Kirill killed himself… Плач на киевских обломках «русского мира»

30.07.2012, 19:48
Кажется, Патриарх Кирилл (Гундяев) стал осознавать, что каждый его очередной визит в Украину – это серьезное "снижение градуса". Снижение уровня приема, значимости слов, яркости телекартинки и т.п.

Кажется, Патриарх Кирилл (Гундяев) стал осознавать, что каждый его очередной визит в Украину – это серьезное "снижение градуса". Снижение уровня приема, значимости слов, яркости телекартинки и т.п. Когда что-то, пусть даже и важное, постоянно мельтешит перед глазами, глаза "замыливаются" и внимание притупляется. "Ко всему человек привыкает…". Патриарха Кирилла, рассуждая на языке пиара, везде "слишком много", причем он слишком одинаков и часто скандален, что несколько размывает его идентичность как русского иерарха, да и вообще как "церковного деятеля".

Когда и внутри-то России этот градус минувшим Великим Постом стал приближаться к нулю, решение несмотря ни на что ехать в Украину посреди лета было, конечно, рискованным. Только необыкновенные настойчивость и упрямство этого человека, заставляющие его порой действовать вопреки логике, принесли его на крыльях личного мини-джета в Киев. Публика, правда, лениво отдыхала (в аэропорт встречать Патриарха не приехали ни президент, ни премьер-министр; не было поднято зеленое знамя ис…, то есть Кирилла; не было никаких почетных караулов в миниюбках и оркестров, как в былые времена), не ожидая от этого визита ничего интересного. Но либо сам визитер, либо его украинские доброжелатели заставили-таки людей, неравнодушных к Церкви, оторваться от пляжных коктейлей.

Центральным событием визита – во всяком случае, в его медийном измерении – стал 10-секундный инцидент в аэропорту "Борисполь", где, как выразился сам гость, он "с большой радостью вступил на святую украинскую землю". Высокому гостю надо-то было всего 50 метров пройти по летному полю, сказать какие-то фразы журналистам (никаких вопросов и интервью предусмотрено не было – вообще на протяжении всего визита. И плачьтесь после этого, что Патриарха "не пускают на ТВ"), сесть в лимузин и просвистеть по зачищенным улицам Киева в Киево-Печерскую лавру. Но нет! Из группы встречающих выскочила полуобнаженная девица с надписью "Kill Kirill" на спине (конечно, небезупречной с точки зрения правил английского языка, но графически симпатичной) и, судя по вздернутой вверх руке, с твердым намерением эту надпись какими-то своими, девицыными методами исполнить. Просим любить и жаловать – на арене не менее известная в Украине, чем сам Патриарх Кирилл, феминистическая группа "Femen". В России подобная группа не просуществовала бы и дня – как изящно выражается не имеющий личного тюремного опыта (в отличие от своего украинского коллеги, который, впрочем, так не выражается) В.В. Путин, они давно "замучились бы пыль глотать". Поступок "Pussy riot", которые уже полгода томятся за решеткой, был более невинным, чем выходка украинской феминистки, однако им светит несколько лет тюрьмы, где, по предположению их же адвоката Николая Полозова, девушек могут и убить – без лишних вопросов.

Теперь представим себе на минутку, что "Pussy riot" приходят в ХХС не спеть и сплясать на масленицу, за что о. Андрей Кураев с радостью кормит их блинами и хлопает по разным местам. Нет, они приходят на самую что ни на есть патриаршую службу и призывают убить гражданина РФ В.М. Гундяева, причем на иностранном языке – напрямую апеллируя к присутствующим тут же иностранным агентам и ЦРУ. Да что там призывают! Совершают явно выраженную попытку осуществить этот призыв, то есть покушение, пытаясь попутно вовлечь в реализацию своего преступного замысла других граждан. А поскольку, как известно со слов протоиерея Всеволода Чаплина, Патриарх (даже в качестве "гражданина Владимира Гундяева" - собственника поврежденной нанопылью квартиры) является объектом религиозных чувств как минимум 100 миллионов иных граждан РФ, - еще и оскорбляют такими своими призывами и попытками почти все население страны. Сея, разумеется, религиозную рознь и ненависть, распространяя экстремистские идеи и лозунги, провоцируя международный конфликт, что, в частности (если повернуть время вспять; время ведь, как знают все православные, – условность), приводит ко взрывам домов в Москве и ко Второй Чеченской войне. Вышли бы российские феминистки после этого когда-нибудь на волю? То-то. А их украинскую коллегу, совершившую все это, да еще и в особо изощренной обнаженной форме, сажают по делу об административном правонарушении на 15 суток. За призыв убить Патриарха всея Руси, да еще и сопровождаемый попыткой реализовать этот призыв! Так-то встречает гражданина Гундяева "бело-голубой" промосковский режим Януковича-Азарова… Ну если, конечно, предположить, что деятельностью "Femen" не руководят прямо с Лубянки – в политике ведь всякое бывает, кто в ней разберется… Как мудро говорит В.В. Путин, "политика – это искусство возможного".

