От единства православного до единства русского - один шаг

24.07.2010, 16:26
После прихода к власти Виктора Януковича, Москва не просто быстро, а буквально в стремительном ритме вальса принялась решать наиболее важные для себя проблемы, связанные с Украиной.

После прихода к власти Виктора Януковича, Москва не просто быстро, а буквально в стремительном ритме вальса принялась решать наиболее важные для себя проблемы, связанные с Украиной.

Плохо это или хорошо? Некорректный вопрос. Это – логично и неизбежно. Логично и неизбежно не только с позиции России, а с позиции исторических закономерностей, в рамках которых уже более тысячи лет живёт Русь.

Как когда-то учили основоположники научного коммунизма, история развивается по спирали и, сделав очередной виток, возвращается к исходной позиции, но уже на более высоком уровне развития. Прежде всего, это касается отношений между Русью Великой и Русью Малой. В данном случае, очень похоже на то, что история сделала виток и приближается к своей исходной позиции. Иначе говоря, всё возвращается на круги своя.

И, похоже, что это даже не чьё-то субъективное воление, а просто историческая судьба, а от судьбы, как и от самого себя, уйти невозможно. Именно поэтому Русь пробуждается и Русь возвращается. Её ещё трудно разглядеть за хитрыми, многоходовыми политическими и экономическими схемами сильных мира сего, но она, пока ещё невидимо, уже присутствует во всём, что сейчас у нас происходит. Приближается «Великий Полдень» и её гигантская тень медленно накрывает эту странную страну со странным названием «Украина».

В России появилась фигура, соизмеримая по своим личностным масштабам с Владимиром Путиным. И, как мне кажется, это не Дмитрий Медведев, а патриарх Московский и всея Руси Кирилл - умный и сильный человек, способный ставить перед собой серьезные цели и настойчиво к ним идти. Он вполне сопоставим с Путиным. Более того, на мой взгляд, они обладают одним и тем же психотипом. У российского орла появилась вторая голова.

Но… как и Владимир Владимирович, Кирилл человек весьма неоднозначный. Не думаю, что к нему не применимы чёрно-белые мерки «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого», «святого» и «грешного». У меня сложилось такое впечатление, что в нём есть всё и это всё затянуто в тугой узел, скажем так, внутренней, духовной диалектики. Для своего профанического века, Кирилл – «человек загадка» не в меньшей степени, чем Путин. Он слишком сложен для современного обывателя.

Именно поэтому в самой церкви его воспринимают неоднозначно. Кирилл непонятен. Он - человек в себе. Поэтому Русская Православная Церковь (я имею в виду священников и монахов) замерла, затаилась и ждёт, питаясь слухами и мифами. Причём не всегда светлыми.

Кроме ума, красноречия и воли у Кирилла есть ещё одно, нередко пугающее качество, - прозорливость. Этот дар патриарха многих настораживает. По слухам, Кирилл способен видеть/прозревать «внутреннее устроение иных человеческих душ и грядущих событий». Естественно, без умысла, рассказывая утром своему секретарю, кто к нему явиться и зачем, даже не будучи знакомым с визитёром…

Как Вы понимаете, за подобными качествами может быть сокрыто всё что угодно. И это многих настораживает. Но, что можно утверждать с полной уверенностью, подобный человек будет ставить перед собой лишь сверхзадачи.

Убеждён, что гиперактивность патриарха относительно Украины, связана с самой главной его сверхзадачей – ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЦЕЛОСТНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Смотреть на всё, что он делает в украинском направлении внешней политики РПЦ МП необходимо лишь сквозь эту сверхзадачу.

Его визиты на Украину не случайны. Они направлены к единой Цели. Православие Руси должно быть едино. Это очевидно. А от православного единства до единства русского – один шаг.

В этом направлении уже очень много сделано.

Факт возвращения под руку Московского патриарха Русской Православной Церкви за рубежом (вышедшей из административного подчинения Московскому патриархату после большевистского воцарения в России в 1917 году), представляет собой колоссальное по своей значимости и сложности событие! И тем не менее, оно произошло!

Следующий шаг – возвращение в лоно Русской Православной Церкви мятежных малороссийских раскольников из Киевского патриархата. Всё идёт именно к этому.

В своё время пан Ющенко считал, что ему под силу добиться лигитимизации т.н. Киевского патриархата. Вся надежда у него и киевских церковных «самостийников» была положена на Вселенского патриарха. Помню во время последнего визита патриарха Варфоломея в Киев, Ющенко и Филарет просто дрожали от напряжения, надеясь на признание Константинополем Киевского патриархата во главе т.н. Украинской православной церкви. Весь клир КП реально рассчитывал получить «самостийнисть» из рук Варфоломея.

В 2009 году Филарет обратился к духовенству и верующим Украинской православной церкви МП, заявив следующее:

«Некоторые представители Московского патриархата считают сами и убеждают других, что путь к каноническому признанию КП – лишь через подчинение Москве. Пусть они не забывают, что Вселенский Константинопольский патриархат является общепризнанным и первым среди Церквей, Церковью-Матерью для Украины, а Московский – лишь пятым, а потому он не имеет монополии на «каноничность». Мы же будем помнить о наставлении Христа: если вас гонят в одном месте – идите в другое».

