• Головна
  • Моніторинг
  • "Мы не хотим отказываться от независимости. За это нас Московский патриархат отвергает, смешивая понятия единой Церкви Христовой и единой Церкви Московского патриархата" - cекр. Синода УПЦ КП епископ Васильковский ЕВСТРАТИЙ (Зоря)...

"Мы не хотим отказываться от независимости. За это нас Московский патриархат отвергает, смешивая понятия единой Церкви Христовой и единой Церкви Московского патриархата" - cекр. Синода УПЦ КП епископ Васильковский ЕВСТРАТИЙ (Зоря)

05.08.2010, 13:02

Судя по тому, как он проходил и как он завершился, последствия будут совсем не те, на которые рассчитывают Патриарх Кирилл и егоокружение в Московской патриархии, потому что украинское общество очень, мягко говоря, настороженно отнеслось ко всем тем вещам, о которых говорил Патриарх Кирилл в отношении украинской церковной ситуации.

"Портал-Credo.Ru": Владыко Евстратий, закончился визит Патриарха Кирилла в Украину. Было бы интересно услышать Ваш комментарий по поводу его результатов. Перед визитом было объявлено, что он будет не политическим, а пастырским. Насколько это оправдалось?

Епископ Евстратий:  Меня можно считать лицом заинтересованным, поэтому я буду в этом вопросе ссылаться не на наше собственное мнение, а не мнение экспертов и журналистов. Я постоянно анализировал информационную картину, отзывы в прессе. И практически все эксперты, за исключением тех, которые прямо каким-то образом связаны с Московским патриархатом, говорили о том, что это, в первую очередь, визит политический, связанный с тем, что в Украине сменилась государственная власть и Патриарх Кирилл захотел воспользоваться этим для решения своих вопросов и тех задач, которые он перед собой ставит как предстоятель Русской Православной Церкви. Поэтому в первую очередь его оценили и в обществе, и в экспертном сообществе, и среди журналистов как визит политический. Более того, я читал на сайте "Эха Москвы" об оценке, которую дал политолог, депутат Государственной Думы господин Сергей Марков, так вот, он тоже говорил о политической составляющей. Конечно, он говорил, в первую очередь, о пастырской, но и о политической составляющей. То есть даже те люди, которые непосредственно связаны с нынешней российской властью, прямо отрицать, что это был политический визит, не могут.

– Какие могут быть последствия нынешнего визита?

– Судя по тому, как он проходил и как он завершился, последствия будут совсем не те, на которые рассчитывают Патриарх Кирилл и егоокружение в Московской патриархии, потому что украинское общество очень, мягко говоря, настороженно отнеслось ко всем тем вещам, о которых говорил Патриарх Кирилл в отношении украинской церковной ситуации.

Когда он высказывался о духовных ценностях, о необходимости духовного возрождения, нравственного возрождения, о необходимости не поклоняться золотому тельцу, не жить ценностями общества потребления – это все правильные слова, и, дай Бог, чтобы они дошли до сердец его слушателей и зрителей.

Но, в основном, украинское общество сосредоточилось на том, что оно рассматривало визит Патриарха Кирилла в контексте существующего в Украине церковного разделения. Как раз в этом контексте Патриарх Кирилл высказал совершенно неконструктивную позицию. И она была именно так и воспринята большинством украинского общества — именно как позиция неконструктивная, направленная на усиление вражды, потому что Патриарх Кирилл и Священный Синод Русской Православной Церкви Московского патриархата в своем обращении дали очень жесткие оценки и фактически вернулись к той риторике, которой Московский патриархат в отношении к украинской церковной ситуации пользовался на протяжении последних 20 лет.

Только-только в последние годы мы увидели какое-то смягчение этой риторики. Теперь же эта риторика возвращается к таким воинственным заявлениям, что все, кто не находится в Московском патриархате, не спасутся, погибнут, что никакой благодати и любви там нет.

Мне эти высказывания напомнили слова одного мультипликационного персонажа, который заявлял, что пчелы, которые не хотели ему добровольно отдавать мед, – это неправильные пчелы и они дают неправильный мед.

Мы не хотим добровольно отказываться от своей церковной независимости. За это нас Московский патриархат отвергает, смешивая понятия единой Церкви Христовой и единой Церкви Московского патриархата – это совершенно разные понятия. Первое – это понятие догматическое, а второе – историко-каноническое. И ставить между ними знак равенства совершенно недопустимо. А как раз Патриарх Кирилл в свои проповедях, выступлениях и высказываниях очень старательно пытался провести эту линию, что отсутствие единства с Московским патриархатом означает отсутствие единства с Церковью Христовой. Это совершенно неправильно. И для нас это совершенно неприемлемо. И мы можем видеть, что это неприемлемо и для большинства украинского общества.

