины 1980-х – наместник Почаевской лавры, с которой связан и теперь, хотя уже около 25 лет находится на Черновицкой кафедре. Эта лавра находится в Тернопольской области, однако настроения ее монахов – более чем пророссийские. А митрополит Тернопольский Сергий (Генсицкий) и наместник лавры митрополит Владимир (Мороз), кстати, буковинский молдаванин по происхождению, – близкие соратники митрополита Онуфрия.

Именно владыки Онуфрий и Сергий в январе 1992 года были теми епископами, кто открыто пошел против решений Поместного Собора УПЦ 1–3 ноября 1991 года, потребовавшего от Московской патриархии признать Украинскую Церковь автокефальной. Москва отказалась удовлетворить это единогласное требование Собора. Вместо этого она начала организовывать бунт в среде УПЦ против ее Предстоятеля митрополита Филарета. Владыки Онуфрий и Сергий первыми откликнулись на кремлевский зов. Результат – разделенная до сих пор Православная Церковь…

В среде УПЦ МП митрополита Онуфрия чаще всего характеризуют как монаха и молитвенника. Однако стоит помнить, что одним из основных качеств монаха, особенно ценимых в российской церковной традиции, является послушание – подчинение своей воли воле духовных наставников и начальников.

Может, с точки зрения личной духовной жизни владыки Онуфрия, это и полезное качество. Но за пять месяцев его управления Церковью оно чаще проявлялось в том, что он действовал, исходя не из интересов Украинской Церкви и Украины, а по послушанию руководства в Москве. Поэтому не удивительно, что на именинах патриарха Кирилла он говорил, что именинник больше переживает за Украину, чем он сам.

По указанию из Москвы митрополит Онуфрий наложил негласный запрет и на переговоры с Киевским Патриархатом. Чем фактически перечеркнул возможность с помощью диалога сблизить две Церкви в критический для Украины момент истории. Диалог от этого, конечно же, не прекратился. Он идет в обществе, в среде верующих и духовенства обеих Церквей. Но сама позиция митрополита красноречива – если он станет Предстоятелем, официального диалога, тем более объединения, так и не будет.

А будут попытки и далее послушно, несмотря ни на что, строить в Украине «русский мир».

Бег на месте

Именно так выглядит позиция другого кандидата на пост главы УПЦ МП – митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича). Осторожные и обтекаемые заявления, желание как учесть интересы Москвы, так и реалии Украины, тесное сотрудничество с церковными благодетелями, среди которых особое место принадлежит российско-украинскому бизнесмену и народному депутату Вадиму Новинскому – все это, может, и было бы уместно, будь сейчас на дворе 1990-е или начало 2000-х.

Ведь именно такой, мягкой и осторожной, многовекторной политики придерживался покойный митрополит Владимир. Насколько она оказалась эффективной – сказано выше. В любом случае во время серьезного общественного переустройства, глобальных изменений, как в самосознании украинского общества, так и в восприятии России, пытаться сохранить старую модель просто потому, что позавчера она вроде бы успешно работала – нонсенс.

Печальным грузом за митрополитом Антонием тянется пока не совсем ясная история попыток президента Виктора Януковича и его окружения сменить митрополита Владимира на более молодого и лояльного главу УПЦ МП. Генеральная прокуратура расследует дело о превышении Януковичем, бывшим генпрокурором Пшонкой и бывшим главой МВД Захарченко полномочий путем вмешательства во внутренние дела УПЦ МП. Участвовал ли владыка в этой авантюре сознательно или был вынужден действовать методом кнута и пряника – сказать сложно. Однако его положение управляющего делами УПЦ с расширенными полномочиями, должность фактического канцлера Церкви при ее болеющем Предстоятеле не позволяет ему искренне говорить, что он «ничего не знал».

Если эти слова неправдивы – тогда возникает вопрос о доверии ему и как иерарху, и просто как человеку. Если же они правдивы – возникает вопрос о его компетентности как руководителя.

Пока что загадочной остается и роль Вадима Новинского во всей этой истории. То, что он занимал особое положение в последний период правления Януковича – не вызывает сомнений, как и его деятельное участие в жизни УПЦ МП. Очевидно, что он не утратил своих связей с митрополитом Антонием и теперь. Поэтому возникает логичный вопрос – а как в случае избрания митрополита Антония главой УПЦ МП эти связи скажутся на жизни Церкви и позиции ее руководителя, в том числе по вопросам российско-украинских отношений?

