«Победа обоих – и Януковича, и Тимошенко приведет к усилению позиций Московского патриархата»

20 січня 2010, 10:31 | Суспільство-дайджест | 0 |   | Код для блогу |  | 

Алєксєй МУСТАФІН. — "Релігія в Україні", 18 січня 2010 року (рос.)

Как следует оценивать конфессиональный, религиозный и церковный фактор в предвыборной риторике и программах кандидатов сейчас, после первого тура? По моему мнению, в заявлениях и действиях кандидатов, а также в их отношениях с Церквами и их лидерами  можно выделить три слоя:

Первый – это реальные попытки привлечь реальный сегмент электората. Ведь среди избирателей есть люди разных конфессий. Поэтому фактор «религиозных симпатий» тоже может влиять на их выбор.

Отсюда желание кандидатов «засветиться» с религиозными лидерами, принимать участие в знаковых мероприятиях и т.п.

Второй уровень – уровень взаимодействия не с прихожанами, а с руководителями, то есть священноначалием конфессий, Церквей и религиозных организаций. Тут предусмотрены иные принципы сотрудничества, краеугольным является не использование настроений электората, а глубина договоренностей.

Это игра на обеих сторонах поля, предусматривающая двустороннюю связь.

Третий – уровень использованной риторики. Это открытый, демонстрационный уровень, в отличие от вышеперечисленных двух, которые работают в тени. Именно на этом уровне звучат публичные заявления, декларации. Они вынесены на открытую площадку. Характерно, что на трех уровнях кандидаты могут действовать совершенно по-разному.

Если говорить о наибольшей степени прагматизма, безусловно, «Победа обоих – и Януковича, и Тимошенко приведет к усилению позиций Московского патриархата»ее мы наблюдаем на втором уровне – уровне партнерских отношений с лидерами конфессий. Тут ярким примером является Янукович. Поскольку он позиционирует себя как прихожанин Московского патриархата, очевидно, он чувствует определенные обязательства по сохранению единого культурного и религиозного пространства.


Но! Лидеры президентской гонки, так или иначе, нацелены на поддержание добрых отношений с Москвой – как в церковных, так и в политических кругах Белокаменной. Поэтому они заинтересованы также в добрых отношениях с лидерами УПЦ, в рядах которой есть группа сторонников большей самостоятельности УПЦ. Но даже ее приверженцы не настроены на конфронтацию с Москвой,

поскольку надеются получить автокефалию каноническим способом из рук Московского патриарха. Поэтому ссориться с Москвой им резона нет, в отличие от той церкви, вся политика которой – именно политика – построена на конфронтационных сценариях и которая ничего от Москвы не ожидает в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. Я имею в виду УПЦ Киевского патриархата.

Еще один акцент в том, что касается взаимодействия руководителей, то есть уровня второго. Понятно, что, например, УПЦ КП наиболее симпатичен Ющенко, и она именно его поддерживает (негласно и неформально), потому что он лидерам этой Церкви доктринально более всего подходит

в силу его представлений о том, каково должно быть православие и поместная церковь в Украине.

Но при этом сам Ющенко является прихожанином Московского патриархата.

Это не секрет. Юлия Тимошенко – тоже прихожанка Московского патриархата, хотя она это не артикулирует. И вот такие взгляды и устремления кандидатов обуславливают их действия уже на уровне мирового православия. Именно к этой плоскости следует отнести попытки Ющенко привлечь на свою сторону патриарха Варфоломея и Константинопольский патриархат.  А также не  афишируемые, но, тем не менее, с завидным упорством налаживаемые связи  Ю. Тимошенко с Иерусалимским патриархатом. Получается, даже в церковной сфере Украины политики-тяжеловесы играют по-крупному.

Если говорить о первом уровне – уровне прихожан. Очевидно, что большая часть избирателей, проголосовавших за Януковича, верующие УПЦ МП. Тогда как верующие УПЦ КП, если голосуют на выборах, то выбирают либо Ющенко, либо Тимошенко. Поэтому, какие бы отчаянные действия ни предпринимали политики, такой расклад жестко задан, и изменить его практически невозможно.

Что касается публичных и непубличных действий кандидатов, они менее схематизированы, потому что тут срабатывает правило: взять по максимуму – все и сразу: посетить как можно больше храмов, встретиться со всеми религиозными лидерами, обещать всем всё.

В этом смысле политики  у нас  ужасно талантливы – причем не только в религиозной сфере, но и в остальных. Какие-то действия, обещания предпринимаются не продуманно, взвешенно, а носят спорадический характер.

Мне кажется, что Юлия Тимошенко вообще заняла позицию, которую можно описать так: «Вот давайте закончим капанию, а уж затем разберемся, что к чему». Поэтому, какой будет политика государства в церковной сфере после 7 февраля (если победит Ю.Тимошенко), говорить сложно, ведь она будет очень зависима от конъюнктуры и ситуативных раскладов.

