• Головна
  • Моніторинг
  • Управляющий делами патриархии УАПЦ(о) архиепископ Харьковский и Полтавский ИГОРЬ (Исиченко): "В перспективе реанимирования империи УПЦ КП обречена на уничтожение. Как и иные Украинские Церкви восточного обряда"...

Управляющий делами патриархии УАПЦ(о) архиепископ Харьковский и Полтавский ИГОРЬ (Исиченко): "В перспективе реанимирования империи УПЦ КП обречена на уничтожение. Как и иные Украинские Церкви восточного обряда"

13.01.2011, 18:54
Думаю, что Патриарх Филарет, помня об опыте использования административного давления сторонниками УПЦ КП, небезосновательно предполагает применение этого опыта к возглавляемой им Церкви. "Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам" (Лк. 6:38).

"Портал-Credo.Ru": Незадолго до Нового года Патриарх УПЦ КП Филарет заявил, что "в Украине имеет место попытка реализовать масштабный план по развалу и уничтожению Киевского Патриархата. Этот план создан в Москве и предложен Московским патриархом Кириллом и его подчиненными для реализации в Украине. Главная роль в этом плане отведена органам государственной власти". На это заявление архиепископ УПЦ МП Ионафан (Елецких) возмущенно ответил, что, по его мнению, истинной причиной беспокойства руководства УПЦ КП является массовое намерение части духовенства Киевского патриархата перейти в УПЦ МП. Как Вы можете прокомментировать эти высказывания? Кто из них, по Вашему мнению, ближе к реальности?

Архиепископ Игорь: Не вызывает сомнений, что в перспективе реанимирования имперских государственных структур под лозунгом созидания "русского мира" Православной Церкви отводится ключевая роль. И УПЦ КП в этой перспективе обречена на уничтожение. Как и иные Украинские Церкви восточного обряда. Но мне все-таки хочется надеяться, что авторов этого сценария следует искать вне Церкви. И хотя в нынешней российской ситуации Церковь вряд ли способна уклониться от участия в реализации подобных политических задач, возможно, иерархи припомнят печальный опыт послевоенных лет и, по крайней мере, не будут подчинять социальное служение поставленной перед ними задачи. Ведь все мы помним: "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий" (Пс. 126, 1).

Давайте не забывать об определяющей роли в жизни Церкви Провидения – без его учета мы никогда корректно не сможем судить о судьбе Церкви.

Владыка Ионафан, конечно, прав в своих предположениях о том, что конформистская часть клира УПЦ КП может сменить свою юрисдикцию. При всех изменениях политического курса находились приспособленцы, готовые услужить властям. Припомним-ка массовые отречения от сана в хрущевские времена. Но почему бы не подумать, пойдут ли за этими клириками миряне? И какое отношение к Православной Церкви вырабатывают в многоконфессиональной Украине "бродячие иереи"?

- Есть сведения, что в ряде регионов, где велико влияние УПЦ МП, чиновники оказывают давление на местных православных священников, находящихся вне юрисдикции УПЦ МП, и настойчиво им рекомендуют, если не сказать более, перейти под омофор УПЦ МП. Насколько, по Вашим сведениям, эта информация соответствует действительности? Были ли такие прецеденты со священниками УАПЦ?

- Истины ради я должен сказать, что смена лиц в киевских кабинетах никак не отразилась на положении в нашей епархии. У меня нет ни одного сигнала о давлении на священников. Возможно, потому, что наш клир формировался в условиях постоянной конфронтации с государственной властью и никогда не был привлекателен для конформистов. А вот существенное давление на священников во времена предыдущего президента оказывалось. Каневский приход до сих пор не может вернуть церковь, переданную черкасскими властями УПЦ КП. Брат же президента Ющенко Петр перевел в УПЦ КП Иоанно-Богословский приход в Харькове.

Думаю, что Патриарх Филарет, помня об опыте использования административного давления сторонниками УПЦ КП, небезосновательно предполагает применение этого опыта к возглавляемой им Церкви. "Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам" (Лк. 6:38).

- В середине декабря принято решение о ликвидации Госкомитета по делам национальностей и религий Украины. Как упразднение этой госструктуры может сказаться на религиозной ситуации в Украине в свете явных преференций, предоставляемой новой властью УПЦ МП?

- Хоть это и парадокс, но, возможно, наиболее авторитарной из президентских администраций удастся избавиться от атавизма сталинских времен, каковым в Украине оставался многократно реформированный Совет по делам религий. Впрочем, президент Ющенко тоже сначала ликвидировал Госкомрелигий, а затем восстановил его под иным названием. В любом случае, реальная религиозная политика вырабатывалась не в этом учреждении. И она временами резко различалась в разных регионах. Главная же функция государства в отношениях с религиозными организациями, регистрация их уставов, должна бы была и раньше выполняться Министерство юстиции.

Володимир ОЙВІН

"Портал-Credo.Ru", 13 січня 2011 року (рос.)