Некоторые особо активные сторонники митрополита Антония пытаются представить его как проукраинского кандидата, который будет способствовать диалогу и с обществом, и с УПЦ КП. Однако доказательств в делах, кроме подготовленных интервью с ни к чему не обязывающими фразами, в пользу такого мнения нет. Да, во время Евромайдана митрополит Антоний не стал, как наместник Лавры митрополит Павел (Лебедь), публично сравнивать Виктора Януковича с Иисусом Христом. Но и той ясной позиции, какую продемонстрировали Киевский Патриархат и Греко-Католическая Церковь, УПЦ МП не показала.

Слова, обращенные лично к Виктору Януковичу, что отказ от евроинтеграции – это обман народа, что президент должен служить всему народу, а не самому себе и окружению – прозвучали из уст патриарха Филарета. Хотя именно на митрополите Антонии, как первом лице Церкви, к которой относит себя и Янукович, лежит не только общегражданская, но и особая пастырская ответственность за свою паству – бывшего президента и его окружение.

Поэтому избрание главой УПЦ МП митрополита Антония будет выглядеть, как попытка законсервировать прошлое, не делать резких движений в то время, когда на самом деле нужно выбирать – на чьей ты стороне. По моему мнению, последствия такого выбора будут в перспективе те же, что и в предыдущем варианте, только более мягкие и отсроченные во времени.

Вперед

Как кажется, в епископате УПЦ МП есть достаточно большая группа тех, кто осознает, что так, как было раньше, уже не будет. Что для простых верующих характеристика батюшки «патриот или не патриот, за Украину или за Россию» становится более важной, чем «признает ли Москва его каноничность».

Не могут они не осознавать и того, что образ могущественной России, которая сотрет в прах любого, кто станет на ее пути – рассыпался. Патриарх Кирилл и президент Владимир Путин могут сколько угодно говорить о величии своей державы, но по факту она стала страной, лишь пугающей весь цивилизованный мир своей непредсказуемостью и агрессивностью.

Физическое и ментальное расположение руководящего центра Московского Патриархата в России ставит перед епископами УПЦ МП, хотят они этого или нет, вопрос выбора: с кем они, где видят свое будущее? С Украиной или с Россией? Ведь минимум на срок правления Путина (а он, кажется, собирается править пожизненно) быть и с Украиной, и с Кремлем – невозможно в принципе. Как невозможно, по словам Евангелия, быть верным слугой двух господ.

Остается надежда, хотя и не совсем уверенная, что епископов, которые понимают это и изберут того, кто сможет ответить на вызов времени – большинство. Чтобы этим избранием показать всем: УПЦ МП – Церковь для украинского народа, а не орудие принуждения его к «русскому миру».

В последнее время стали говорить, что таким кандидатом является Винницкий митрополит Симеон (Шостацкий). Получивший образование в Москве, монах Киево-Печерской лавры, а с 1996 года архиерей – он, судя по интервью и биографии, на сегодняшний день воплощает настроения проукраинской части УПЦ МП. И хотя многие, особенно в случае его избрания, будут говорить о связи между ним как Винницким иерархом и президентом Петром Порошенко, что он якобы ставленник и выдвиженец главы государства – на самом деле, по моим наблюдениям, все выглядит с точностью до наоборот.

Как кажется, не столько президент хочет избрания митрополита Симеона (своего отношения ко всем возможным кандидатам Петр Алексеевич публично не высказывал, хотя и говорят, что негативно воспринял настойчивые уговоры митрополита Онуфрия срочно продолжить перемирие в зоне антитеррористической операции), сколько наиболее трезвомыслящая часть епископата видит возможность таким избранием обеспечить перезагрузку отношений с государством. А добрые отношения с власть имущими для УПЦ МП всегда были критичны – такова уж традиция московского православия.

Что завтра?

Осталось совсем немного времени до оглашения результатов голосования. Избирательный марафон, активно начавшийся в УПЦ МП с осени 2011 года, когда митрополит Владимир попал в больницу в тяжелом состоянии, наконец-то завершится.

Кого бы ни избрали главой УПЦ МП – это будет лишь промежуточный этап в становлении новых отношений между Православной Церковью (всех юрисдикций) и украинским обществом. Однако от имени и действий нового Предстоятеля будет зависеть, в центре или на маргинесе этих отношений займет свое место УПЦ. Надеюсь, что в недалеком будущем – уже единая и без приставки «МП»

"Апостроф", 12 серпня 2014 року