• Головна
  • Моніторинг
  • "Разочарование в церковных реалиях людей, пришедших в Церковь в поиске истины и искренности, – самая тревожная из проявившихся за прошлый год тенденций"...

"Разочарование в церковных реалиях людей, пришедших в Церковь в поиске истины и искренности, – самая тревожная из проявившихся за прошлый год тенденций"

31.12.2009, 22:01
"Разочарование в церковных реалиях людей, пришедших в Церковь в поиске истины и искренности, – самая тревожная из проявившихся за прошлый год тенденций" - фото 1
Архиепископ Игорь (Исиченко): Возможно, есть своя тревожная символика в том, что в один и тот же 2009 год ушёл из жизни белградский Патриарх Павел и занял московскую кафедру Патриарх Кирилл.

"Портал-CREDO", 28 грудня 2009 року (рос.)

isichenko.jpgАрхиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ ИГОРЬ (ИСИЧЕНКО)

"Портал–Credo.Ru": Каковы, по Вашему мнению, наиболее значительные события религиозной жизни в 2009 году?

Архиепископ Игорь (Исиченко): Возможно, есть своя тревожная символика в том, что в один и тот же 2009 год ушёл из жизни белградский Патриарх Павел и занял московскую кафедру Патриарх Кирилл. Первосвятительское служение 95-летнего сербского старца оставило в памяти массу трогательных примеров личной скромности и крайней непритязательности.

Крупнейшую же среди православных Русскую Православную Церковь Московского патриархата возглавил архиерей, чьё имя уже давно ассоциировалось с сочетанием светской популярности, экономического успеха, огромного политического и церковного влияния. Образ могущественной Церкви во главе с умным и волевым предстоятелем органически вписался в современные тенденции развития России. Его укрепило и грандиозное шоу с выразительным политическим оттенком, в которое превратился визит Патриарха Кирилла в Украину.

Безусловно, в минувшем году было покончено с мифом о фактической независимости Украинской Православной Церкви от Московского патриархата, бывшим одним из главных орудий самоутверждения УПЦ МП после 1991 г.

Вот уже лет двадцать православная общественность, особенно политики и журналисты, утешали себя тем, что разного рода церковные нестроения, ограниченность жизненных интересов клира и тяга к роскошной жизни иерархии – это-де родимые пятна коммунистического прошлого. Придёт новое поколение православного священства – и всё будет по-новому: чище, честнее, проще.

Но вдруг оказывается, что пришедшее поколение не уступает предшественникам в степени прагматизма своего отношения к Церкви. Вместо оздоравливающей духовной силы в общественную жизнь входит мощная организация, прекрасно вписывающаяся в коррумпированное и раздираемое клановыми противоречиями посткоммунистическое украинское общество. Хотя структурно она всё ещё разделена, но политико-экономические амбиции лидеров разных юрисдикций по существу совпадают. Они-то и мотивируют наметившиеся центростремительные тенденции. Вот уже и переговорный процесс пошёл…

Надо быть очень уж недальновидным политиком, чтобы, восхищаясь фактом встречи за столом переговоров УПЦ МП и УПЦ КП, УПЦ МП и УАПЦ (митрополита Мефодия), не задать себе вопрос: а какими личными мотивами, кроме декларировавшихся лозунгов, руководствуются участники переговоров? Что их объединяет? И какой она станет – пресловутая "Единая Поместная Церковь" в случае её провозглашения конкретными участниками переговорного процесса?

На фоне призывов то к "преодолению раскола", то к созданию "Единой Поместной Церкви", кажется, не были адекватно восприняты сигналы, которые мне кажутся наиболее симптоматичными для прошедшего года. Это, прежде всего, неожиданно массовая публикация критических материалов о теневых сторонах церковной жизни, в частности, в серии репортажей популярного украинского телеканала "1+1" под характерным названием "У Бога за пазухой".

Болезненная реакция Церкви лишь подлила масла в огонь: в одной епархии авторов репортажей о плате за требы отлучили от Церкви, в другой участника передачи о коррупции запретили в служении, в третьей епархиальное собрание духовенства обратилось к президенту Ющенко с требованием закрыть телеканал. А ведь в основе материалов, пусть и тенденциозно подобранных, лежали реальные факты.

Ещё одна характерная ситуация сложилась на Волыни, где группа священнослужителей и мирян выступила с критикой распространившейся в епархии симонии, а также покрывания моральных проступков духовенства церковной иерархией. Критика и здесь не была воспринята адекватно: наказали обличителей, а не виновников. Наказали со всей строгостью, кого запретив в служении, а кого и отлучив от Церкви. Обличители же, поддержанные активными мирянами, не испугались, а начали искать единомышленников, развернули информационную кампанию, организовали издание газеты.

Почему я обращаю внимание на эти события, вроде бы, меркнущие на фоне масштабных церковных акций? Дело в том, что разочарование в церковных реалиях людей, пришедших в Церковь в поиске истины и искренности, – самая тревожная из проявившихся за прошлый год тенденций. Наверное, ещё рано говорить о новой секуляризации, а тем более, о массовом антиклерикализме. Но их предвестники уже ощутимы. Образ богатой, влиятельной, успешно интегрировавшейся в мир Церкви отторгается наиболее проницательной и духовно независимой частью мирян. На фоне этой тенденции блеск многочисленных орденов, которыми обменялись за 2009 год светская власть и церковное священноначалие, начинает заметно блекнуть.

– Что Вы ожидаете от наступающего 2010 год?

– Нынешняя президентская кампания в Украине показала, как мне кажется, не просто массовую апатию, а явное недоверие к выдвинутым кандидатам, в отличие от событий 2004 года, приведших к Майдану. Хочется надеяться, что украинцы начинают освобождаться от наивной веры в политиков-мессий и преобразующую роль партийных идеологий.

При этом социологи подтверждают стабильно высокое доверие к Церкви. Это создаёт для наших православных общин в Украине уникальный шанс: способствовать формированию новых общественных ориентиров, утверждению в их роли действительно непреходящих евангельских ценностей и воспитывать в своей пастве качества самостоятельного, свободного гражданина.

Надеюсь, что волюнтаристская религиозная политика окончательно отойдет в прошлое вместе со сменой высшего государственного руководства, уступив место партнерским отношениям между Церковью и светской властью.

Молюсь, чтобы уникальная миссия Константинопольской Церкви-Матери по выведению из канонического кризиса украинской православной общины была осознана всеми сопричастными сторонами и смогла осуществляться без препятствий и преград.

Главная же надежда, очевидно, на то, что вызов новой секуляризации будет адекватно воспринят всей полнотой православной Церкви и будет способствовать свободному осуществлению евангельской миссии. Может, вслушавшись в Господень совет: "Врачу, исцелися сам" (Лк. 4:23), юрисдикционно разделённые, но единые в своих внутренних проблемах Церкви начнут искать путь к духовному исцелению общества в избавлении от собственных недугов?

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"