Вот, например, у Ющенко есть (была) концепция развития православия и построения поместной Церкви. У Януковича подход в церковной сфере определен идеологически-конфессиональным выбором. У Тимошенко этого вообще нет. А есть всеядность и поливариативность действий и поступков, что позволяет  ей сохранить поле для  маневров после окончания кампании.

На самом деле, учитывая предварительные результаты первого тура, можно предположить, что, с точки зрения политики, главным вектором развития в государственно-церковной сфере будет движение в сторону большего взаимопонимания  с Москвой.

Для Януковича это естественно в силу внутренних установок – идеологических и не только идеологических, а для Тимошенко – исключительно из прагматических соображений. Ведь в случае победы в «президентском забеге» ей необходимо наладить отношения с избирателями, которые являются сторонниками Януковича. Именно это будет одной из ее целей в проведении политики сближения с Московским патриархатом.

Сейчас для полуфиналистов президентских выборов важна каждая доля процента в конечном итоге. Каждый голос важен. Поэтому, демонстрируя религиозность и приверженность традиционным ценностям, кандидаты надеются на дополнительные голоса. Ведь мы живем не в либеральном обществе, где, если кандидат слишком часто посещает церковь, то либералов это настораживает. Мы живем в менее секуляризованном, но при этом более традиционалистском обществе, поэтому кандидаты охотно «тусуются» в храмах.

Для них важно лично демонстрировать религиозность и подкреплять ее «благословениями» и поддержками.

Так, некоторые архиереи УПЦ МП открыто заявили о своей поддержке В.Януковича. Несмотря на заявления предстоятеля УПЦ митрополита Владимира о том, что Церковь дистанцирована от выборов. О чем это свидетельствует? Что в иерархической структуре УПЦ нет жесткой вертикали. А ситуация в ней зеркально отображает состояние дел в стране и в обществе: существуют плюрализм мнений и несколько центров влияния. Поэтому в УПЦ сейчас наблюдается своеобразный федерализм. 

Это не так уж и плохо, но если что-то произойдет с митрополитом Владимиром, то сложно предугадать, как будут развиваться события. А пока он выступает как компромиссная фигура – причем, скорее в роли арбитра, чем главнейшего по статусу. Это правильная политика с учетом того, как важно сейчас сохранить сложившийся имидж УПЦ – для достижения определенных целей, которые она ставит перед собой.

УПЦ КП намного более политизирована. Все мы помним политическую историю нашей страны периода 2002-2004 гг. когда патриарх Филарет выходил на митинги и не считал это  чем-то зазорным либо неподобающим. Покойный  патриарх Владимир (Романюк) тоже был сторонником активного участия церкви в политике. Этим Киевский патриархат отличается не только от УПЦ Московского патриархата, но и от греко-католиков, которые дистанцировались от выборов. Симпатии греко-католиков явно не на стороне Виктора Януковича, тем не менее, иерархи УГКЦ предпочитают не быть вовлеченными в избирательную гонку и декларируют аполитичность.

В случае Виктора Януковича явного политического расчета нет. Почему?

Первое. Если оценивать его как верующего человека, то о глубине веры трудно судить стороннему наблюдателю. Но очевидно, что Янукович живет с внутренним ощущением воцерковленности и не стесняется это демонстрировать. То есть определенное мировоззрение не противоречит внешней линии его поведения. При этом он подчеркивает, что он не православный в общем, а прихожанин именно УПЦ МП. Такая артикуляция для него важна с точки зрения собственной практики.

Второе. Технологически такая демонстрация веры необходима. Он сам так считает, и политтехнологи, и руководители его избирательного штаба разделяют это убеждение. Поскольку стоит задача максимально мобилизовать ядерный электорат, среди которого очень много сторонников Московского патриархата. Поэтому любая демонстрация лояльности по отношению к УПЦ МП, к РПЦ уместна в случае Януковича.

Что называется, «каждое лыко в строку». Такую близость к МП он демонстрировал во время летнего визита патриарха Кирилла в Украину, и позже, когда была презентация фильма об этом визите. Так же демонстративно он посещал монастыри и храмы УПЦ МП во время предвыборного турне. Из ярких демонстраций последних по времени – это Рождественское всенощное богослужение и поклонение мощам угодников Киево-Печерских в Лавре 16 января уже нынешнего года.

Примечательно, что патриарх Кирилл, наоборот, всячески уклонялся от демонстративности в поддержке кандидатов

- по понятным причинам. Так, с Юлий Тимошенко он встречался тет-а-тет, тогда как Янукович подчеркнуто демонстрировал участие в богослужениях и сопровождал патриарха в его поездке по Украине. Таким образом, даже тут наблюдалось противопоставление ведущих кандидатов по степени вовлеченности в орбиты патриарха Кирилла.

