• Головна
  • Моніторинг
  • Кирилл ФРОЛОВ: «Украинцы и русские: мы принадлежим к одной поместной Матери-Церкви»...

Кирилл ФРОЛОВ: «Украинцы и русские: мы принадлежим к одной поместной Матери-Церкви»

18.01.2011, 18:20

Этой организации не нравится русофобская линия официальной греко-католической церкви, ориентация Украины на постхристианский Европейский союз. Многие члены организации считают, что Украина, Россия и Белоруссия должны быть вместе, поскольку Россия в их глазах - страна, не допустившая у себя ни гей-парадов, ни прочих мерзостей, процветающих в Европе.

Тема российско-украинских отношений во внутренней политике Украины отошла на второй план: сейчас не до этого, в стране происходят структурные реформы, касающиеся каждого гражданина Украины.

Однако о взаимоотношениях с нашим стратегическим партнером, крупнейшим соседом и братской страной забывать не стоит, поскольку именно от этих двусторонних отношений зависит ситуация в украинской экономике, во внешней и внутренней политике.

Об этом судьбоносном партнерстве корреспондент "ДК" беседует с руководителем Отдела Украины Института стран СНГ Кириллом ФРОЛОВЫМ.

- Как, на ваш взгляд, сейчас выглядят двусторонние отношения России и Украины? Удовлетворяет ли уровень этих отношений Российскую Федерацию?

- Сейчас очень важно сохранить динамику двусторонних отношений. Некоторые украинские квазиэксперты проталкивают в массовое сознание идею о том, что в российско-украинских отношениях то ли наступила, то ли должна наступить некая пауза. Так вот, никакая пауза нам не нужна. Нам нужны новые договоренности между нашими странами в духе и букве харьковских соглашений.

В России есть определенная, скажем так, настороженность относительно того, что нынешняя украинская власть не очень спешит выполнять обязательства, данные своим избирателям. В первую очередь это касается решения вопроса о русском языке. Я имею в виду перенесение обсуждения на не известно какой срок закона Гриновецкого-Ефремова-Симоненко. Это при том, что предложенный языковой законопроект был для всех весьма компромиссным.

Правда, нужно отметить, что протестные голоса бандеровско-"оранжевого" меньшинства были слышны значительно сильнее, чем мнение многомиллионного Юго-Востока, который давно требует языкового равноправия. В какой-то мере это достигается медийным перекосом на Украине. Когда, извиняюсь за аллегорию, поход трех необандеровцев за пивом рассматривается как информационный повод, который с удовольствием сообщается многими украинскими СМИ, в то время как мнение русскоязычной части Украины нигде не фигурирует, как будто его и нет. Это лишний раз напоминает о необходимости медийно-экспертной активизации русскоязычной части страны, чтобы в дальнейшем нельзя было игнорировать позицию этой части населения.

- Еще пару лет назад я сталкивался с достаточно неприязненным отношением части населения России к Украине. Как сейчас обстоят дела?

- Российское общественное мнение достаточно зрелое и хорошо понимает разницу между Виктором Януковичем и Виктором Ющенко, из-за которого, собственно говоря, в отношении граждан России к Украине имелся негативный оттенок. Сейчас все изменилось, отношение стало более благожелательным и дружелюбным.

Считаю, что здесь большую роль сыграли пасторские визиты на Украину духовного лидера России и всего постсоветского пространства патриарха Кирилла. Те грандиозные по массовости и невероятно теплые по человеческому настроению встречи, которые оказывали жители Украины патриарху, напомнили россиянам, что мы принадлежим к одной поместной Матери-Церкви.

- Как видится решение сложнейших вопросов, связанных с расколом украинского православия?

- Приведу пример. В Болгарии в 90-х годах существовал церковный раскол. Но когда в результате выборов к власти в Болгарии на пост премьер-министра пришел представитель царской фамилии Симеон Саксенн-Кобург-Готский, он просто вернул канонической церкви все захваченные у нее раскольниками храмы. После этого раскол практически сошел на нет, поскольку выяснилось, что никого, кроме кучки политических маргиналов, за ним не стояло. Думаю, на Украине ситуация похожая.

 - А как видится вам ситуация с греко-католической церковью?

- Сейчас на Украине мало кто знает (потому что это активно замалчивается), что униатская церковь далеко не монолитна, там появилась и мощно развивается такая религиозная организация, как Украинский синод правоверных греко-католиков, так называемый Подгорицкий синод, куда приходит много молодежи, в рядах этого синода уже девять епископов. Этой организации не нравится русофобская линия официальной греко-католической церкви, ориентация Украины на постхристианский Европейский союз. Многие члены организации считают, что Украина, Россия и Белоруссия должны быть вместе, поскольку Россия в их глазах - страна, не допустившая у себя ни гей-парадов, ни прочих мерзостей, процветающих в Европе.

 Так что силы, выступающие против цивилизационного единства Украины, России и Белоруссии, далеко не едины, даже на Западной Украине, где у них, казалось бы, есть полная идеологическая монополия. Эти силы едины только в медийном и экспертном сообществе, где они пытаются противостоять объективным процессам сближения восточнославянских народов на почве традиционных православных ценностей, с учетом суверенитета и неприкосновенности границ государств - участников данного процесса.

- В России недавно произошли активные выступления молодежи на Манежной площади, направленные против этнокриминала. Что это - изменение национальной психологии, перемена политического климата в стране?

- Говоря о Манежной площади, необходимо четко отличать естественное негодование, вызванное засильем коррупции в правоохранительных органах и безнаказаностью этнокриминала, от попыток использовать это негодование для развала России. Вопросы отсоединения Кавказа от России не должны даже обсуждаться, они вне дискуссии. Это аксиома.

И здесь присутствует очень важный момент в российско-украинских отношениях. Ряд радикальных русских националистов, в первую очередь такая одиозная личность, как "профессор" Хомяков, просивший политического убежища у Ющенко, пытается при поддержке украинских националистов натравить русских на кавказцев. С другой стороны, украинские националисты поддерживают северокавказских экстремистов и террористов. Так что думаю, тема активизации совместной борьбы с экстремизмом должна стать одной из главных тем российско-украинского сотрудничества.

Считаю также необходимым уточнить, что крепнущее национальное чувство русских в конструктивное русло может быть направлено только Русской православной церковью. Она много для этого уже сделала, проведя встречи с членами патриотических организаций и футбольными фанатами. Сейчас готовится встреча с представителями диаспор. Церковь сейчас выступает как инициатор конструктивного межнационального диалога, что, безусловно, пойдет на пользу государству российскому.

Алєксей ІВАНОВ

"Донецкий кряж", б.д. (рос.)