• Головна
  • Моніторинг
  • Секретарь Священного Синода УПЦ КП епископ Васильковский ЕВСТРАТИЙ: "Перспектива вхождения УАПЦ под омофор Московского патриархата весьма сомнительна"...

Секретарь Священного Синода УПЦ КП епископ Васильковский ЕВСТРАТИЙ: "Перспектива вхождения УАПЦ под омофор Московского патриархата весьма сомнительна"

05.05.2011, 16:17

Ярким примером того, насколько в Украине устали от Патриарха Кирилла, лично для меня является то, что на патриаршую службу в Киево-Печерской лавре, проходившую 27 апреля, пришло 150-200, может быть, чуть больше, верующих. Лаврская площадь была пустой. Если в 2009 г. визит Патриарха Кирилла вызывал ажиотаж, спустя два года он не вызывает даже заинтересованности.

"Портал-Credo.Ru": Патриарх Кирилл предложил УАПЦ войти в Московский патриархат на правах очень широкой автокефалии. Как Вы считаете, насколько возможен такой шаг со стороны УАПЦ?

Епископ Евстратий: Во-первых, я думаю, что нужно развеять некоторый налет сенсационности, который возник вокруг этой новости, потому что, на самом деле, речь идет о том предложении, которое высказывалось еще митрополитом Кириллом в июле 2008 г., буквально за считанные дни до приезда в Киев Вселенского Патриарха Варфоломея. Тогда Московский патриархат был весьма напуган перспективой вхождения украинских церковных юрисдикций – Киевского патриархата и Автокефальной Церкви – под омофор Константинополя. Я думаю, что именно поэтому тогдашний глава ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев) решился на такой шаг.

По той информации, которая у нас есть и которую, очевидно, уже не скрывает митрополит Мефодий, у них была личная встреча. И во время этой встречи как раз и прозвучали те предложения, о которых сейчас стали говорить в связи с тем, что о них рассказал митрополит Мефодий во время телевизионного интервью, данного по случаю праздника Пасхи. В то время, ожидая скорого, как казалось тогда митрополиту Мефодию, вхождения УАПЦ в состав Константинопольского патриархата, он отверг предложение митрополита Кирилла.

Сейчас, по прошествии уже почти трех лет, можно говорить о том, насколько актуален такой взгляд на украинский церковный вопрос. Насколько Патриарх Кирилл, в отличие от митрополита Кирилла, готов повторить подобное предложение? Я думаю, что перспектива вхождения УАПЦ под омофор Московского патриархата весьма сомнительна по многим причинам. Во-первых, произошли разнообразные события. И за три года весьма изменилось мнение всех сторон украинского церковного вопроса, поэтому то предложение, которое звучало в июле 2008 г., скорее всего, сейчас уже не актуально.

Вторая причина – это то, что даже если бы Митрополит Мефодий согласился бы на предложение митрополита Кирилла тогда или же сейчас, это не привело бы к вхождению УАПЦ под омофор Московского патриархата, так как сама УАПЦ структурно очень разобщена. Как юрисдикция она ослаблена внутренними противоречиями. Более того, духовенство и приходы, составляющие костяк Автокефальной Церкви, сосредоточены на западе Украины, в Галичине, где отношение к Москве, к Московскому патриархату далеко от симпатий и желания присоединиться. Поэтому, если бы даже Митрополит Мефодий лично принял такое решение, я думаю, что лишь несколько епископов и несколько десятков приходов пошли бы за ним. Это бы означало раскол Автокефальной Церкви. И никакой практической пользы Московский патриархат от такого развития событий не получил бы.

В интервью Митрополита Мефодия упоминается пример РПЦЗ, в том смысле что ему предлагали войти в состав Московского патриархата  на тех же условиях, на каких вошла Русская Православная Церковь Заграницей. Этот пример тоже достаточно красноречив, потому что, хотя большая часть РПЦЗ объединилась с Московской патриархией, все же осталась та часть, которая не объединилась и категорически выступает против объединения.

Если такое конфликтное развитие событий имело место там, где все-таки преобладали настроения к объединению, то в данном случае, когда речь идет о верующих и духовенстве, которое совершенно не склонно к объединению с Москвой, то думаю, что ничего, кроме конфликта, это бы не породило. И думаю, что это была первая и главная причина того, что Митрополит Мефодий отказался принимать это предложение. И даже если бы оно прозвучало сегодня, он вряд ли бы на это пошел.