Встреча с Тимошенко проходила в светском ракурсе – как политика и другого политика. А общение Кирилла с Януковичем скорее подпадало под шаблон «пастырь - духовное чадо». Но даже тут политическая составляющая не была проигнорирована, поскольку у Кирилла есть собственная доктрина политического развития духовного русского пространства,

причем альтернативная относительно курса нынешней политической власти в России. «Победа обоих – и Януковича, и Тимошенко приведет к усилению позиций Московского патриархата»Поэтому для патриарха как для крупного политического деятеля важны светски-политические встречи.


Для Тимошенко отстаивание собственных религиозных убеждений не так принципиально. Как в силу внутренних факторов, так  внешних движений. Поэтому она всеядна: встречается с патриархом Московским, Папой Римским, патриархом Иерусалимским. Убежден, она бы и с Далай-ламой встретилась, если бы это было возможно.


Но, несмотря на эти различия,  любой из двух претендентов на победу будет стараться выстраивать отношения с Москвой уже с позиций лидера страны. Избранный президент будет стремиться быть президентом всех украинцев – формально или неформально, уже не так важно. Тем более что ющенковский опыт построения отношений с конфессиями – негативный в этом плане, показывает, что именно к объединению украинцев следует стремиться тому, кто хочет быть истинным, а не мнимым лидером нации. Поэтому, кто бы ни победил, он будет выстраивать отношения со всеми церквами.

Следовательно, от Януковича следует ожидать движений в сторону иных конфессий, а не только Московского патриархата.  В силу его четко артикулируемой воцерковленности, такие движение будут наблюдаться скорее в сторону УГКЦ, чем УПЦ КП. Мне так кажется.

Ведь при всей конфликтности между православием и католицизмом в католиках Московский патриархат видит контрагентов. А в Киевском патриархате они видят только раскольников. Хотя, безусловно, Виктор Янукович в случае победы будет выстраивать отношения и с Филаретом, и с УАПЦ и с остальными христианскими, и даже мусульманскими течениями.


В заключение хочу подчеркнуть следующее. Безусловно, не де-юре, но де-факто победа обоих – и Януковича, и Тимошенко приведет к усилению позиций Московского патриархата в силу того, что от власти будет отстранен Виктор Ющенко, который ориентирован на Киевский патриархат. Этот вектор идеологически запрограммирован в  нем. Ведь даже если такая ориентация шла В.Ющенко во вред, он все равно от нее не отказывался.

Для Ю. Тимошенко такой идеологической обусловленности не существует. В случае победы она будет действовать исходя из конъюнктуры. А нынче расклад предполагает дрейф в сторону Москвы.

Если победит В.Янукович, он тоже будет дрейфовать в направлении Москвы, но уже в силу идеологической заангажированности.

Нечто подобное мы наблюдали в знаменитом сочинском выступлении Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в августе 2009 года. Сущностная подоплека этого спича следующая: российская власть не любит действующего украинского Президента, но готова выстраивать  отношения с будущим президентом Украины. Потому что кто бы ни победил на президентских выборах 2010 г., это будет расценено, как победа России над Ющенко.


То же самое касается Московского патриархата. Кто бы ни победил во втором туре выборов, это означает укрепление позиций Московского патриархата и будет восприниматься как естественный ход вещей.

Нужно ждать окончания выборов.  Им следует просто дождаться, пока плод созреет. Поэтому иерархи УПЦ и РПЦ занимают выжидательную позицию, поскольку любой исход из двух вероятных на президентских выборах им на руку. Все козыри в руках МП.

Главное, не слишком явно торжествовать по этому поводу. Но обе эти Церкви возглавляют неглупые люди, которые понимают ненужность излишних эмоций и телодвижений. Им следует понимать, что благоприятное развитие событий не означает, что они «схватили Бога за бороду» и могут упиваться своими успехами.  Ведь это не их победа, а удачное для Московского патриархата стечение обстоятельств.

Почему не победа? Потому что они, по сути, усилий для достижения благоприятного результата не прилагали. Но, может, особой активности с их стороны и не требовалось, если помнить о том, что, по меткому изречению Густава Водички, Украина – родина дремлющих ангелов.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0коментарів

Коментарі

додати коментар 

    Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

    Моніторинг ЗМІ

    Останні коментарі

    • bopa | 6 квітня 2020, 17:03

      Лаври, в плані управління, підпорядковуються безпосередньо Патріарху. Тому "Синод УПЦ (МП)" їм не указ!

    • Halo | 6 квітня 2020, 13:52

      При цьому, чомусь не бачити такої ж неприязні до Київської Лаври, натомість згадуються конкретні імена людей, що знеславили себе своєю поведінкою.

    • Halo | 6 квітня 2020, 13:48

      Хто небудь, підкажіть Тетяні Деркач, що її дописи у фейсбуці, де вона дедалі жосткіше кепкує над Почаєвим, а також намагання зробити з назви УКРАЇНСЬКОЇ святині мем, поціллють не по осередку

    • Ігор Затятий | 6 квітня 2020, 05:08

      Грішний, дуже грішний Паша Мерседес. Бог сприяв його захворюванню через його "людський гріх".

    • sai | 5 квітня 2020, 11:50

      Лубідя ?

    Популярні статті місяця