– Во время визита Вы выступили с обращением к Владимиру Романовичу Легойде – пресс-секретарю Московской патриархии, и он Вам ответил. Как Вы можете оценить его реакцию?

– Во-первых, я очень рад, что мое обращение не осталось без ответа – это хотя и некий эрзац, но, все же, дискуссия. Несмотря на то, что мы не можем общаться лично – не по нашей вине – мы бы хотели общаться, но другая сторона отказывается от личного общения. Но с помощью СМИ у нас получается обмен мнениями. Мне кажется, что это позитивный знак. Я постараюсь как можно быстрее проанализировать этот ответ, чтобы, в свою очередь, предложить свои аргументированные мысли. В недалеком будущем собираюсь написать еще одно письмо как раз по тому ответу, который я прочитал от Владимира Романовича Легойды. Я понимаю его положение: кроме того, что он – христианский журналист, он еще и чиновник Московской патриархии. Поэтому он может высказывать только те мысли, которые соответствуют руководящей линии, существующей сейчас в Московской патриархии. Но, тем не менее, я думаю, что дискуссия полезна. Апостол Павел говорит, что "подобает быти разномыслиям, чтобы выявлялись сильнейшие". Поэтому я не вижу большой трагедии в том, что ответ его был достаточно традиционным с точки зрения риторики Московской патриархии. Но, тем не менее, поле для дискуссий открывается, я думаю, что дискуссия будет продолжена.

– Там было одно высказывание, которое не очень хорошо характеризует его автора. Он обвинил Вас в лукавстве.

– Обвинять можно в чем угодно. Главное, чтобы, во-первых, эти обвинения были справедливыми, а, во-вторых, аргументированными. Ни справедливости, ни аргументированности в этих обвинениях я не увидел. Меня можно считать, опять же, человеком заинтересованным, но я думаю, что оценку справедливости таких обвинений, в первую очередь, могут дать читатели.

– Как, с Вашей точки зрения, будет развиваться дальнейшая церковная ситуация в Украине?

– Я думаю, что церковная ситуация будет развиваться в направлении усиления идеи создания в Украине единой Поместной Православной Церкви. Потому что визит Патриарха Кирилла не уменьшил количество сторонников единой Поместной Церкви в Украине, а, как мне кажется, только увеличил. И с каждым новым визитом число сторонников этой идеи будет увеличиваться. Второе, это то, что люди, образно говоря, "проголосовали ногами". То есть, на всех богослужениях Патриарха Кирилла, вместе взятых, – в Одессе, Днепропетровске и Киеве, было приблизительно столько же людей, сколько на одном нашем богослужении и крестном ходе в честь Дня крещения Киевской Руси и праздника святого Владимира. Это при том, что местная власть способствовала тому, чтобы прихожане Московского патриархата приезжали на богослужение, а нам всячески препятствовали в том, чтобы наше прихожане приехали на празднование. Хотя бы это одно уже показало, что идеи Патриарха не воспринимаются в украинском обществе так, как он хотел бы, чтобы они воспринимались. Поэтому я думаю, что не только число наших сторонников среди, скажем так, не определившихся, будет увеличиваться, но также возрастет число сторонников идеи церковной автокефалии среди верующих и духовенства Украинской Православной Церкви Московского патриархата.

– Как Вы расцениваете тот факт, что власти разрешили Патриарху отслужить службу в Святой Софии?

– В принципе это было прогнозируемое решение, учитывая, что нынешняя государственная власть посещает богослужения только в храмах Московского патриархата. Мы, конечно же, хотим, чтобы сохранялся паритет, и поэтому, если государственная власть дала разрешение на проведение молебна Московскому патриархату, мы считаем, что мы вправе в случае, если у нас будут какие-то особые церковные торжества, также обратиться к государственной власти с просьбой и нам предоставить возможность отслужить молебен в Святой Софии. Чтобы тем самым была на деле продемонстрирована равность отношения к разным конфессиям, та, которая записана в Конституции Украины. И надеемся, что нам не откажут.

Володимир ОЙВІН

"Портал-Credo.Ru", 3 серпня 2010 року (рос.)