Главу Крымской епархии призывают прекратить контакты с украинизаторами

21.04.2010, 12:19
Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя.

"Новый регион", 19 квітня 2010 року (рос.)

В воскресенье 18 апреля исполнилось 30 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

30 лет назад он, уроженец Тернопольской области, был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Из Латинской Америки Лазарь вернется только в 1989 году.

В официальной биографии митрополита Лазаря не указывается, что в 1992 году он был назначен архиепископом Крымским после перевода с кафедры в Одессе, где открыто выступал за предоставление независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата, поддерживая Филарета.

Тем не менее, большинство политиков и экспертов, опрошенных «Новым Регионом», оценивают роль митрополита Лазаря позитивно. Хотя единого мнения, все же, нет.

Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ (Москва):

«При большевиках Крым стал одним из полигонов атеизма, безбожия. А атеизм – это опиум для народа, фактор слабости русских. Именно потому что русский Крым и Юго- Восток были максимально атеизированы, они до последнего времени проигрывали бандеровской Галиции, ибо еретическая униатская вера и активные действия греко- католиков – это залог западенской активности. Следовательно, русская Победа наступит тогда, когда православная активность, пассионроность будет сильнее униатской. И, соответственно, КПД епископов следует оценивать именно с этих миссионерских позиций.

Итак, каковы же итоги правления митрополита Лазаря? Митрополит Лазарь, несмотря на свое западноукраинское происхождение (надо оговорить, что оно православно-почаевское, а не галицийское), служит русскому Крыму. Он не осудил, не мешал русским силам Крыма, что в условиях диктата Кравчука и Кучмы – уже очень много. Более того, во времена Ющенко он стал активно взаимодействовать с Русской общиной Крыма. В условиях русофобской и раскольничьей истерии митрополит Лазарь делает Крым одной из первых территорий на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, где повсеместно введены «Основы Православной Культуры».

Несомненным достоинством митрополита Лазаря является то, что он поддерживает таких блестящих интеллектуалов, как настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде о. Николая Доненко, который собрал высказывания святых Новомученников, подавляющее большинство из которых гласно обличали идею отделения Украинской Церкви от Русской. Например, св. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский, на допросе в НКВД (большевики проводили политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола на Украине) сказал, что считает разделение Украины с Россией злом, «следствием духовной деградации русского народа».

Митрополит Лазарь благожелательно относится к молодежному миссионерству, не препятствовал миссионерскому рок-концерту в Севастополе и знаменитому миссионерскому рок-туру российских и украинских рок-музыкантов во главе с о. Андреем Кураевым в 2008 году.

Но время требует еще большего миссионерского напряжения Церкви, незамедлительного исполнения решений Священного Синода Московского Патриархата о введении штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора в каждом приходе, создания Попечительских Советов из пассионарных мирян. Ибо пока еще плотность исламских религиозных организации крымско-татарского меньшинства выше, чем у православных. Чтобы сохранить русское большинство в Крыму, необходим жесткий запрет абортов, пропаганда многодетности, искоренение всякого морального разложения, иначе смерть. А это возможно только в следствии тотальной всеобъемлющей креативной, завлекающей православной миссии, которая должна охватить каждого крымчанина и курортника.

А для этого необходимо превращение каждого прихода и монастыря в миссионерский, необходимо вывешивать в храмах платки для заходящих курортников, а не выкидывать людей из-за отсутствия «православного хиджаба» в 40-градусную жару, что иногда встречается в некоторых прибрежных монастырях; необходимы огромные многотысячные молодежные миссионерские лагеря в Херсонесе и у других святынь Крыма, которые помогут дебандеризировать молодежь Украины; необходима помощь всей Русской Церкви для того, чтобы максимально использовать потенциал Крыма как колыбели Русского Православия.

С этой же точки зрения (КПД) необходимо подходить и к вопросу разделения епархий. Важно, кто станет во главе новых епархий – если это будут молодые бойцы-миссионеры, сторонники единства Русской Церкви, которые все сделают, чтобы воцерковить молодежь и ликвидировать раскол (который держится именно из-за отсутствия массовой православной миссии), то это будет только хорошо».

Сергей Шувайников, председатель «Конгресса русских общин Крыма», экс-кандидат в президенты Республики Крым:

«Деятельность Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря лично у меня вызывает искреннее уважение и признание. Я хорошо помню, как летом 1992 года тогда еще архиепископ Лазарь появился в Крыму. Это было нелегкое политическое время, когда шло формирование Республики Крым, только что в мае была принята Конституция Крыма, которая принципиально утверждала самостоятельность автономной республики по отношению к недавно провозглашенной независимой Украине. Все «украинское» воспринималось в штыки, и появление нового правящего архиерея с гражданским именем Ростислав Швец, уроженца Тернопольской области, было воспринято настороженно и с холодком.

Тем более, что за ним был политический щлейф, когда он высказывал мысли о предоставление УПЦ автокефалии, мотивируя это тем, что раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, была даже личная попытка баллотироваться в 1990 году в депутаты Верховной Рады Украины в Тернопольской области, где он занял второе место, уступив «руховцу» Дмитрию Павлычко.

