Архиепископ Павел: «Вне Церкви спасения нет»

30.03.2010, 13:52
Архиепископ Павел: «Вне Церкви спасения нет» - фото 1
Я благодарю Бога за то, что стал депутатом. Мы много сделали для Лавры и других храмов.

Валентин КОВАЛЬСЬКИЙ. — "Столичные новости", 30 березня 2010 року (рос.)

3_photo.jpg30 марта исполняется 16 лет, как Владыка Павел назначен наместником Киево-Печерской Лавры. Посвятить себя Богу он решил после поступления в Московскую духовную семинарию. В 26 лет был рукоположен в сан диакона, в 27 – священника, в 28 – пострижен в монашество с именем Павел (в честь первоверховного апостола). Кроме сана архиепископа он также имеет и мандат депутата Киевсовета. Но сессионные заседания интересуют Владыку все же меньше, чем грядущие пасхальные торжества.

Духовники президента

— Владыка, объясните, пожалуйста, почему в этом году такая ранняя Пасха? С чем это связано?

— Этот праздник всегда высчитывается по лунному календарю и отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово отмечали не раньше главного иудейского праздника. В память об исходе из Египта закон Моисея определил, что с 14 на 15 нисана наступает еврейская Пасха, которую в христианстве заняла Пасха новозаветная: она может праздноваться в промежутке от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю или от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

— Кто из высокопоставленных чиновников пожалует к вам на Пасху?

— Думаю, что будут министры, премьер-министр, народные депутаты и, разумеется, президент. Придут все, кто захочет вместе с нами помолиться и послужить Богу.

— Могут ли президента пустить в алтарь, как, например, пускали царя?

— Это не зависит от того, кем ты являешься — президентом, дворником или водителем. Всякий мужчина, находящийся в лоне Православной церкви, имеет право на вхождение в алтарь.

— Выходит, в Церкви президент не имеет никаких привилегий?

— Никаких! Но мы должны за президента молиться, чтобы Господь даровал ему силы и мудрость для вывода Украины из кризиса. К власти нужно относиться с уважением, как сказал апостол Петр: «Бога бойтесь, царя чтите».

— Как вы думаете, почему Святейший Патриарх обратился к Януковичу со словами «Ваше превосходительство»?

— Ничего удивительного в этом нет. Обычные люди величают друг друга господами. А президент, будучи первым лицом государства, превосходит всех господ.

— Известно ли вам, кто является духовным отцом нашего президента?

— Раньше его духовным отцом был покойный схиархимандрит Зосима. Сегодня при решении многих вопросов президент советуется с Предстоятелем нашей Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и Высокопреосвященнейшим Илларионом, митрополитом Донецким и Мариупольским. К духовникам президента, насколько мне известно, относится и оптинский старец отец Илий.

— Можно сказать, что с новым президентом вы связываете и наше духовное возрождение?

— Духовность зависит от самого человека, его духовного пастыря, правящего архиерея и Предстоятеля Церкви. Что же касается нашего президента, то с его приходом отношение власти к религии, на мой взгляд, изменится в лучшую сторону.

— Почему вы так считаете?

— Потому что и Виктор Федорович, и Николай Янович (Азаров) принадлежат к канонической Православной церкви. Они не будут делать то, что позволяла себе бывшая президентская команда: при Ющенко православные храмы захватывали раскольники, а земли раздавали сектантам.

— Позиция раскольников понятна: они претендуют на святыни Украинской Православной Церкви. А чем опасны секты?

— Они негативно воздействуют на общество. Всякая секта — вражда и с Богом, и с человеком. Заманивая в свои сети, сектанты крадут у людей надежду на вечную жизнь. Вне Церкви спасения нет. Она — это Ноев ковчег, который призван спасать погибающее человечество. На мой взгляд, нужно наложить табу на опасную деятельность тех новоиспеченных структур, которые запрещены в других странах. Почему в Украине они приобрели благоприятную почву для разрушения духовности и личности? Пусть заморские волки в овечьих шкурах возвращаются туда, откуда прибыли. С другой стороны, мы должны с любовью и уважением относиться к иудеям, мусульманам и прочим верующим. Господь милостив и долготерпелив для всех. И, разу­меется, президент тоже должен понимать, что представители разных религий являются неотъемлемой частью нашего народа.

Между крестом и булавой

— Многие обратили внимание на то, что свой президентский путь Янукович начал с Киево-Печерской Лавры. Такие случаи еще где-нибудь были?

— Такого не было даже в России. Хотя президент Медведев — человек верующий. Как, впрочем, и премьер-министр Путин, который оказывал помощь и нашей Лавре. Когда-то Святейший Патриарх Никон сказал, что Предстоятель Церкви — это солнце, а руководитель государства — луна, которая должна освещаться солнцем и распределять свои «звезды» — министерства и ведомства. Вспомним ветхозаветную историю: первосвященник играл важнейшую роль в жизни еврейского народа. И у нас так должно быть. По-моему, это очень хорошая традиция: в православной стране православный президент берет благословение на нелегкий труд и несение тяжелого креста.

— Вам известно, кто посоветовал Януковичу получить благословение в Лавре накануне президентской инаугурации?

— Думаю, он прислушался к голосу своего сердца. Будучи человеком верующим, Виктор Федорович должен помнить слова Господа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». То, что сделал Янукович, глубоко символично: с историей Лавры связана эпоха Киевской Руси. Великие князья получали благословение от наших преподобных — Антония, Феодосия, Варлаама и других.