– Из Ваших слов вытекает, что это не новое предложение, а только озвученное Митрополитом Мефодием старое предложение почти трехлетней давности? Или все-таки это было какое-то более новое предложение во время нынешнего визита Патриарха Кирилла в Украину?

– Очевидно, что никаких предложений от Патриарха Кирилла во время его последнего визита не было, и речь об этом не велась.

– Как складываются сейчас межправославные отношения в целом?

– В первую очередь нужно отметить, что за последний год ситуация в межправославных взаимоотношениях достаточно серьезно изменилась. Особенно это касается взаимоотношений Константинопольского и Московского патриархатов. Их взаимоотношения так или иначе влияют на церковную ситуацию в Украине. Если год назад, особенно во время визита Константинопольского Патриарха в Россию, многим казалось, что между этими двумя Церквями достигнуто взаимопонимание и едва ли не согласие по всем основным вопросам, сейчас, спустя год, мы видим противоположную картину.

В первую очередь, как фактический провал можно оценить результаты прошедшего последнего совещания в Шамбези и объявленную недавно информацию о том, что Вселенский Патриарх на первое сентября текущего года созывает Синод Восточных Патриархов и приглашает туда также Архиепископа Кипрского, который уже дважды заявлял свои претензии на титул Патриарха и на более высокое место в диптихе, как глава Церкви, автокефалия которая была утверждена III Вселенским собором. Это событие показывает, насколько Москва и Константинополь отдалились друг от друга за последний год, потому что из комментариев в греческой прессе, которые ссылаются на источники во Вселенском патриархате, видно, что собор Восточных Патриархов созывается как раз в противовес позиции Москвы.

Более того, есть основания полагать, что если не так давно Вселенский Патриарх был заинтересован в скорейшем созыве Всеправославного собора и уже говорилось о ближайшей дате его созыва, то сейчас, как кажется, заинтересованность в скорейшем созыве Собора снизилась, т. к. есть серьезные опасения, что Московский патриархат будет пытаться использовать этот Собор для утверждения своего первенства среди Православных Церквей, ссылаясь на свою численность, на размеры своей церковной структуры, на государственную поддержу со стороны РФ и тому подобное.
Кажется, что именно в силу этих опасений вместо Всеправославного собора, или Всеправославного совещания, или Синопса глав всех Православных Церквей, созывается именно Синод, состоящий из Восточных Патриархов и Кипрского Архиепископа. Я совершенно не исключаю того, что на этом соборе Кипрский Архиепископ получит желаемый титул Патриарха в обмен на поддержку позиции Вселенского Патриарха по вопросам межправославных отношений. Все это может очень серьезно затронуть Украину.

– Будет ли признание Архиепископа Кипрского Патриархом означать, что Москва переместится в Диптихе с пятого места на более низкое – на шестое?

– Вполне возможно. Хотя об этом прямо и не говорится, но, учитывая то, что Кипрская Церковь является единственной, помимо Восточных патриархатов, Поместной Церковью, автокефалия которой утверждена Вселенским Собором, и об автокефалии которой прямо говорится, причем неоднократно, в постановлениях Вселенского Собора, все это дает определенные основания для того, чтобы в так называемую "Священную Пентархию" на вакантное пятое место включить именно Кипрского Архиепископа.  А, учитывая то, что паства и церковная структура Кипрской Церкви сопоставимы со структурами Иерусалимского или Александрийского патриархатов, то, с греческой точки зрения, вполне резонным выглядит вопрос: "Почему Александрийский или Иерусалимский иерархи имеют титул Патриархов, в то время как Кипрский Архиепископ, возглавляющий Церковь в православном государстве, а не в иноверческом, как это имеет место в случае с Александрийским и Иерусалимским патриархатами, не может претендовать на патриарший титул?"

Естественно, что принятие такого решения было бы очень серьезным ударом по престижу Московского Патриарха и амбициям, которые он питает в отношении главенства во Вселенском православии.

– Кто входит в число Восточных патриархатов?

– Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Они именуются "Восточными патриархатами", а в древности они вместе с Римом составляли так называемую "Священную пентархию" — пять патриархатов, представляющих православную Церковь Востока и Запада.

Естественно, что, так или иначе, одним из вопросов, который может возникнуть в ходе обсуждения на  Синоде, созываемом Вселенским Патриархом, может быть вопрос о церковной ситуации в Украине. Все прекрасно понимают, что Украинская Церковь – это один из ключевых элементов межправославных отношений. На чьей стороне будет Украина, та Церковь будет иметь возможность не только заявлять претензии на первенство, но и реально  воплощать их в жизнь.

