• Головна
  • Моніторинг
  • "Кардинальные изменения в политической жизни Украины 2010 года освободили Церковь от двусмысленности в отношениях с посткоммунистической властью" - архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ ИГОРЬ (Исиченко)...

"Кардинальные изменения в политической жизни Украины 2010 года освободили Церковь от двусмысленности в отношениях с посткоммунистической властью" - архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ ИГОРЬ (Исиченко)

27.12.2010, 16:46

К сожалению, УПЦ МП в своем стремлении использовать политические преференции избегает диалога, в котором бы другие православные юрисдикции выступали равноправными партнёрами. Наоборот: прошлой осенью УПЦ МП заняла в Киеве на Теремках храм, строившийся несколько лет нашей старейшей общиной в столице.

"Портал-Credo.Ru": Какие события религиозной жизни 2010 года Вы считаете наиболее важными?

Архиепископ Игорь (Исиченко): Кардинальные изменения в политической жизни Украины 2010 года освободили Церковь от двусмысленности в отношениях с посткоммунистической властью. Украинская Православная Церковь Московского патриархата открыто получила политические и очень существенные материальные преференции и, вместе с тем, заняла положение единственной господствующей конфессии. Это накладывает на неё весьма конкретную ответственность за государственную политику, вызывающую всё большее общественное сопротивление. Доминирование в доктрине УПЦ МП русских национальных ценностей отныне уже не скрывается за псевдопатриотической риторикой.

Традиционные украинские Церкви – Украинская Автокефальная Православная Церковь, Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, Украинская Греко-Католическая Церковь – оказались "равноудалёнными" от правящих элит, что может оказаться очень полезным для оздоровления их духовной жизни и формирования нового типа взаимоотношений между ними.

Перед православными Церквами в Украине открывается перспектива возврата к интеграционным процессам под омофором Константинопольской Церкви-Матери и при активном взаимодействии зарубежных православных украинских епархий. В этой перспективе чрезвычайно важным и ценным стало избрание и интронизация на кафедру митрополита Виннипега и всея Канады достаточно молодого, энергичного, бережно относящегося к своей этноконфессиональной идентичности владыки Юрия (Калищука). Для православной Украины опыт канадской диаспоры в сохранении церковной традиции ничуть не менее значим, чем для Русской Православной Церкви межвоенный "русский Париж". И наметившиеся в последние десятилетия тревожные процессы ассимиляции Украинской Православной Церкви в Канаде в полиэтнической православной общине Северной Америки, а тем более непрекращающиеся попытки поставить её в определённую зависимость – обрядовую, богословскую, культурную – от Московского патриархата, болезненно отражались на ситуации в украинской православной общине и вне Канады. В связи с этим исключительно важным знаком новой церковной доктрины Украинской Православной Церкви в Канаде оказалось уже первое пастырское послание митрополита Юрия, ставшее реакцией на попытку использовать пребывание в Канаде мощей равноапостольного князя Владимира для пророссийской политической пропаганды. Эту пропаганду автор назвал "абсурдной попыткой воссоздания старой российской империи через целенаправленное и последовательное распространение бредовой идеологии самообмана – "Русский мир", напомнив о неканоничности пребывания Киевской митрополии под юрисдикцией Московского Патриарха.

– Какое событие уходящего года Вы бы назвали центральным собственно для УАПЦ?

– Центральным событием года был, безусловно, 19-й Собор Украинской Православной Церкви в США, на котором мне была предоставлена честь выступить с докладом к 20-летию интронизации на киевский патриарший престол Его Святейшества Мстислава.

Городок Саут Баунд Брук, штат Нью-Джерси, где проходил Собор, в нашей диаспоре называют "украинским Иерусалимом": там находится центр Украинской Православной Церкви в США, храм-памятник апостола Андрея Первозванного, семинария Святой Софии. Там же расположено огромное кладбище, где хоронят православных украинцев со всего мира. Молитва у гроба Патриарха Мстислава, по благословению которого я 18 лет тому назад стал священнослужителем, в мавзолее Патриарха была для меня наиболее трогательным событием прошлого года.

