• Головна
  • Моніторинг
  • ЛЮДМИЛА ФИЛИПОВИЧ: «Любая духовная система может нести деструктивный элемент»...

ЛЮДМИЛА ФИЛИПОВИЧ: «Любая духовная система может нести деструктивный элемент»

04.08.2011, 12:06
Профессор, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии им. Г. С. Сковороды НАНУ более 25 лет изучает новые духовные движения и секты. В беседе с «ВД» она объяснила, что именно делает нетрадиционные для Украины теории и практики столь популярными среди элиты.

Чем нетрадиционные духовные течения привлекают украинскую элиту?
— Человек, достигший определенного уровня, априори выпадает из общего слоя. Он не может жить в периферийных районах, не может ездить на маршрутках, ему нужен статус. Как он может посещать церковь, в которую ходит 90% людей? Для бизнесмена важен вопрос цены — выбирать он будет максимально дорогое. К таким очень дорогим вещам относятся нехристианские религии и новые духовные течения, о которых люди совершенно ничего не знают и которые можно успешно и дорого продавать. Поехать к святыням в Непал или Бутан, встретиться с гуру, быть посвященным в эзотерический культ — это не прийти в церковь, поставив свечку за гривню. Осознав себя представителем элиты, человек ищет элитарное, не всегда понимая, каким содержанием оно должно быть наполнено. В принципе, содержание ему безразлично. Если тот, кто смог построить бизнес, отправляется на духовные поиски, то нет разницы, что он выбирает как тренинг. Эффект часто бывает нулевой. Но это своеобразная интеллектуальная встряска, взгляд со стороны на себя. Это, если хотите, — внутренняя революция, мировоззренческая, поведенческая, культурная… Прекрасно, когда во время этой революции человек понимает, что он не один на земле и что совершенствование — это не выпадение из реальности.

К чему может привести насаждение духовных практик в коллективах со стороны топ-менеджеров или владельцев бизнеса?
— Если такое случается и бизнесмен «загорается» некой идеей и начинает активно распространять ее среди своих подчиненных, то иначе как духовным насилием это назвать нельзя. В любом миссионерстве, в любой проповеди главное — ненасилие со стороны тех, кто обращает, и добровольность тех, кого убеждают. С точки зрения свободы совести манипулировать людьми, их сознанием, то есть промывать мозги — недопустимо.

Иногда духовные идеи подаются под видом тренингов — с элементами шаманизма, онтопсихологии, каббалы. Почему не называть эти вещи своими именами?
— Человеку, который мыслит экономическими категориями, нужно предложить продукт на понятном для него языке. Если продавать этот продукт в духовной обертке, бизнесмен его по-просту не купит, потому что за свою жизнь он прочитал, может быть, не более десятка книг и органически боится слов «духовность» или «религия». Зато он убежден, что качество тренинга определяется его ценой. Забывая, что, не разбираясь в предмете, за бльшую цену можно купить некачественный товар.

Насколько новым духовным течениям присущ деструктивный элемент?
— Новые духовные движения хорошо знакомы с современными психопрактиками, механизмами влияния, рекомендациями школ лидерства. Они очень психологичны и появляются на волне так называемой антропологизации религии: когда теряются теологические учения, внимание переносится на человека и его потребности. Но нужно понимать, что любая духовная система может нести в себе деструктивный элемент. Многие модальные вероучительные положения могут разрушительно действовать на психику человека.

Маргарита Ормоцадзе

[ВЛАСТЬ ДЕНЕГ], (№315) липень 2011