Чего ждать от УПЦ МП во главе с Онуфрием

14.08.2014, 12:38
Это был ожидаемый выбор. Он означает, что епископы голосовали против перемен. Они знали, что Онуфрий не станет менять официальной идеологии, никогда не пойдет на диалог с церковью Киевского патриархата.

Выборы нового предстоятеля УПЦ МП с главными претендентами в лице митрополитов Онуфрия и Антония завершились ожидаемой победой первого, как и прогнозировал ранее Фокус. О том, каким предстоятелем будет Онуфрий, и какой будет при нем УПЦ МП, Фокус расспросил двух экспертов.

Аналитик религиозно-информационной службы Украины Анатолий Бабинский: 

Это был ожидаемый выбор. Он означает, что епископы голосовали против перемен. Они знали, что Онуфрий не станет менять официальной идеологии, никогда не пойдет на диалог с церковью Киевского патриархата. Он воспитан на классической русской духовной культуре. Судя по его публичным выступлениям, он не вполне понимает, какие перемены произошли в украинском обществе. Поэтому ему будет очень сложно доносить любые идеи до украинского социума.

Почему вы посчитали выбор Онуфрия ожидаемым?

Очень часто местоблюститель становится предстоятелем. Кроме того, об Онуфрии как о возможном преемнике Владимира заговорили еще несколько лет назад. Он не был замешан ни в каких скандалах, у него репутация строгого монаха и молитвенника. Изначально предполагалось, что наиболее вероятными кандидатами на выборах предстоятеля являются митрополит Антоний и митрополит Онуфрий. Но раньше трудно было дать ему какую-либо характеристику, поскольку он никогда не высказывался на общественные темы. Но когда Онуфрий стал местоблюстителем, мы смогли узнать о нем побольше. В одном из немногих интервью нынешний предстоятель выглядел как типичный представитель русского мира: он рассказывал о бездуховном Западе и высокодуховной России и говорил, по сути, идеологическими штампами Москвы. Для нее это, безусловно, наилучший выбор.

Митрополит Антоний – не такой?

Думаю, да. Он более гибкий человек. Я не говорю, что он радикально реформировал бы церковь, но, по крайней мере, он бы прислушивался к обществу. Онуфрию же просто не интересно, чем живет общество. У него есть своя правда, и он будет ее транслировать, не особо прислушиваясь к советам. Кроме того, Антоний гораздо моложе. Проигнорировав возможность выбора человека молодого, который мог бы взаимодействовать с обществом, епископы выбрали контркультурного человека, противника современной культуры. Того, который не способен донести до молодежи христианские идеи, потому что не говорит на языке молодых людей.

Но ведь Онуфрий был митрополитом Черновицким и Буковинским, а на Буковине очень сильны проукраинские настроения. Неужели он хоть немного не проникся ими?

Церковь Московского патриархата очень консервативная и, по-своему, закрытая организация. Можно сказать, что она варится в собственном соку, не выступая с широкими общественными инициативами и почти не взаимодействуя с обществом. Многим священникам поэтому кажется, что весь мир такой, как они.

Что вы можете сказать о прошлом Онуфрия?

Он выходец из одного из наиболее консервативного российского монастыря – Троице-Сергиевой лавры. Выбирая Онуфрия, епископы выбрали состояние "замораживания" любых перемен. Онуфрий уже не молодой, возможно епископы выбрали его как переходящую фигуру, чтобы переждать смутное время. Но они не учли того, что сегодня происходит в Украине, как меняется общество, не учли взгляды людей. Сегодня у Церкви нет времени переждать, отсидеться…

Юрий Черноморец, доктор философских наук, православный богослов

Церковь ожидает небольшая внутренняя люстрация. Митрополит Онуфрий – человек консервативных моральных взглядов, он наведет, я думаю, порядок в церкви. Также, полагаю, что он попытается объединить Восток и Запад, выступив адвокатом интересов Востока перед украинским правительством и адвокатом киевского правительства перед жителями Донбасса. После уничтожения террористов, чего, полагаю, нам не миновать, нам нужно будет "сшивать" страну. Онуфрию доверяют и на Западе, и на Востоке, поэтому он вполне может способствовать национальному примирению. Но чего-либо другого ожидать от митрополита не стоит. Объединения Украинской православной церкви не произойдет, так же как и широкой украинизации церкви. Но, я думаю, все это искупается возможностью гражданского примирения.

Что подразумевается под внутренней люстрацией?