В нынешних условиях около половины всей структуры Московского патриархата находится именно в Украине. И, потеряв эту структуру или потеряв влияние на эту структуру, Московский патриархат автоматически теряет базу для своих претензий, в то время как Константинополь, наоборот, получает серьезного союзника.

Для Московского патриархата это очень опасная перспектива. Думаю, неслучайно именно сейчас возникли разговоры о том, что буквально в ближайшее время после празднования 90-летия митрополита Харьковского Никодима (Руснака), он будет с почетом отправлен в отставку, а на его место будет назначен митрополит Иларион (Алфеев) с сохранением за ним руководства ОВЦС МП.

С одной стороны, такая перспектива кажется почти фантастической, учитывая то, что митрополит Иларион – в первую очередь, гражданин РФ, не относящийся к епископату УПЦ МП. С другой стороны, зная стиль и способ действий Патриарха Кирилла, от него можно ожидать весьма неожиданных решений, в том числе и кадровых. Вполне очевидно, что Патриарх Кирилл не может быть удовлетворен той ситуацией, которая сейчас есть в УПЦ МП, так как эта ситуация не находится под настолько полным контролем, который он хотел бы над ней иметь.

Ярким примером того, насколько в Украине устали от Патриарха Кирилла, лично для меня является то, что на патриаршую службу в Киево-Печерской лавре, проходившую 27 апреля, пришло 150-200, может быть, чуть больше, верующих. Лаврская площадь была пустой. Если в 2009 г. визит Патриарха Кирилла вызывал ажиотаж, спустя два года он не вызывает даже заинтересованности.

Это явный знак того, что от Патриарха Кирилла устали. Устали от его идей, от его активности в том числе и те, кто, казалось бы, должны быть его сторонниками. Определенную роль играет и то, что за прошедший год достаточно охладился градус взаимодействия между официальными Москвой и Киевом. Если год тому назад  рисовалась весьма радужная перспектива укрепления этих взаимоотношений, то сейчас вполне очевидно, что взаимоотношения между Киевом и Кремлем достаточно сложные. И это также играет свою роль и влияет на отношение к Патриарху Кириллу и его инициативам в украинском церковном вопросе. Поэтому для Патриарха логично было бы не только поставить ближайшего к себе церковного деятеля на одну из ключевых кафедр УПЦ МП, но и, автоматически введя его в Синод УПЦ МП, уже сейчас поставить внутреннюю деятельность УПЦ МП под свой более жесткий контроль. Вполне очевидно, что, если такой сценарий реализуется, то митрополит Иларион будет считаться главным претендентом на Киевский престол, когда он станет вакантным.

– Незадолго перед Пасхой президент Украины принял, наконец, представителей разных конфессий. Представитель УПЦ КП тоже был принят президентом?

– Патриарх Филарет как член Всеукраинского совета Церквей и глава одной из крупнейших конфессий Украины участвовал в этой встрече с президентом. Её можно оценить с осторожным оптимизмом. По крайней мере, сам формат встречи и то, как она проходила, можно оценивать позитивно. Теперь главное, какие будут последствия? То есть насколько те вопросы, которые поднимались в ходе встречи, найдут свое отображение в дальнейшем развитии государственно-церковных отношений.

В любом случае, достаточно позитивным является тот факт, что государство отошло от той односторонней политики взаимодействия с Московским патриархатом, которой оно придерживалось на протяжении прошедшего года. И я, как присутствовавший на этой встрече, могу отметить, что, когда Патриарх Филарет вручал президенту Януковичу просьбы Киевского патриархата, выраженные в письменном виде, президент Украины, во-первых, поздоровался с Патриархом, как это принято по православному обычаю – трижды облобызавшись. А также благожелательно принял письмо. Какого-то антагонизма со стороны лично президента совершенно не чувствовалось.

Я думаю, что для политики Московской патриархии это достаточно неприятный момент, в то время как для Украины и украинского общества это момент весьма позитивный. Так что эту встречу можно считать еще одним знаком того, что политика Патриарха Кирилла в Украине не находит той поддержки, на которую он рассчитывает. Поэтому вполне следует ожидать в ближайшие полгода – год достаточно серьезных событий, которые могут коренным образом повлиять на разрешение украинского церковного вопроса. Для этого есть основания и в том состоянии межправославных отношений, которое сейчас наблюдается и, собственно, во внутриукраинских реалиях, которые дают основание так думать.

Володимир ОЙВІН

"Портал-Credo.Ru", б.д.