• Головна
  • Моніторинг
  • Управляющий Харьковско-Полтавской епархией УАПЦ (о) архиепископ ИГОРЬ (ИСИЧЕНКО): "Возврат к традиционной системе пентархии выглядит наиболее реальной перспективой осуществления евангельского завета о единстве Вселенской Церкви"...

Управляющий Харьковско-Полтавской епархией УАПЦ (о) архиепископ ИГОРЬ (ИСИЧЕНКО): "Возврат к традиционной системе пентархии выглядит наиболее реальной перспективой осуществления евангельского завета о единстве Вселенской Церкви"

23.05.2011, 08:57

Как раз возврат к традиционной системе пентархии и соответствующая реинтерпретация западного учения о примате римского архиерея выглядит наиболее реальной перспективой осуществления евангельского завета о единстве Вселенской Церкви. Причём её оздоровительные перспективы могут оказаться ценными не только для восточных, но и для западной Церкви.

"Портал-Credo.Ru": Как Вы относитесь  к понятию "пентархия"?  Насколько оно целесообразно сегодня?

Арихиепископ Игорь (Исиченко): Конечно, на первый взгляд, пентархия выглядит довольно архаично и не соответствует современной геополитической ситуации в традиционно православных странах. Да и не только в них – православные общины есть в большинстве стран мира.  Но вот парадокс: в этой несовременности, "неотмирности" и таится неиспользованный резерв пентархии. Правда ведь, что для православных Церквей, по крайней мере, в последние полтораста лет, фатальным фактором стала зависимость взаимоотношений от  политической коньюнктуры. И архаическая по своей форме пентархия, сохраняя преемственность с церковным устройством эпохи Вселенских Соборов, могла бы способствовать освобождению от этой зависимости.

– Входит ли, по Вашему мнению, в число  пентархов римский первосвященник?

– Как раз возврат к традиционной системе пентархии и соответствующая реинтерпретация западного учения о примате римского архиерея выглядит наиболее реальной перспективой осуществления евангельского завета о единстве Вселенской Церкви. Причём её оздоровительные перспективы могут оказаться ценными не только для восточных, но и для западной Церкви.

– Появилась информация о созыве Константинопольским Патриархом 1 сентября 2011 года Синода Древних патриархатов с приглашением на него Архиепископа Кипрского. Велика вероятность присвоения Кипрской архиепископии статуса патриархата. Одним из вопросов на этом Синоде будет обновление пентархии,  в которую может быть включена созданная Кипрская патриархия. Если оно состоится, как это отразится на раскладе сил  во всемирном православии?

– Вряд ли православному христианину стоит говорить о ситуации во Вселенской Церкви языком светских политиков. Сила Восточной Церкви выражается в сохранении в ней духовного опыта Отцов, традиций Вселенских Соборов, в том числе и закреплённых ими экклезиологических моделей. Сохранение пентархии в её идеальной структуре, свидетельствующее о вере в возврат церковного единства, – слишком важный элемент нашего церковного мышления, чтобы всерьёз размышлять о замене её состава на основании постановлений любого партикулярного собора или синода, а не Вселенского Собора.

– Включение потенциальной Кипрской патриархии в пентархию передвигает РПЦ МП на шестое место в Диптихе Православных Церквей (патриархатов). Как это может сказаться на престиже РПЦ МП и её претензий на главенство во всемирном православии?

– Удовлетворяя предложение древней Кипрской Церкви о возврате ей исконного места в диптихе (очевидно, не связанного с изменением традиционной идеи пентархии), Православная Церковь, а в её составе и Московский патриархат, лишь повысят свой престиж. Ведь по мере участия Церкви в политических проектах в духе пресловутого "русского мира" и изменения диптиха в зависимости от роста или уменьшения общественного влияния той или иной Поместной Церкви престиж в мире вселенского православия реально падает. Не вызывает сомнения, что в мире, начинающем так высоко ценить идентичность, истинность, освобождение от внешних влияний на церковную жизнь может лишь способствовать росту авторитета православия.

– Как эти изменения могут сказаться на статусе УПЦ КП и УАПЦ, и вообще на религиозной ситуации в Украине?

– Концентрация православной соборной жизни вокруг Константинопольского Патриарха, преодоление этнофилетизма, наиболее проявляющегося, начиная с 1948 года, в стремлении противопоставить древним патриархатам Московский патриархат, относительно молодой и тесно связанный с национальными интересами России, – тенденции, безусловно, обнадёживающие для православной общины Украины. Они вряд ли могут привести к внезапному изменению статуса УАПЦ и УПЦ КП, но открывают реальные возможности канонически убедительного обустройства Украинской Церкви как исторической наследницы Киевской митрополии Константинопольского патриархата.

Володимир ОЙВІН

"Портал-Credo.Ru", 20 травня 2011 року (рос.)