Кремль устал строить «православную цивилизацию»

15.07.2013, 17:24
Владимир Путин не скрывает своего охлаждения к православию, а «Русский мир» превратился в проект патриарха Кирилла

Владимир Путин не скрывает своего охлаждения к православию, а «Русский мир» превратился в проект патриарха Кирилла

ЧЕМ МЕНЬШЕ искреннего содержания в речах или событиях, тем больше в них пышности, тем больше движения и имитации жизни. Праздник, придуманный пять лет назад президентом Виктором Ющенко как праздник украинской церкви, как истинно киевское событие, ныне имеет к Киеву лишь некоторое отношение. Потому что в интерпретации его нынешних устроителей — это праздник всея Руси, давно выросшей из киевской колыбели. Сценарий празднования написан в Москве — даже его «государственная» украинская часть там сверена и утверждена. Там же начнутся и торжества, оттуда же стартует «крестный ход» праздника по городам и весям мифического «Русского мира». С заездом в Киев — для торжественного молебна. Столица Украины, таким образом, перестала быть местом праздника, а крещение превратилось в повод для шествия главы РПЦ по «владеньям своим». Шествие предполагает максимальную поддержку массмедиа. Привыкшему жить в медиапространстве населению «владений» за истину попробуют выдать картинку о том, что братство и единство таки наличествуют и гарант их — лично патриарх Кирилл. Однако, увидев по ТВ, как глава РПЦ утверждает единство некогда «великой страны», подшивая под нее церковную канву, не следует спешить с выводами. Может статься — патриарх Кирилл борется скорее за единство РПЦ, подшивая под нее сильно обтрепанную, но местами еще вполне пригодную к использованию канву «братства народов».

А ведь еще лет пять назад «Русский мир» был молодой, интересной и обсуждаемой идеологией. Он был нужен России — и в смысле внешнем (как миссия, оправдывающая ее политическое вмешательство в дела соседей), и в смысле внутреннем (как идея, объединяющая Россию в ее исторической миссии вырастания в «православную цивилизацию», альтернативу западной, как бы загнивающей и умирающей от моральных язв). Церковная миссия и государственная политика дополняли друг друга. Кто бы мог подумать, что всего за несколько лет эта симпатичная картинка так выцветет? Что такая перспективная идея, как «Русский мир», о которую с охотой ломали копья и сторонники и противники, вокруг которой громоздили свои «цивилизационные проекты» геополитики, политтехнологи и прочие говорящие головы, окажется смешной и ненужной? Причем не миру, не «братским народам», а в первую очередь самой России? А внутри России — в первую очередь ее руководству, которому в последнее время идея «осажденной крепости» и «врагов кругом» подходит куда больше. Так российская власть оказалась не союзником патриарха, а скорее вредителем в деле построения «Русского мира». Потому что такой «цивилизационный проект» ей не нужен, а нужно — чтобы церковь говорила правильные слова, колебалась вместе с генеральной линией и помогала держать в послушании налогоплательщика. Такая вот гармония.

Патриарх сложившийся расклад прекрасно понимает. И осмотрительно против него не возражает. Он, по сути, вполне вписывается в нынешний российский политический мейнстрим — делает свои дела, пока руль в руках. Так же как светские коллеги по власти стараются прибрать к рукам то, чем ведают в структуре государства, Кирилл замыкает на себя структуру РПЦ — укрепляет «вертикаль», реформирует управление, инспирирует, принимает и проводит в жизнь нужные решения, в общем, «наводит порядок». И «Русскому миру», этому любимому детищу, находит абсолютно рациональное применение — удержание частей РПЦ, которые так и норовят отвалиться.

Но признаваться в том нельзя. Потому-то Киев и не подошел московскому церковному руководству в качестве места проведения праздника. Здесь слишком явно (не скроешь от телекамер) заметно разнообразие, в котором РПЦ — только часть, а патриарх ее — всего лишь одно из действующих лиц, и отношение к нему неоднозначно. Здесь, на днепровских кручах, ему придется смириться не только с тем, что он будет не более чем в свите «главного действующего лица» — Президента Виктора Януковича, но и что в этой свите он будет рядом с другими церковными лидерами, пользующимися немалой, а может, даже большей популярностью, чем он. Таким образом, превращение в центр торжеств Москвы, а не Киева, является симптомом ослабления влияния Московского патриархата (читай — РПЦ) на ситуацию в Украине.

Еще хуже патриарху Кириллу придется в Молдове, куда он со своими торжествами едет вопреки воле главы государства. Здесь ситуация для руководства РПЦ самая сложная. Она легко затмевает ситуацию в Украине, которую хоть и встряхивают скандалы, имеющие церковно-политический подтекст, но даже самая отвратительная игра не может заставить никого из участников убрать с лица картонную улыбку. В Молдове «держать лицо» уже никто не пытается. Румынская православная церковь постепенно отвоевывает у РПЦ «каноническую территорию» в этом регионе. Принадлежащий к РумПЦ президент страны прямым текстом предостерегает патриарха Кирилла от посещения Молдовы и Приднестровья (и то сказать, какое отношение этот регион имеет к Владимирову крещению?). В ответ глава Молдовского экзархата РПЦ предупреждает о том, что православные, буде церковь их поднимет, «все тут сметут», то есть фактически угрожает гражданскими беспорядками. Вот и разыгрывай перед телезрителями «Русский мир» на фоне такого-то задника!

Задача нелегкая, но отказаться от нее — значит поставить под угрозу целостность и авторитет уже не какого-то мифического «братского единства», но абсолютно реальной РПЦ. Поэтому можно не сомневаться, что «киевская купель», как историческое оправдание претензий РПЦ на территории «братских народов», не будет сходить с уст. А центральная фигура — князь Владимир Красное Солнышко — будет затмевать всех других, куда более воцерковленных христианских персонажей нашей легендарной истории. Потому что именно в нем политика и православие спаялись в нечто единое и неделимое.

Лукерія ЖАБКІНА

"Коментарі", 11 липня 2013 (рос.)