Киев: в Китаеве опять «запахло кровью»

11.12.2009, 09:09
Киев: в Китаеве опять «запахло кровью» - фото 1
Заповедник «Китаев» с некоторых пор – одна из «горячих точек» Киева.

Марія ЛЄБЄДЄВА. — «Главред», 10 грудня 2009 року (рос.)

Заповедник «Китаев» с некоторых пор – одна из «горячих точек» Киева.

Настоящая зона боевых действий! Священники тамошнего монастыря и местные жители буквально кровью отстаивают каждый свои права на землю, которая принадлежала церкви до… 1917 года, а потом была отобрана Советской властью и отдана под жилье.

 

Расплачиваться за прежние сталинские расправы над церковью приходится, получается, современным киевлянам. Конфликт вокруг земли и имущества в Китаевой пустыни перешел в затяжную стадию: почти девять десятков семей киевлян, оказавшихся в эпицентре конфликта из-за бюрократических властных неувязок (о жителях «забыли», когда в свое время Минагропром передавал жилищно-имущественный комплекс Свято-Троицкому монастырю), теперь приходится бороться буквально за свою жизнь.

Хотя несколько судов признали акт передачи комплекса незаконным (копии документов есть в редакции), поскольку семьям не было предоставлено адекватное жилье, разрулить конфликт никак не удается. Кстати, все жилые дома в актах о передачи были отнесены к техническим зданиям - а раз технические здания, то в них не имеют право жить люди. Дошло до того, что люди в домах спят с включенным светом – случалось, жителей выбрасывают на улицу из своих домов среди ночи! Служители церкви сносят памятники архитектуры и воздвигают новые культовые сооружения…

И вот в самый канун Международного дня защиты прав человека в Китаев, на территорию Свято-Троицкого монастыря, приехала представительная межведомственная рабочая группа по разрешению конфликта на здешних благословенных землях. Представители всех, как говорится, заинтересованных ведомств - от милиции и прокуратуры до КГГА и центральных государственных органов – решили на месте разобраться в этом давнишнем конфликте. Рабочую группу по многолетнему конфликту, напомним, создали после многократных побоищ, с драками и кровью, после резонансного похода более 200 жителей под Кабмин – вошли в нее представители Госкомрелигий, МВД, Фонда госимущества, Госкомзема, СЭС, ГУ коммунальной собственности КГГА, прокуратуры и, конечно, конфликтующих сторон.

Вот потому заседания этого народного «вече» ждали давно. Тем более, была анонсирована публичность – приглашена пресса.

Священники рабочую группу тоже ожидали, правда, не ожидали такого большого количества местных жителей (около 60 человек)! А жители собрались только ради одного – хоть какого-то решения проблемы, хоть какой-то РЕАЛЬНОЙ помощи от власти. Но, оказалось, что они тут… лишние! Представители церкви, которые, чувствовалось, ведут себя очень по-хозяйски, заявили, что, мол, жителям вообще здесь не место, это не их дело, и без них тут разберутся… Услышав такое, жители не просто запротестовали - столкновение опять едва-едва не дошло до крови, благо, на сей раз разборонять было кому! К слову, образ благочестивого и смиренного служителя культа как-то, откровенно говоря, не вязался с этими агрессивно настроенными, юридически подкованными людьми в рясах, которые вовсе не собирались вести дипломатические переговоры с соседями.

091211_1.jpg Однако, как бы там ни было, а выездное заседание началось - всей бригадой чиновники и священники прошлись по территории монастыря, пытаясь установить – где что находится и кому принадлежит. Диалог, к слову, давался тяжело.

 

Группа жильцов, чиновников и священников подошла к частному дому - именно тому, из которого в прошлом году вышвырнули человека и куда вселились двое монахов.

«Там жил 20-летний парень, Александр Калашников. Когда у него умерла мать, они пришли и захватили дом. Сейчас этот дом отвоевали мы. У дома отрезан газопровод - приезжала газовая служба, ставила заглушку. Но сейчас, как видите, там все же живут люди. В любой момент опять могут прийти эти монахи», - рассказывала местная жительница Людмила Артемчук, пока шли к этому дому. Представители церкви, правда, неохотно комментировали, мол, никого мы не выселяем, а парень там не жил, а пришел уже после смерти матери. И дом, мол, является кельей, и всегда ею был.

