"Мы не собираемся прекратить деятельность УГКЦ, Боже упаси"

16.01.2014, 12:43

К нам поступали жалобы, поступали письма со стороны верующих и простых граждан, что на Майдане работает молитвенная палатка и это противоречит действующему законодательству. Богослужения могут проводиться, но при условии, что будет выполняться ст. 21 закона «О свободе совести и религиозных организациях».

Сегодня глава Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) Святослав (Шевчук) сообщил о письме Министерства культуры, в котором, по его словам, «прозвучала угроза» относительно прекращения деятельности религиозных организаций УГКЦ. «Мы думали, что время, когда преследовали церковь, уже давно прошло»,— заявил глава церкви. В интервью корреспонденту “Ъ” ЮЛИИ РЯБЧУН директор департамента по вопросам религий и национальностей Министерства культуры МИХАИЛ МОШКОЛА рассказал, как появилось это письмо.

— Чем вызвано ваше обращение к УГКЦ относительно незаконности публичных богослужений?

— К нам поступали жалобы, поступали письма со стороны верующих и простых граждан, что на Майдане работает молитвенная палатка и это противоречит действующему законодательству. Богослужения могут проводиться, но при условии, что будет выполняться ст. 21 закона «О свободе совести и религиозных организациях». По закону богослужения без разрешения местных властей могут проводиться, к примеру, в культовых сооружениях, в квартирах граждан, на кладбищах. Но во всех остальных случаях религиозные обряды могут проводиться только с разрешения местных властей. У них же (УГКЦ.— “Ъ”) этого разрешения нет. Поэтому мы и обратились к ним — уважаемые, богослужения проводятся уже больше месяца, но разрешения у вас нет. А если вдруг что-то случится у вас? Кто будет нести ответственность? Обратитесь в КГГА, напишите письмо и получите это разрешение. Какие проблемы?

— А кто к вам обращался с жалобами на богослужения без разрешения?

— В основном это были правоверные грекокатолики (Украинская правоверная грекокатолическая церковь, УПГКЦ.— “Ъ”). Это те, которые во Львовской области, не зарегистрированные. Это бывшие члены УГКЦ, которые отошли от нее, критикуют церковь. Они обращались к нам. Если есть обращение, мы должны действовать. Мы не собираемся прекратить деятельность УГКЦ, Боже упаси. Это будет моя головная боль.

— В молитвенной палатке на Майдане совершают таинства и молятся священнослужители не только УГКЦ, но и других религиозных конфессий. Было ли направлено подобное обращение другим религиозным организациям?

— Молитвенная палатка принадлежит УГКЦ. Они ее устанавливали, есть фотографии, которые это подтверждают. Сегодня в ней объединились представители разных конфессий, но принадлежит палатка УГКЦ. Они не впервые проводят публичные богослужения, так почему не обратиться за разрешением. В КГГА есть соответствующая форма.

— Какова будет ваша реакция, в случае если УГКЦ продолжит публичные богослужения? Готово ли Министерство культуры обращаться в суд?

— Мы не будем обращаться в суд. Это не наши функции. Если кто-то снова пожалуется, будем снова обращаться к УГКЦ. Если вдруг что-то случится возле палатки или в палатке, они будут нести ответственность. По ст. 16 закона «О свободе совести и религиозных организациях» несоблюдение закона может стать основанием для рассмотрения в суде вопроса о приостановлении деятельности религиозной организации. Не мы обратимся, так кто-то другой обратится.

— Как вы объясняете, что ваше письмо УГКЦ вызвало широкий общественный резонанс?

— Не знаю, не могу понять. Для меня это новость. Потому что мы пишем предписания многим религиозным организациям по разным поводам. Какая проблема? Получите разрешение, и не будет вопросов. Ситуация на Майдане сейчас заполитизирована, поэтому на эту тему пошла такая реакция. Это рекомендация, не требование. Не знаю, зачем УГКЦ политизировать эту ситуацию. Блаженнейший Святослав по поводу письма со мной не общался.

Юлія РЯБЧУН

"Коммерсант-Украина", 13 січня 2014 року