Предстоятелю УПЦ (МП) знайшли заміну на кордоні з Румунією

09.02.2014, 11:35
Лідером гонки за київський престол став Буковинський митрополіт Онуфрій, який зумів посунути керівника справами УПЦ МП Антонія

Лідером гонки за київський престол став Буковинський митрополіт Онуфрій, який зумів посунути керівника справами УПЦ МП Антонія

Сейчас мало кто вспоминает о здоровье Предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата Владимира – нынешние события к тому явно не располагают. Между тем, его преклонный возраст и длительная болезнь отнюдь не добавляют оптимизма. По нашей информации, счет времени идет уже даже не на месяцы. Врачи, как  стало известно на днях, даже запретили очередной перелет во Францию для прохождения нового курса терапии. Блаженнейший митрополит может просто не осилить дороги.

В светском государстве уход одного настоятеля возвещает приход другого, и это, в общем случае, внутреннее дело церкви. Но Украина – случай особый. Значение Владимира в украинской державности настолько велико, что борьба за «освобождающуюся вакансию» стала приобретать свои совсем нерелигиозные оттенки.

Казалось бы, все ясно: согласно канонам, преемником становится старший по хиротонии.

В нашем случае таковым является Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Но это весьма одиозная особа. Причем депутатский мандат от Партии Регионов здесь отнюдь не на первом месте. Он ультраконсервативен: юлианский календарь, богослужения на церковнославянском и жесткие посты – атрибуты истинного православия. Но периодическую фронду во вверенной епархии вызывает не это, а весьма своеобразный стиль управления. Кроме того, он лидер промосковского крыла УПЦ МП, доходящий в своих высказываниях до открытого шовинизма, сторонник «Русского мира», прославившийся, среди прочего фразой «Львов – это наша Чечня».

Так что неудивительно, что Синод ему не благоволит: не так уж много найдется настоятелей храмов и прихожан, готовых к усилению влияния Патриарха Кирилла. А то, что это произойдет, можно предположить, хотя бы вспомнив историю с «церковным ГКЧП» во главе с Агафангелом. Кирилл одобрил все решения Синода УПЦ под его водительством, касавшиеся внутреннего распорядка УПЦ МП – ведь конечной их целью было преодоление «недоразумений» в уставе, увеличивающих степень ее автономии. В общем, Агафангел неоднозначен. При всей условности сравнения он имеет шансы стать церковным подобием Януковича: централизация и москвоцентризм могут породить «бунт либералов» и наметить новые линии расколов.

Поэтому резонно рассмотреть других вероятных кандидатов. Вариантов несколько.

Владыка Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, настоятель Киево-Печерской Лавры, известен, пожалуй, не менее, чем Агафангел – в том числе и не менее скандально. В его «активе» – чуть более теплые, нежели требуют приличия, отношения с президентом и (теперь уже бывшим) премьером, махинации с недвижимостью и имуществом Лавры, а также множество «мелочей» от подаренных автомобилей премиум-класса до перманентной войны с прессой. И – да, разумеется, он один из главных столпов «Русского мира».

Выходец из Закарпатья Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний при «замещении» Блаженнейшего Агафангелом был назначен главой Отдела внешних церковных связей УПЦ вместо секретаря и доверенного лица Патриарха Владимира. И хотя с возвращением последнего он этого поста лишился, взамен получил пост управделами УПЦ с расширенными полномочиями, что фактически сделало его ключевым управленцем, своего рода «церковным премьером». В принципе, это позволяет считать его кандидатуру неплохим компромиссом. Если бы не тот факт, что он довольно сдержанно относится к московским инициативам.

Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия в кулуарах крайне осторожно называют фаворитом. Монах с сорокалетним стажем, он не стремится к публичности. В то же время, он сумел добиться немалых успехов в руководстве своей, надо сказать, весьма проблемной епархией. Он с успехом купирует попытки Румынской православной церкви утвердиться в румыноязычных приходах. В признание заслуг Патриарх удостоил его права ношения второй панагии.

В 1992 году Онуфрий отказался поддержать просьбу архиереев УПЦ к патриарху Московскому Алексию ІІ о предоставлении автокефалии. Между тем, он отнюдь не является ярким «русскомирцем». Его позиция сводится к необходимости соблюдения канона и процедуры в решении вопроса о статусе  УПЦ.  Сейчас Онуфрий скорее выступит за сохранение статус-кво в отношениях Киевского и Московского патриархатов.

В общем, сейчас шансы более предпочтительны у Онуфрия, который де-факто может устроить обе стороны и не собирается делать какие либо серьезные изменения ни во внутренней жизни церкви, ни во внешней. И Павел и ряд других иерархов в ближайшее время могут не бояться за свои места. При Онуфрии нечего переживать и россиянам. В первую очередь потому, что он никогда не имел глобальных амбиций. Он будет хорошим служакой, который всегда будет говорить правильные вещи. Большего от него и не требуется.

Андрій Черняк

"Espreso.tv", 8 лютого 2014