"Русский мир", как "Великая Албания"

14.08.2010, 17:15
Главный принцип этой политики, на мой взгляд, в однозначном "мессадже" всему обществу, что любые ожидания и проавтокефальные настроения, которые существуют в обществе, это уже пройденный этап, это - прошлое, и в будущем подобное никак немыслимо.

RP: Недавно завершившийся визит в Украину главы РПЦ МП патриарха Кирилла вызвал неоднозначную оценку СМИ. Что вы могли бы сказать о его результатах? Можно ли отметить в связи с этим какие-то изменения в межконфессиональных отношениях, а также в отношениях между религиозными организациями и властью? 

Андрей ЮРАШ: В отношении визита Кирилла сказано уже настолько много, что тут самому себя пришлось бы повторять. Тем не менее - в целом и принципиально последний визит ничего нового не принес. Все оценки остались теми же, что были и в отношении прошлого визита. Разве, что на этот раз к приезду Кирилла отнеслись с большими волнениями и ожиданиями.

Можно сказать, что в этом году визит снова проходил в определенном русле, уже начертанном тогда, когда Кирилл начал выстраивать свою политику - отношений с украинской церковью, отношения к украинской политической элите, к украинским реалиям и так далее. Я бы сказал даже, что это русло было уже определено двумя годами раньше, во время визита патриарха Варфоломея, когда не было достигнуто того, что ожидалось. Не было достигнуто. благодаря очень успешной дальновидной политике Кирилла. Он вел ее еще в должности руководителя ОВЦС, когда сумел найти общий язык со Вселенской патриархией и нейтрализовать движения Вселенского патриарха по внедрению своих планов в условия украинской ситуации.

То есть, тогда уже мы получили ту матрицу, по которой происходило далее только углубление, расширение политики, но ничего принципиально нового не появилось.

Главный принцип этой политики, на мой взгляд, в однозначном "мессадже" всему обществу, что любые ожидания и проавтокефальные настроения, которые существуют в обществе, это уже пройденный этап, это - прошлое, и в будущем подобное никак немыслимо. Московская патриархия остается единственной реальной "матерью-церковью" своей УПЦ, и ни в каком ином дискурсе разговоров об автономии или даже автокефалии быть не может.

Вторая часть этого послания в отношении к Киевскому патриархату, как к раскольнической организации. При этом, где-то за скобками остаются и греко-католики, которые, как бы вышли сейчас из ряда "первых врагов" Московской патриархии, хотя в 1990-х и начале 2000-ных они были первой проблемой в отношениях с Ватиканом. То есть, Украинская греко-католическая церковь, конечно, тоже остается в зоне неприятия и отношение к обеим этим организациям остается у РПЦ неизменным: она не может быть к ним в какой-либо степени толерантной, только покаяние и присоединение, а потом уже - решение украинского вопроса.

И только здесь добавляется новая черта. Но она не имеет прямого отношения к тому, что вообще наблюдалось раньше - это появление венчающей всё концепции "русского мира", в которой и предполагается найти решение украинского вопроса.

У вас нет ощущения, что эта концепция чем-то напоминает концепцию "арийского мира", известную нам по истории 20-го века?

Мне думается, что эта концепция похожа на идеологему, которая перерастает рамки политических границ, становясь идеологией,  … стараюсь обходиться без сильных слов,… но великодержавной, шовинистической идеологией. В том же смысле можно говорить о "Великой Албании" например: как говорят албанцы, это и Албания, и Македония, и Сербия с Косово... Если вспомнить, то в истории подобное есть не только в Европе, но где бы то ни было все случаи очень и очень похожи. Но более важно то, что концепция "русского мира", это уже второй этап "операции", вторая попытка ответа на ту проблему, на которую пытались отвечать и Русская церковь, и - более основательно - политическое руководство России на протяжении последних 20-ти лет. То есть, "что делать с Украиной?" Сегодня любые политические варианты отпали, так как уже "не работают" - тем более, что идет демаркация границ. На этом фоне возвращаться к объединению, мягко говоря, довольно трудно и, наверное, невозможно. А вот в рамках идеологии, которая существует вне каких-то формальных границ -  в таком контексте, конечно же, можно пытаться что-то решать.

Я думаю, что идея, которую провозгласил патриарх Кирилл, нашла более, чем живой отклик в российском руководстве, как одно из возможных и довольно перспективных направлений для будущего построения отношений между Россией и Украиной – точнее, в контексте того, как строить политику по отношению к Украине. Другое дело, насколько эта идея приемлема для самой Украины – очень активная  и напористая программа, предназначенная влиять на все стороны жизни.

Получил ли Кирилл в последний визит поддержку президента Януковича?

Думаю, что конечно получил. Визит состоялся на самом высоком государственном уровне, были задействованы все имеющиеся в распоряжении государства ресурсы – в том числе, пресса, телевидение, спецслужбы. Другое дело, как общество ответило на это - даже если судить лишь по тому, как верующие откликнулись на этот визит.

