• Головна
  • Моніторинг
  • "Патриарх Филарет и митрополит Владимир - люди, к которым с возрастом пришла мудрость, - начали сближение ради сохранения суверенности Церкви и Украины" - профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Алла Бойко...

"Патриарх Филарет и митрополит Владимир - люди, к которым с возрастом пришла мудрость, - начали сближение ради сохранения суверенности Церкви и Украины" - профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Алла Бойко

01.08.2013, 14:23
"Патриарх Филарет и митрополит Владимир - люди, к которым с возрастом пришла мудрость, - начали сближение ради сохранения суверенности Церкви и Украины" - профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Алла Бойко - фото 1
В Украине на Кирилла давно не смотрят как на религиозного деятеля — это политическая фигура. А среди украинцев явственно ощущается неприятие всего политического класса, отечественного и не только. Причем это неприятие присутствует во всех слоях общества.

bojko_aa.jpg«Портал-Credo.Ru»: Чем последний визит Патриарха Кирилла (Гундяева) в Киев отличался от всех предыдущих? И чем можно объяснить такие беспрецедентные меры безопасности, такое количество охраны, в то время как на его молебны пришло сравнительно мало людей, поскольку впускали их по пропускам?

Алла Бойко: Я думаю, что когда человек себя окружает охранниками, он тем демонстрирует свой страх. Есть ли основания для страха у церковного лидера?

В Украине на Кирилла давно не смотрят как на религиозного деятеля — это политическая фигура. А среди украинцев явственно ощущается неприятие всего политического класса, отечественного и не только. Причем это неприятие присутствует во всех слоях общества.

Я думаю, что однозначно в Украине восприятие Патриарха Кирилла как человека, близкого к правящей верхушке, которую не принимают. И ведет он себя как политик, а не как церковный лидер. Да и постоянные скандалы вокруг Кирилла и его Церкви не способствуют его популярности и любви к нему верующих.

Когда я смотрела и читала о визите Кирилла — подойти было невозможно никуда — я сразу вспоминала легенду о Великом инквизиторе. Религия и Церковь, к сожалению, расходятся все больше. Во всяком случае, во мнении многих украинцев.

- Какова, по-Вашему, была практическая цель визита?

- Она вообще непонятна. 1025 лет назад произошло Крещение Киевской Руси. А появление поселения под названием «Москва» зафиксировано гораздо позже. Украинцы – прямые потомки тех, кто населял Киевскую Русь – славятся гостеприимством. Но гости не могут забывать о том, что они в гостях. И немного странно приезжать в гостеприимный дом и демонстрировать хозяевам настороженность и страх.

- Накануне визита Кирилла митрополит Владимир (Сабодан) довольно дружественно общался с Патриархом Филаретом — приветствовал его, трижды поцеловав. И заявил, что они не враги…

- Они действительно не враги. Это люди, к которым с возрастом пришла мудрость — я надеюсь на это — и которые начали сближение ради сохранения суверенности Церкви и, не исключено, что и Украинского государства. То есть в данном случае это попытка каким-то образом объединить Украинские Церкви, но даже если не объединить, то, во всяком случае, противостоять российской церковной агрессии, которая демонстрируется так, как было на этом празднестве.  

Мы не будем говорить о политических и материальных проблемах, которые возникают у этих людей в связи с тем, что на них вот так, извините, «наезжают». Я думаю, что они все-таки не враги. Это мудрые люди, патриоты Украины, искренне старающиеся помочь Церкви и народу. Очевидно, что вот такой наезд и заставляет сопротивляться, причем и Владимира, и Филарета. Но это мое мнение.

- Насколько серьезно на положении Владимира сказался скандал с монахинями в лавре — с их якобы похищением, которое оказалось не похищением, а провокацией?

- Я не думаю, что это придумано... Я думаю, что этих монахинь действительно похитили, что у них требовали эти деньги. Потому что деньги, которые вертятся вокруг Церкви, действительно огромны. У нас, кстати, на одном из телеканалов есть такая передача - «Гроші» («Деньги»). И в этой передаче рассказывали о собственности церковных чинов, лаврских чинов — это действительно безумные деньги.

Я думаю, что было похищение, а потом уже, для того, чтобы, как у нас говорят, замять, сказали, что ничего этого не было, это все выдумки. А бедные монашки были вынуждены сказать, что они заблудились на территории лавры. Смешно и глупо! Но и в этом - огромное неуважение к людям, следящим за этими «приключениями». Ложь из уст монахинь и церковников гораздо более неприятна и греховна, чем из уст всех остальных. Кстати, вчера «похитителя» взяли под стражу, во всяком случае, в СМИ так написали.

Уж слишком увлеклись церковники материальными и политическими проблемами. Но ведь Богу – Богово, а кесарю – кесарево.      

Хотя во всех Украинских Церквах есть много людей, которые не позволяют себе такого, которым в голову не приходит торговать «Мерседесами» или табаком, алкоголем и вообще заниматься торговлей. И которые все-таки пытаются очистить Церковь от всех этих меркантильных проблем.

- Было высказано довольно аргументированное предположение, что вся эта история с монахинями, в значительной степени, была направлена против Александра (Драбинко) и косвенно против митрополита Владимира, что это еще одна попытка избавиться от них…

- Не исключено. Непонятно, почему были выбраны инструментом закулисных игр именно эти монахини.

Вообще-то, не это главное. Гораздо более неприятно то, что многие священники равнодушны к проблемам паствы, что Церковь все больше отходит от народа и приближается к власти. А представители этой власти, как и всякой, впрочем, конечно же, пытаются манипулировать церковниками – это их стиль, задачи, цели и призвание – манипулировать всеми и всякими способами.     

И празднование 1025-летия Крещения Руси в Киеве – яркий тому пример.

Володимир ОЙВІН

"Портал-Credo", 1 серпня 2013 року (рос.)