Управляющий Харьковско-Полтавской епархией УАПЦ (о) архиепископ ИГОРЬ (ИСИЧЕНКО): "Возврат к традиционной системе пентархии выглядит наиболее реальной перспективой осуществления евангельского завета о единстве Вселенской Церкви"

23 травня 2011, 08:57 | Суспільство-дайджест | 2 |   | Код для блогу |  | 

Володимир ОЙВІН

"Портал-Credo.Ru", 20 травня 2011 року (рос.)

"Портал-Credo.Ru": Как Вы относитесь  к понятию "пентархия"?  Насколько оно целесообразно сегодня?

Арихиепископ Игорь (Исиченко): Конечно, на первый взгляд, пентархия выглядит довольно архаично и не соответствует современной геополитической ситуации в традиционно православных странах. Да и не только в них – православные общины есть в большинстве стран мира.  Но вот парадокс: в этой несовременности, "неотмирности" и таится неиспользованный резерв пентархии. Правда ведь, что для православных Церквей, по крайней мере, в последние полтораста лет, фатальным фактором стала зависимость взаимоотношений от  политической коньюнктуры. И архаическая по своей форме пентархия, сохраняя преемственность с церковным устройством эпохи Вселенских Соборов, могла бы способствовать освобождению от этой зависимости.

– Входит ли, по Вашему мнению, в число  пентархов римский первосвященник?

– Как раз возврат к традиционной системе пентархии и соответствующая реинтерпретация западного учения о примате римского архиерея выглядит наиболее реальной перспективой осуществления евангельского завета о единстве Вселенской Церкви. Причём её оздоровительные перспективы могут оказаться ценными не только для восточных, но и для западной Церкви.

– Появилась информация о созыве Константинопольским Патриархом 1 сентября 2011 года Синода Древних патриархатов с приглашением на него Архиепископа Кипрского. Велика вероятность присвоения Кипрской архиепископии статуса патриархата. Одним из вопросов на этом Синоде будет обновление пентархии,  в которую может быть включена созданная Кипрская патриархия. Если оно состоится, как это отразится на раскладе сил  во всемирном православии?

– Вряд ли православному христианину стоит говорить о ситуации во Вселенской Церкви языком светских политиков. Сила Восточной Церкви выражается в сохранении в ней духовного опыта Отцов, традиций Вселенских Соборов, в том числе и закреплённых ими экклезиологических моделей. Сохранение пентархии в её идеальной структуре, свидетельствующее о вере в возврат церковного единства, – слишком важный элемент нашего церковного мышления, чтобы всерьёз размышлять о замене её состава на основании постановлений любого партикулярного собора или синода, а не Вселенского Собора.

– Включение потенциальной Кипрской патриархии в пентархию передвигает РПЦ МП на шестое место в Диптихе Православных Церквей (патриархатов). Как это может сказаться на престиже РПЦ МП и её претензий на главенство во всемирном православии?

– Удовлетворяя предложение древней Кипрской Церкви о возврате ей исконного места в диптихе (очевидно, не связанного с изменением традиционной идеи пентархии), Православная Церковь, а в её составе и Московский патриархат, лишь повысят свой престиж. Ведь по мере участия Церкви в политических проектах в духе пресловутого "русского мира" и изменения диптиха в зависимости от роста или уменьшения общественного влияния той или иной Поместной Церкви престиж в мире вселенского православия реально падает. Не вызывает сомнения, что в мире, начинающем так высоко ценить идентичность, истинность, освобождение от внешних влияний на церковную жизнь может лишь способствовать росту авторитета православия.

– Как эти изменения могут сказаться на статусе УПЦ КП и УАПЦ, и вообще на религиозной ситуации в Украине?

– Концентрация православной соборной жизни вокруг Константинопольского Патриарха, преодоление этнофилетизма, наиболее проявляющегося, начиная с 1948 года, в стремлении противопоставить древним патриархатам Московский патриархат, относительно молодой и тесно связанный с национальными интересами России, – тенденции, безусловно, обнадёживающие для православной общины Украины. Они вряд ли могут привести к внезапному изменению статуса УАПЦ и УПЦ КП, но открывают реальные возможности канонически убедительного обустройства Украинской Церкви как исторической наследницы Киевской митрополии Константинопольского патриархата.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
2коментарів

Коментарі

додати коментар 
  • AleksPavlov | 23 травня 2011, 10:27
    Коментувати коментар

    О каких канонах, о каких диптихах могут говорить люди, которые эти каноны попирают как могут. Кто такой Исиченко? Очередной "архиепископ", который что-то не поделил с Мефодием? Есть апостольское правило - в церкви должен быть один архиепископ на одной локальной территории. Все "параллельные иерархии" это грубейшее и жесточайшее нарушение экклезиологических принципов в церкви. А у нас в Украине пять паралельных иерархий, включая греко-католиков. Нигде в мире такого нет как у нас.

    • anatolius | 23 травня 2011, 10:57
      Коментувати коментар

      У всьому світі є купа "паралельних" єпископів. Навіть в Молдавії, два канонічних митрополита - румунський і російський. Тому не "змазуйте" факти.

Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

Останні коментарі

  • velovs@ukr.net | 18 жовтня 2019, 17:09

    ""Русская кровь", пролитая за чужую свободу, вынимается из патриаршего кармана и тыкается в нос собеседнику при каждом удобном поводе." ---------- И в этой "русской

  • velovs@ukr.net | 18 жовтня 2019, 10:08

    Р. S. Й, між іншим, в незалежній Україні цей (де-факто) людиноненависницький - заздрісно-братовбивчий і самогубний "дух Каїна" (він же - дітовбивчий "дух Тараса Бульби"), в т. ч.

  • velovs@ukr.net | 18 жовтня 2019, 08:57

    Оккупанты уже давно отказались от "марксистско-ленинской идеологии", на смену которой пришла мифология т. наз. "русского мира". -------- Что же касается "губителей душ

  • Стефан | 17 жовтня 2019, 21:11

    Охотное впрягание называющих себя христианами в гнилую партийно-политическую повозку марксистско-ленинской идеологии оккупантов, диверсантов и сепаратистов, действующих против верующего украинского

  • Стефан | 17 жовтня 2019, 20:42

    Признать очевидное, самостоятельность Православной Церкви Украины (ПЦУ), это не доблесть, а честный, благородный поступок, но отрицать, противодействовать верным служителям Господа Бога Иисуса

Популярні статті місяця