Не будем все-таки уподобляться нашим оппонентам и погружаться слишком глубоко в мутные воды конспирологии. Допустим, за выходкой "Femen" ничего такого великого не стоит. Просто усталость украинского народа от распальцованных визитов очередного московского мессии. Просто неприятие образа Патриарха как духовного лица после всех этих часов, квартир, сестер, "простить было бы некорректно", дворцов, самолетов, кортежей, горных и водных лыж, новых облачений на каждую (!) службу, поклонений Путину, выдумываний "евангельских цитат", сигарет с алкоголем, наконец. Мало ли чего нет в бизнес- и политической биографии нынешнего руководителя РПЦ МП. Гораздо больше, чем в его собственно религиозной биографии. Пусть так: глупая девка обманула охрану и нахулиганила. Может ли Патриарх Кирилл рассчитывать, что при следующем его визите на путях "Русского мира" где-нибудь его не встретит еще более теплый прием? Пока очевидна тенденция: чем больше скандалов создает вокруг себя Кирилл, тем большими скандалами сопровождается очередной его "выход в свет".

Едва ли Патриарху все это нравится. В силу некоторых психологических особенностей, а, может быть, из-за недоступности объективной информации о положении дел, он все еще надеется, что это "временное явление" - какая-то "кампания", организованная и финансируемая какими-то "врагами". То ли кремлевскими, то ли заокеанскими – то ли теми и другими вместе. Установка на постоянный поиск внешних угроз – психологически весьма травматичный путь. Все тяжелее Патриарху дышать, все чаще приходится срываться даже на близком своем окружении. И такие страдания ради того, чтобы только не заглянуть внутрь себя? Ведь опасность для человека представляет не то, что входит в него извне, а то, что исторгается изнутри, из сердца. Впрочем, стоп. Это получилась уже почти евангельская цитата, а ее приводить в данном контексте, используя известный фразеологизм Патриарха Кирилла, "было бы некорректно". Вернемся к "прозе жизни".

О том, что Патриарх Кирилл начинает что-то понимать, свидетельствует, в частности, сокращение им самим этого визита в Украину на два дня – ведь изначально планировалось, что он прибудет в Киев 24 июля (а прибыл 26-го), и посетит, как в прошлые разы, еще одну-две епархии. Ведь совсем недавно как великое достижение преподносилось 9-дневное пребывание Кирилла в Украине (Одесса – Днепропетровск – Киев) и утверждалось, что с каждым годом эта продолжительность будет лишь возрастать. Не было на сей раз ни ток-шоу в прайм-тайм на украинском ТВ (и отнюдь не по вине последнего), ни харизматичных аккламаций про Святую Русь перед многотысячной толпой разгоряченной молодежи на рок-концерте (и отнюдь не потому, что из Украины уехала вся молодежь, а Янукович запретил рок). Патриарх Кирилл как-то внутренне "сдулся", почувствовал, что в его программе заложена какая-то "системная ошибка". Но какая именно – пока не знает. Хотя, похоже, уже немножко сомневается в универсальности версии о "заговоре внешних сил"…

УПЦ МП, играя на понижении курса акций Кирилла, успешно продвигается по своему курсу - к "канонической автокефалии" Церкви в Украине. В первый же день визита, 26 июля, главный пресс-секретарь УПЦ МП о. Георгий Коваленко предупредил о предстоящем резком снижении посещаемости служб Патриарха Кирилла. И кого он назвал виновным? Чрезмерную охрану Патриарха и беспрецедентные меры безопасности вокруг него – в Украине так не охраняют не то что религиозных деятелей (их в Украине не охраняют вообще), но даже президента. Сколько молящихся вы хотите собрать, установив рамки металлодетекторов, напечатав спецпропуска и оцепив ОМОНом весь район в радиусе 500 метров еще накануне предполагаемого молебна. Тут надо учитывать еще, что "Украина – не Россия" (этой единственной фразой экс-президент Леонид Кучма обеспечил себе место в истории). Украина – живая конкурентная среда, в том числе на церковном рынке. Если Патриарху Кириллу угодно обматывать себя километрами колючей проволоки и ходить под конвоем 100 вооруженных охранников – к нему придет 300 молящихся, заранее отобранных и назначенных соответствующими политическими объединениями, имеющими обязательство перед Москвой, которая их и финансирует. Если "неканоническому и анафематствованному" Патриарху Филарету угодно без всякой охраны, в гуще народа пройти с этим самым народом крестным ходом, а потом еще и бесплатно накормить народ обедом – к нему придет 20 000 человек, почти в 70 (!!) раз больше, - не имеющих ни перед кем никаких обязательств. "Каноничность", конечно, великая сила, но когда за ней нет элементарной человечности, побеждают "анафематствованные". После этого поражения со счетом "1:70" в "бело-голубом" или, если угодно, "посторанжевом" Киеве, где царствует свой, "каноничный", благословленный президент Янукович, есть ли у Патриарха Кирилла шанс переломить ситуацию в Украине и удержать ее в орбите Московского патриархата? (Кстати, а зачем Патриарху Кириллу столько охраны, если она не смогла защитить его от безоружной девушки в аэропорту? Защитил Патриарха диакон Александр Волков, который – смеем предположить – никакого отношения к спецслужбам не имеет и в ФСО не служил…)

