УУБА показала пример реформирования духовной школы

29.06.2010, 16:22
По результатам работы семинара и совещания выяснилось, что состоянием на сегодня перед всеми духовными школами стоит вопрос о наработке методик внедрения международных стандартов Болонського процесса в богословском образовательном пространстве.

"UA Time", 29 червня 2010 року (рос.)

17 – 18 июня  в помещении Московской духовной  академии, которая расположена на  территории Свято-Троицькой Сергиевой  Лавра (г. Сергиев Посад, Россия), состоялся семинар для  представителей и совещание для  ректоров духовных учебных заведений  Русской Православной Церкви и  Украинской Православной Церкви по  поводу будущего перехода на  Болонську систему в духовном  образовании.

По благословения ректора Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия профессора, архимандрита Виктора (Бедь) на совещании от академии присутствовали проректор по богословской научно-исследовательской работе, доктор богословия, и.о. доцента игумен Арсений (Бочкарь) и уполномоченный представитель УУБА в Российской Федерации магистр богословия, игумен Александр (Глоба).

17 июня в качестве главного докладчика на семинаре выступила профессор Ольга Николаевна Олейникова, доктор педагогических наук, директор Национального офиса программы Tempus в России, которая отметила, что Украина занимает в мире второе, после Испании, место по реализации перехода на Болонську систему. Во время семинара состоялось обсуждение практической стороны внедрения Болонського процесса в богословском образовательном процессе. Выступив от имени УУБА, о. Арсений отметил достижения духовно-учебно-научного комплекса (ДННК) “Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия – Карпатский университет имени Августина Волошина” в процессе аккредитации и лицензирования специальности “магистров богословия, преподавателей высшей школы” Министерством образования и науки Украины, которые состоялись по инициативе ректора академии профессора, архимандрита Виктора (Бедь) по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

Узнав о достижении Украинской Православной Церкви в сотрудничестве с Министерством образования и науках Украины, которые реализовались на базе Ужгородской украинской богословской академии, Ольга Николаевна высоко оценила их и отметила, что “от Украины надо учиться”, потому что таких результатов в Российской Федерации пока что нет.

18 июня состоялось расширенное заседание Учебного комитета Русской Православной Церкви, на котором были представители из всех духовных учебных заведений России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана.

Среди докладчиков, которые представили возможные средства перехода на Болонську систему образования, были ректор Московской Православной духовной академии кандидат богословия, профессор, архиепископ Евгений и председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ, ректор общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия доктор богословия, доктор философии, доцент, митрополит Волоколамський Илларион.

Во время обсуждения путей реализации поставленной проблематики с украинской стороны, в частности от Ужгородской украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия, выступил доктор богословия, и.о. доцента игумен Арсений (Бочкарь), и Харьковской духовной семинарии доктор богословия, и.о. доцента протоиерей Сергей Скубченко. В своем выступлении игумен Арсений сделал акцент на необходимости введения двухступенчатого образования (бакалавр и магистр), поскольку Болонська система не имеет образовательно-квалификационного уровня специалиста.

По результатам работы семинара и совещания выяснилось, что состоянием на сегодня перед всеми духовными школами стоит вопрос о наработке методик внедрения международных стандартов Болонського процесса в богословском образовательном пространстве.

Теперь во всей системе Русской и Украинской Православных только Ужгородская украинская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия, на протяжении восьми лет внедряет принципы международных образовательных стандартов в учебном и научном процессах.

Внедряя основы развития образовательных принципов ХХІ века, в академии введена двухступенчатая образовательно-квалификационная система подготовки специалистов с высшим духовным образованием – бакалавров богословия, со сроком учебы четыре года (базовое высшее духовное образование), и магистров богословия, со сроком учебы два года (полное высшее духовное образование).

Третьей степенью является докторантура, в которой на базе полного высшего духовного образования (магистров) проводится подготовка научных и научно-педагогических богословских кадров (со сроком учебы три года), – докторов богословия, докторов философии (в области науки) и докторантов богословских наук, докторов наук.

Подытоживая результаты заседания вышеупомянутых семинара и совещания, можно константувати, что все духовные школы УПЦ и РПЦ на протяжении короткого срока (год-два) будут реформированы с учетом международных стандартов Болонського процесса в образовательной сфере, примером реализации которого в духовно-богословском пространстве Украины является Ужгородская украинская богословская академия имени святых Кирилла и Мефодия – высшее духовное учебное заведение Украинской Православной Церкви.