Вместе с тем, не менее эмоциональным событием ушедшего года была соборная панихида священников нашей епархии на могиле о. Николая Сарма-Соколовского в Новомосковске. В мае мы отмечали 100-летие со дня рождения этого уникального клирика, в котором, кажется, ожил дух казацких священников времен Богдана Хмельницкого. Три ареста, восемнадцать лет советских лагерей – а он сумел выжить, прожил более девяноста лет, писал стихи, играл на кобзе, был активным общественным деятелем, участником борьбы за свободу Украины! Кстати, его рукополагал в диаконы будущий Патриарх Мстислав ещё в 1942 году. В честь юбиляра в Харькове был организован торжественный вечер. А чуть позже неизвестные вандалы разбили на его доме в Новомосковске памятную табличку…

– Как складывались отношения УАПЦ с другими православными Церквами?

– К сожалению, УПЦ МП в своем стремлении использовать политические преференции избегает диалога, в котором бы другие православные юрисдикции выступали равноправными партнёрами. Наоборот: прошлой осенью УПЦ МП заняла в Киеве на Теремках храм, строившийся несколько лет нашей старейшей общиной в столице. Характерно, что и настоятелем, и вторым священником этого храма стали лица, формировавшие в последнее время свой имидж как "украинофилы".

С УПЦ КП у нас сохранялись корректные, но довольно отчуждённые взаимоотношения. Поездки главы УПЦ КП на каноническую территорию наших Церквей в диаспоре и создание там епархиальных структур УПЦ КП свидетельствуют о недостаточной готовности к диалогу.

Часть же Украинской Автокефальной Православной Церкви, и достаточно большая часть, никак не может расстаться с вИдением себя как самостоятельной, вновь созданной в Украине и не зависящей от центра в диаспоре конфессиональной структуры. С преодолением этих иллюзий откроется и перспектива возврата более чем трёхсот приходов этой Церкви к нормальной канонической жизни.

– Чего Вы ждёте от наступающего года?

- В своём Рождественском послании я использовал известную украинскую колядку, которую пели после войны, во время массовых репрессий и советских "зачисток" галицких сел. В русском подстрочном переводе слова её первого куплета звучали бы приблизительно так: "Печальный сочельник в сорок шестом году: по всей нашей Украине плач на каждом шагу". Ещё не опубликовав послание, я уже слышал несколько раз от разных людей мысли о созвучности настроения этой колядки общественной атмосфере в предрождественской Украине 2010 года. А окончательно меня поразило, когда, получив Рождественское послание Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха, я прочёл: "В этой хмурой атмосфере, которая царит в мире и была создана финансовым, социальным, моральным и, особенно, духовным кризисом, вызывающим у людей гнев, горечь, замешательство и большой страх за завтрашний день". Итак, печаль переживают в сочельник 2010/2011 г. не только в Украине…

Среди печали, тревог и разочарований постиндустриального мира, а особенно на нашем маргинальном его клочке, на руинах великой иллюзии "коммунистического завтра", миссия Церкви исключительно важна. Церковь призвана помочь нашим народам освободиться от вязкой паутины мифов, вернуться в реальный мир. Крах идеологии бегства в прошлое, с которой пришли к власти нынешние восточноевропейские режимы, особенно болезнен на фоне глобального экономического кризиса, от которого страдают и наши государства. Церковь же, осознавая ответственность своей апостольской миссии, должна быть готова отстаивать евангельские ценности, оставаться со своей паствой в дни испытаний, мужественно защищать паству от насилия и несправедливости.

Христос в одной из притч подарил нам образ веры как скалистой основы дома, выдерживающего бури и невзгоды. Следующий год у нас в Украине будет, судя по всему, неспокойным. И призвание Церкви – оставаться среди мирских конфликтов нерушимой скалой, стоя на которой, христианин способен победить житейские бури.

Володимир ОЙВІН

"Портал–Credo.Ru", 27 грудня 2010 (рос.)