Заметим, что на сей раз Кирилл оставил риторику "русского мира", что говорит о признании им "технического поражения". А президент Янукович не удосужился принять Патриарха, благословившего его кольцом на президентство, в Киеве, вынудив "духовного главу русского мира" ехать на крымскую дачу президента, где тот принимал святейшего в тенниске с короткими рукавами. Неужто "великопостные искушения" и президента Украины, много повидавшего на своем веку, в чем-то переубедили?

Теперь перейдем к самой печальной части нашего и так невеселого повествования. Ладно, "Украина не Россия", Бог с вами, живите там на своем Днепре как хотите. Реальная-то опасность состоит в том, что с падением авторитета Кирилла в Украине падают его акции и в Москве, то есть в Кремле – у главного гаранта нынешнего патриаршества и незыблемости государственной конфессии РПЦ МП. Здесь как бы кумулятивный процесс: восприятие Патриарха в Украине ухудшается из-за московских скандалов (вот еще характерная деталь: "эксперт" Кирилл Фролов возмутился, что клирики УПЦ МП честно ему признавались, что не хотят делить с Патриархом Кириллом ответственность за истории с "Pussy riot", часами и прочем в том же духе), а провалы в Украине ведут к разочарованию Кремля в "дипломатических возможностях" Патриарха. Маховик раскручивается, цепная реакция пошла, а как ее остановить – неизвестно. Допустим, московские дела – "происки врагов", о которых Кремль и сам любит пофантазировать. Но украинский провал – это же объективный факт, можно фото и видео посмотреть, благо "Фотошоп" с компьютера в Чистом переулке удалили. А ведь Кремль верит, что нынешнюю Украину он контролирует лучше, чем свою Болотную площадь. Таким образом, надо констатировать, что Патриарх Кирилл вступил в самый тяжелый период своего патриаршества. Тут любое действие пойдет ему в минус, "удобее есть молчание". Было бы оптимально Патриарху на время отказаться от политической активности и сосредоточиться на такой, может быть, новой для него сфере жизни как уединенная молитва, богослужение, смиренные паломничества, просьбы (хотя бы туманные) о прощении у своей паствы. Ничего антиправославного в таком образе жизни нет, но, боюсь, святейший опять скажет: "Это было бы некорректно". Ну что ж, чему быть – того не миновать. Вопрос только в том, насколько значительной части нынешней Московской патриархии придется разделить с Кириллом ответственность за грядущую катастрофу и почувствовать на себе последствия этой катастрофы. Вот УПЦ МП уже начала благоразумно дистанцироваться от Кирилла и скандалов, с ним связанных. Но то независимая и самостоятельная в управлении Церковь. У российских епархий, монастырей и приходов такого статуса нет...

Нам трудно судить, насколько популярен в РПЦ МП главный лозунг главных фанатов Патриарха – "православных экспертов": "Только союз Патриарха Кирилла и Владимира Путина спасет Россию". Не будем придираться к формальным недостаткам этого лозунга, типа того, что России, раз ее судьба зависит лишь от упомянутого союза, осталось от силы лет 20 ("Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь" - заметьте, не я сказал, а очень авторитетный для Патриарха и его экспертов человек, а оба Священно-Союзника приближаются к указанным возрастным параметрам, они ведь не юноши-олимпийцы). Спросим по существу: ради чего Патриарх Кирилл разрушает свой союз с Владимиром Путиным? Ведь он не хочет погубить Россию, или как?

Олександр Солдатов

"Портал-Credo.Ru", 29 липня 2012 (рос.)