В УПЦ сейчас множество епископов, имеющих бизнес-интересы, видящих церковь коммерческим предприятием. Борясь за власть, такие люди дестабилизируют ситуацию в церкви, организуют волны компромата, обвиняют других митрополитов в крайней пророссийскости, что часто не соответствует действительности. Таким смутьянам в церкви не место.

Не произойдет ли широкая русификация украинской церкви? Не будет ли она ограничена в правах?

Может, руководство Московского патриархата и будет возлагать на Онуфрия какие-либо надежды по русификации Украинской православной церкви, но, думаю, эти надежды не оправдаются. Ведь в нынешней ситуации ни ограничение самостоятельности Украинской православной церкви, ни ее русификация невозможны. Так же, как и невозможна ее солидарность с идеями русского мира. Не секрет, что примерно треть террористов в Донбассе религиозно мотивированы именно идеями этого русского мира. Так вот, митрополит Онуфрий несколько раз подписывал призывы Синода к боевикам в Донбассе сложить оружие. Он осуждал спекуляции боевиков на религиозные темы и выступал за национальный диалог. Думаю, вскоре и патриарху Кириллу придется всерьез задуматься над тем, стоит поддерживать идеи русского мира или лучше все-таки вернуться к христианским ценностям.

Каково отношение нового предстоятеля к целостности Украины?

Он не раз выступал за целостность и соборность украинской державы. Говорил, что так же, как нужно почитать отца и мать, нужно почитать и Украину. Говорил, что так же, как необходимо защищать своих детей от врага, необходимо защищать и Украину. В этом отношении митрополит Онуфрий не придерживался такой национально-патриотической риторики, какой придерживаются множество священников Киевского патриархата. Но все же он всегда был сторонником объединения Украины как гражданского общества на христианских принципах. А это в нынешней ситуации очень много значит. Кроме того, в своей Черновицкой епархии Онуфрий позволял служения на украинском языке, что свидетельствует об определенной мягкости отношения владыки к языковому вопросу.

Но из уст владыки Онуфрия звучали и несколько странные обвинения в адрес Европы …

Да, это так. Но нужно принимать во внимание тот факт, что то скандальное интервью брал крайне антиевропейски настроенный журналист. Что сказал ему владыка на самом деле – неизвестно. В то же время о существовании ряда проблем в Европе говорит и Папа Римский, и в этом нет ничего особенного. Если священник обличает какие-либо пороки, это не значит, что он – противник здравых идей. Думаю, каким бы ни был геополитический выбор украинского народа, Украинская Православная Церковь под руководством владыки Онуфрия всегда поддержит его и примет. Не потому, что ей важна политика, а потому, что церковь существует для украинского народа во всем его разнообразии.

Не был ли для Украины лучшим выбор митрополита Антония?

- Да, это был бы лучший выбор. Тогда, может быть, мы говорили бы и о близости объединения украинских православных церквей, и о большей социальной активности церкви, в чем так нуждается общество. Будем надеяться, что митрополит Антоний, который кстати поддержал во втором туре выборов владыку Онуфрия, сможет работать с ним вместе на благо Украины, и мы вскоре сможем увидеть прогрессивное, человеческое лицо Украинской Православной Церкви.

Что известно о прошлом владыки Онуфрия?

Он в течение восемнадцати лет был монахом Троице-Сергиевой лавры. По собственному мироощущению он является молитвенником, который, кстати, сейчас очень много молится за Украину. Я лично был свидетелем того, как владыка Онуфрий призывал монахов Киево-Печерской лавры днем и ночью молиться за Украину еще в самом начале кризиса, когда над нашей страной впервые нависла угроза полномасштабного российского вторжения. Кто знает, может быть, этого вторжения не случилось, в том числе благодаря молитвам владыки Онуфрия. Он старается жить свято, не по человеческим, а по небесным меркам…

И при этом оставаться эффективным руководителем церкви…

Совершенно верно! Онуфрий был достаточно мягким епископом Черновицким и Буковинским. Все конфликты, возникающие в его епархии, он старался решать постепенно, не сразу, после молитвы. Из-за этого негатив словно замораживался, а позитив, наоборот – развивался. Если судить по делам, то владыке Онуфрию есть, чем гордиться. К примеру, в его епархии отец Лонгин основал монастырь и усыновил 400 детей, в том числе инвалидов и больных СПИДом. Всем им обеспечен достойный уход и христианское образование. Онуфрий всецело поддерживал это уникальное начинание. Так что если кто-либо захочет делать что-то хорошее, Онуфрий никогда не будет препятствовать этому.

Дмитро СИНЯК

"Фокус", 13 серпня 2014 року (рос.)