Придя в Крым, владыка Лазарь не стал вникать в политические проблемы Республики Крым, а выбрал основным направлением своей деятельности возвращение и строительство православных соборов и храмов, защиту духовных ценностей Православия, восстановление соборов, разрушенных в годы войны и большевистского лихолетья. Он не отказался от общения с государственными мужами и политиками, но делает это очень мудро – для укрепления позиций Православной Церкви в Крыму. Именно при нем был восстановлен величественный Собор святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе (Севастополь), а ныне возрождается кафедральный собор Святого благоверного великого князя Александра Невского в Симферополе. Сотни новых храмов на крымской земле появились за 18 лет именно благодаря подвижнической деятельности владыки Лазаря. Его личной заслугой является также возрождение и деятельность на крымской земле около двадцати православных монастырей и скитов.

Деятельность этого православного подвижника получила признание сотен тысяч верующих и представителей других религий, с которыми он умеет находить общий язык и взаимопонимание. Сегодня митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь достойно представляет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на крымском полуострове.

Общаясь с ним лично, я могу отметить, что владыка Лазарь обладает незаурядными организаторскими качествами, высоким искусством дипломатии, умением расположить к себе любого человека и понять его проблемы. Он с пониманием отнесся к установке Памятного знака в память жертв, которые понес русский народ и народы России в годы Гражданской войны и политического террора, и благословил русские организации на его создание, также как и строительство часовни на месте расстрела безвинных жертв в районе Симферопольского водохранилища. Многие мероприятия русских организаций Крыма проходят по благословению владыки Лазаря и священников его епархии.

Позволю себе от имени всех русских общественных организаций, которые входят во Всекрымское Движение «Русское единство», поздравить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 30-ти летней датой его архирейской хиротонии и пожелать ему здоровья и долгих лет на благо православной Церкви и православной паствы Крыма».

Сергей Цеков, председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения «Русское единство»:

«Я абсолютно положительно оцениваю почти двадцатилетний период пребывания владыки Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Это был очень непростой период в истории Крыма, в истории нашего единого Отечества, которое, к сожалению, оказалось разрушенным в 1991 году.

Нужно отдать должное, что митрополит Лазарь сыграл одну из ключевых ролей в восстановлении позиций канонического Православия в Крыму, которое неразрывно связано с Русской Православной Церковью.

За эти годы число приходов Симферопольской и Крымской епархии увеличилось в десятки раз. Восстановлены практически все действовавшие до революции монастыри на территории Крыма. Хочу особо отметить роль владыки Лазаря в восстановлении кафедрального Свято – Александро – Невского собора в Симферополе. Уверен, что Свято – Александро – Невский собор через два-три года станет одним из самых посещаемых храмов в Автономной Республике Крым. Лазарь сыграл значительную роль в восстановлении Свято-Владимирского собора на территории Херсонеса, на священной для Русского Православия земле, где крестился святой равноапостольный князь Владимир.

Владыка Лазарь по своему характеру – человек-созидатель. Где бы он ни был, он ведёт активное храмовое строительство, оставляя после себя след на века. Достаточно вспомнить плоды деятельности владыки Лазаря в бытность епископом Аргентинским и Южноамериканским. В частности, даже в непростые годы нахождения у власти небезызвестного диктатора Пиночета, когда храмовое строительство было запрещено, в Чили по инициативе Лазаря был построен церковный зал, впоследствии преобразованный в храм.

Для Русской общины Крыма и движения «Русское единство» особенно значим тот факт, что митрополит Лазарь всегда подчёркивает неразрывную связь Симферопольской и Крымской епархии с Русской Православной Церковью. Вспомните, на каком высоком уровне встречали в Крыму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Лазарь традиционно отмечает вместе с Русской общиной Крыма русские памятные даты, благословляет проводимые нами мероприятия.

В целом деятельность Лазаря заслуживает глубокого уважения. С ранних лет он настроен на служение Богу, на служение Русской Православной Церкви. Еще раз подчеркну – он много сделал для Крыма, для развития Православия на полуострове. Не случайно, что присвоение Лазарю звания Почетного крымчанина прошло единогласно».

Юрий Егоров, Всеукраинское братство Александра Невского:

«Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя. Показательный пример: насколько известно, он благословлял униатов, а именно духовный центр Украинского реестрового казачества, он был заложен под Симферополем, его возглавляет Анатолий Шевченко. На территории университета, который он возглавляет, находится униатский храм. Я считаю, что эта организация занимается украинизацией, а Лазарь ее благословлял».

Атаман Сергей Юрченко, председатель Совета атаманов Крыма:

«Во-первых, от казаков Крыма я бы хотел поздравить владыку Лазаря с 30-летием хиротонии. Крым – довольно сложный регион, мир и спокойствие здесь во многом зависит от позиции священнослужителей. Казаки как военные люди готовы прийти на выручку нашему духовенству, поскольку казаки всегда считались воинством Христовым.

Но мы все помним недавние события, когда к 2000-летию Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия по всему миру устанавливались поклонные кресты. В Крыму со стороны ОПГ меджлис был ряд провокаций. В результате были достигнуты договоренности, и установка крестов прекратилась. Я считаю, что тогда православным следовало занять более жесткую позицию, а мы, казаки, были готовы встать на защиту.

К слову, сегодня появилась масса казачьих формирований. Как председатель Совета атаманов Крыма, хочу попросить владыку Лазаря, чтобы он благословлял действительно казаков, а не псевдоказачьих атаманов, у которых есть лишь огромные звезды и лампасы, но никакого личного состава.

Владыке Лазарю мы желаем здоровья. А на православных казаков он может рассчитывать, мы всегда готовы прийти на помощь».