— С приходом нового президента мы увидели признаки гармонизации отношений между руководством страны и православным духовенством. Не кажется ли вам, что с этой точки зрения у современной Украины появилась благодатная почва для приближения к византийской модели?

— У нас византийская модель невозможна. Церковь не может быть карманной, как во времена Царьграда: к примеру, не понравилась императорскому двору обличительная речь архиепископа Иоанна Златоуста — и его тут же убрали. В Украине такого допускать нельзя. Поэтому мы и просим Господа: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Как Христос был принесен в жертву за наши грехи, так и мы призваны жертвовать собой и молиться за свой народ.

— В одном из интервью вы упомянули архиепископа Кипрского Макария III, который «избирался народом Кипра на пост президента». Он превратился в авторитетного лидера острова благодаря своим выступлениям за независимость и объединение с материковой Грецией. А есть ли такие лидеры среди нашего духовенства?

— Есть. Но, слава Богу, наш народ не столь горячий и не столь разделен, как на Востоке. Нас разделяет лишь власть: ей удобно играть на чувствах западных и восточных частей страны, каждая из которых имеет свои симпатии. Но что касается «западенцев», то они, в основном, не верующие.

— Почему вы так думаете?

— Так ведь я сам из Западной Украины. На моей родной Ровенщине народ слишком далек от истины. Там взгляды человека на веру очень часто меняются: сегодня он православный, завтра — католик, послезавтра — униат... Кто нагибает, тому и поклоняются. Белое пытаются очернить, а черное — обелить. И, к сожалению, не безуспешно. Я вижу, как в западных областях выступают против министра образования. Это же полнейший абсурд! Пусть бы лучше на себя посмотрели. Взять, к примеру, Львовский университет, который «славился» взятками еще в те времена, когда я пытался в него поступить. Справедливости ради нужно признать: наш народ отвыкает учиться и трудиться, а Украина превращается в большой базар. Сегодня уже столько появилось национальных университетов! А где ученые, где труды? Еще одно «достижение» науки — на территории Киево-Печерской Лавры находятся такие структуры, как, например, музей театрального искусства, музей народного искусства. Какое отношение они имеют к православию? Кого воспитали эти «искусствоведы»? Да, они поют и танцуют. Особенно во время поста. Но где же «золотые голоса» Украины, где настоящие артисты?

Демократия... в аду?

— Будучи настоятелем Лавры, вы в то же время являетесь депутатом Киевсовета. С чем это связано?

— Я благодарю Бога за то, что стал депутатом. Мы много сделали для Лавры и других храмов. Конечно, сегодня уже нет того, что было раньше: наше имущество забирали и передавали Киевскому патриархату по прямому указанию Ющенко. Я не добиваюсь каких-то привилегий. Главное, чтобы нашу Церковь не трогали, чтобы не ущемляли ее свободу и вернули наши святыни.

— А как вы чувствуете себя в депутатском кресле во время политических баталий? Наверное, не очень комфортно...

— Когда я работал в Киевском областном совете, во время Страстной седмицы депутаты ругались и крушили микрофоны. Я тогда сказал: «В Церкви и государстве должно быть послушание, а демократия — в аду!» Все сразу же сели и начали работать. И с тех пор все пошло как по маслу.

— После распада Союза было предпринято немало попыток развала Церкви. В связи с этим священник Павел Бочков был вынужден признать: «Складывается такое впечатление, что современные украинские политики заняты вопросами не экономического развития и социально-политической стабильности в государстве, а внут­ренними богословскими вопросами в области канонического права». Насколько, по-вашему, возможно вмешательство государства в церковные дела при новом хозяине Банковой?

— Думаю, число желающих развалить Церковь поубавится. Не хотелось бы, чтобы против нас опять выступали такие, как, например, г-н Яворивский — глава парламентского комитета по культуре и духовности. Точно так же не хотелось бы говорить о его «заслугах». Скажу лишь одно: те, кто грубо вмешиваются в церковные дела, — безбожники.

— А может, они просто хотят автокефалии?

— Зачем спекулировать на теме автокефалии, если мы независимы от Москвы. Патриарх Кирилл четко сказал: Украинская Православная Церковь имеет своего Предстоятеля. Обратите внимание: к Митрополиту Владимиру обращаются со словами «Ваше Блаженство». Именно так обращаются и к Иерусалимскому Патриарху — Блаженнейшему Феофилу. Так какой же смысл делить православный народ?

— А вот глава Киевского патриархата считает, что время работает на единую поместную Церковь. Неужели это иллюзия?

— Полнейшая! Если он не выступал за автокефалию, когда был законным митрополитом, то как же сможет ее добиться, будучи под анафемой (отлучением. — Ред.)?

— Хотелось бы обратить ваше внимание на сайт «Украина православная». Вернее, на статью протоирея Дионисия Мартышина, где утверждается: «Политическая украинская элита прошлого и настоящего, к огромному сожалению, оказалась под влиянием и полным контролем западных спецслужб»...

— Зло всегда противостоит добру. Вы прекрасно знаете о том, зачем и к кому приезжала Олбрайт (Мадлен Олбрайт, госсекретарь США (1997—2001). — Ред.), о том, что сделали с православной Сербией. Вспомните, как обуздали Святую Русь, а в 1917 году «разнуздали». Сейчас пытаются обуздать по новой.

— Что же нам делать?

— Когда-то святителя Василия Великого спросили: как потушить огонь ада? Он ответил — слезами покаяния. Несмотря ни на что, мы должны приобрести дух мирен, прислушаться к голосу Церкви и ходить по Божьим заповедям. Сердце — Богу, руку — человеку.