Однако хождение в другое место не дало никаких желаемых для Филарета результатов.

В этом году, прибыв в Москву, патриарх Константинопольский Варфоломей публично призвал Украинскую православную церковь Киевского патриархата раскаяться и присоединиться к канонической Православной церкви.

«Пусть они не колеблются, а присоединяются к канонической Церкви, которая является кораблем спасения», - сказал он 30 мая в интервью телеканалу Вести-24.

Подобное заявление является знаковым и чётко демонстрирует совпадение позиций Константинопольского и Московского патриархатов. Раз Вселенский патриарх так чётко и во всеуслышание определил свою позицию, значит, Кремль ему сделал предложение, от которого он не смог отказаться.

А сегодня уже патриарх Московский и всея Руси Кирилл, во время своего очередного визита на Украину, даёт понять, что не примирится с неканоническим «киевским патриархатом», о чём сообщил 22 июля представитель Украинской православной церкви Московского патриархата игумен Лонгин. Вполне логичное заявление, если учитывать, что данный вопрос уже согласован с Вселенским патриархом.

«Что касается вопроса примирения Украинской православной церкви Московского патриархата и «киевского патриархата», то как раз слово «примирение» здесь не совсем подходит», — отметил игумен Лонгин, пояснив, что ни одна из 15 поместных православных церквей не признала раскольническую церковь Михаила Денисенко (глава раскольников Филарет).

«Момент примирения возможен только тогда, когда этот человек обратится в лоно Матери-церкви, с осознанием своих ошибок и публично покается», — отметил он.

«То, что происходило в прошлом году, когда господин бывший президент очень хотел сделать свою поместную церковь путем объединения разных церквей и бредил этой идеей, ни к чему хорошему привести не могло. Он видел себя мессией и хотел силой сделать то, чего делать ни в коем случае нельзя. Нельзя нарушать волю людей. Если они хотят оставаться в «киевском патриархате», нельзя их заставлять переходить в какой-нибудь другой патриархат. Здесь нарушается то, что установил Бог. Человек сделал выбор, и это его право. Даже если выбор ошибочный», — подытожил игумен.

Теперь уже никто не стесняется, открыто говорить о возвращении мятежных малороссийских раскольников в лоно Русской Православной Церкви. В качестве решения проблемы церковного раскола в Одесской епархии предложили ликвидировать регистрацию филаретовских структур, апеллируя к аналогичному опыту Болгарии.

«Посмотрите, как быстро покончили с расколом в Болгарии: правительство приняло решение, и буквально в течение недели оно было воплощено в жизнь. Раскол исчез моментально, потому что это было искусственное образование. Так что если будет политическая воля, если политическая мудрость будет проявлена руководством страны, то раскол исчезнет как дым. Может быть, не за неделю, как в Болгарии, но в течение месяца о нем забудут как таковом», – уверен пресс-атташе Одесской епархии отец Сергий (Лебедев).

По его словам, «в Одесской епархии нет такого понятия как раскол». «Когда-то, еще в 92-м году только один храм удалось забрать филаретовцам. Ну и еще один переоборудован из бывшего здания школы. Местные жители туда не ходят, в основном, приезжающие с Западной Украины. В храмах этих «служат» беглые батюшки, которые у нас провинились в чем-то – выпивали или налево ходили. Таких там с удовольствием принимают», — рассказал священник.

И так, раскол моментально исчезнет как дым, если будет проявлена «политическая воля и политическая мудрость». Это позиция патриарха Кирилла, которую он озвучил устами пресс-атташе Одесской епархии.

Похоже, что воля и мудрость будут проявлены. 25 июля в Севастополь на празднование Дня ВМФ России прибудет Владимир Путин. Во время праздника он встретится с Виктором Януковичем. О чём они будут говорить, могу неофициально сообщить – о дальнейшей судьбе украинской газотранспортной системы и о восстановлении целостности Русской Православной Церкви. Не исключено, что первый вопрос будет увязан с решением второго.

Если учитывать, что Виктор Янукович признаёт лишь православную церковь Московской патриархии, и это не стесняется демонстрировать публично, то существует большая вероятность того, что через несколько дней историческое решение будет принято.

И дело здесь не только в перераспределении денег и влияния. За всеми делами Русской Православной Церкви, меряемыми земными мерками материальных ценностей, незримо стоит Церковь, которая не есть, как писал Бердяев, «храм построенный из камня, не есть духовенство, иерархия, не есть общество верующих или приход, состоящий из людей…». За всеми церковными делами приземлённого и меркантильного характера возвышается Церковь сокровенная, мистическая, пребывающая за гранями внешних камней Церкви, иерархии, обрядов, соборов и пр., Церковь, уходящая в бесконечную высь надприродной, духовной реальности, представляющей собою «охристовленный космос», Церковь, как мистическое тело Христово, с которым непосредственно связанна Святая Русь.

Подождём. Ведь от православного единства до единства русского – один шаг.

22.07.2010.

Блог Андрія Ваджра, 22 липня 2010 року (рос.)