Для меня было чрезвычайно показательным, как еще накануне приезда Кирилла в Одессу везде была разрекламирована цифра - 200 тысяч верующих, которые должны были его встречать. Для обеспечения этой декларации работали и службы ФСБ России и СБ Украины. Четыре тысячи милиционеров должны были все это охранять. Но в итоге, пришедших на службу оказалось меньше, чем присутствующих милиционеров: даже по официальным церковным данным от 3-х до 5-ти тысяч. То есть, если сравнить с ожидаемым, то это - совершенно другой порядок. И в этом плане, насколько я знаю из внутрицерковных источников, Кирилл был очень недоволен.

Однако, это вопросы больше церковные, а, вот, в плане государственном, я думаю, он конечно же не мог быть разочарован. Государство на региональном уровне сделало ему немалое количество подарков - прямых и косвенных. Таких, как передача собора в Одессе на баланс церкви или квартиры трем священнослужителям, которые подарил Гурвиц – мэр Одессы. В Днепропетровске в связи с визитом было принято решение об удалении из Киево-Печерской лавры всех не церковных организаций - это принципиальное решение, конечно, и оно еще не осуществилось, но уже принято и остался лишь вопрос времени. И таких подарков было много. Хотя нельзя не заметить, что не Янукович поехал к Кириллу, а Кирилл вынужден был поехать на личную аудиенцию к Януковичу…

Но, насколько известно, Янукович не сделал ни одного громкого публичного заявления, говорящего о предпочтении МП -  не говорить ли это о том, что Президент не стремится к тому, чтобы он ассоциировался полностью с промосковской политикой в сфере  - по крайней мере церковной?

Я не думаю. Я бы сказал по-другому: не было ни одного жеста, который свидетельствовал бы об обратном. На всех уровнях – правительства, региональных властей – тем более, что  там, где проходил визит особым влиянием пользуются общины Московского патриархата.

С другой стороны, президент стал в какой-то мере заложником ситуации, в которую он сам себя поставил. Ассоциируя себя с Московской патриархией на протяжении всех предыдущих лет - то есть с 2000 года и даже раньше, - он подчеркивал свою опору только на одну конфессию с очень четким обозначением этих границ. А сегодня Янукович оказался стоящим перед требованиями от церковных деятелей очень жестких мер: во-первых, в законодательном плане - принципа российского законодательства, а в плане тактическом - однозначной поддержки любых интересов Московской патриархии.

О заявленном в Одессе требовании насчет снятия Киевского патриархата с регистрации и передачи всех его храмов Московскому патриархату вы, конечно знаете…

Но, вот, в этом плане Янукович осторожен. Как государственный политик, как президент он не может разделять подобных точек зрения. Поэтому, думаю, прослеживается некий внутренний конфликт -  однозначность личностной линии отношения президента к Московской патриархии с одной стороны, но с другой - в плане государственном, - сохранение им, либо во всяком случае, признание существующих межконфессиональных реалий.

Потому что однозначно, реальных 3500 общин Киевского патриархата, тысяча православной Автокефальной церкви плюс греко-католики  - это в действительности 6-7 тысяч общин. И предложенные действия были фактически равноценны провокации гражданского неповиновения. Президент на что-то подобное пойти, конечно, не может, и он декларировал с самого начала своего президентства, что все конфессии равны, все конфессии одинаково родные.

В то же время, на уровне практических шагов, можно назвать немало фактов, где наблюдается содействие Московской патриархии. Взять хотя бы празднование 9 мая, когда на трибуну были приглашены представители только одной церкви. Или беспрецедентное предоставление права служения в Софийском соборе, чего не случалось с 1994 года. Рассматривается вопрос о присоединении земель Почаевской лавре… То есть, существуют признаки, что какой-то уровень отношений между Московской патриархией и правительством найден. И то, что при бывших правительствах не решалось, сейчас решается.... То есть. новый уровень и новый характер отношений, которого за последние 19 лет независимости не было.

Это новая форма, с которой придется столкнуться обществу. Но я абсолютно не вижу в этом какой-то трагедии. Потому что эта искусственная, появившаяся на данном этапе новая модель, совершенно очевидно, не сможет существовать вечно. и такая ситуация не может долго продолжаться. Потребуется или возвращаться к предыдущим формам взаимоотношения с религиозными организациями, когда реально - на законодательном и практическом, хозяйственном уровне все решается на равных условиях. Или будет предпринято развитие в том направлении, которое взято сейчас, но при этом у такой ситуации было бы намного более жесткое развитие сценария…

Андрій ЮРАШ

доцент Львівського національного університета ім. Івана Франка, кандидат політичних наук

ReligioPolis, 12 серпня 2010 (рос.)