Вокруг недостроенного нового храма - жилые частные дома. Далее - большой огражденный участок земли, с двумя-тремя крестами на могилах. Тут, по информации жильцов, монахи хотят обустроить кладбище, и уже захоронили нескольких неизвестных людей. Рядом – тоже жилые дома, которые монахи считают своей собственностью.

091211_2.jpg

Комиссия уже совершала обход, когда произошел некий сюрприз. В дверь помещения, где должно было пройти заседание, пустили чиновников, одним из первых зашел заместитель главы КГГА Сергей Рудык. Следом вошел настоятель Киево-Печерской лавры отец Павел, в миру – депутат Киевсовета, «регионал» Петр Лебедь, и несколько других священников.

 

Как только в помещение прошли служители церкви - внезапно один из них повернулся лицом к остальным собравшимся и… перегородил собой вход, стараясь закрыть дверь перед носом жителей и журналистов.

Целая толпа народа, и пресса, и журналисты с камерами в том числе, так и осталась на улице. Ничьим просьбам не внимая, «охранник» заявил: «Рудык передал никого не пускать! Там есть ваш адвокат (это – к жителям. – Ред.)». Эта блокада, час или более, так и продолжалась, пока где-то там, в недрах, шло заседание - люди стояли под дверью.

 091211_3.jpg

 

«Это неизвестно кто, а не монахи! Монахи боевого ордена - если уж на то пошло», - гудела толпа возмущенных местных жителей.

«Вызывайте милицию!». Сей клич прозвучал как раз в тот момент, когда появились, видимо, опоздавшие представители государственных органов, члены рабочей группы.

«На заседание нас никто не пригласил. Два месяца назад мы обратились к Юлии Тимошенко, просили, чтобы обратили внимание на наши проблемы, – рассказала «Главреду» местная жительница Лидия Супрун. – И вот только от журналистов узнали о сегодняшнем заседании! Хотим еще обратиться к Президенту Украины, к Нине Карпачовой (омбудсмен. – Ред.), чтобы они нам дали право на приватизацию нашего жилья, потому что сегодня монастырь доказывает, что у нас нет прав жить в своих домах, и что нас выкинут! Вместе с одним нашим жителем в его квартире оказались прописаны два священника, по непонятным причинам. Как такое может быть? Они нам говорят, «вы пойдете в землянки, это все до 30-х годов было наше, а теперь вы живете в наших домах». На наши вопросы, а куда же нам деваться, отвечают – куда хотите!».

091211_4.jpg

 

«Сделали все «втихую», теперь монахи всеми средствами пытаются выжить нас отсюда, ссылаясь на первый документ о передаче земель Китаева в бескорыстное пользование монастырю, подписанный когда-то Кинахом, - рассказал осведомленный житель, назвавшийся просто Иваном. - Потом вышел еще один документ - о передаче жилых зданий на баланс ЖЭКу. Так вот монахи первый указ признают, а второй нет».

Многие члены инициативной группы – пожилые люди, не первый десяток лет живущие в Китаеве, все происходило на их глазах. Все стали свидетелями того, как в один прекрасный день исчезла церковь XVII века, снесенная монахами, памятник архитектуры. «Церковь стояла без куполов с 30-х годов, я еще помню, - говорит местный житель, Валерий Николаевич. - С начала 80-х отец Мирослав начал ее отстраивать, и с 90-го года она работала. А «эти» тут появились в 1993-м. Сначала по одному, потом массово. Начали брать помещения в аренду, но аренду не платили. В декабре 2001 года среди ночи захватили общежитие - выкинули студентов на мороз, стояли люди в рясах, а действовали братки, крепкие такие ребята. Нет, может эти тоже были верующими. Боевые монахи, так сказать».

Рассказ местного жителя прерывается - внезапно из зала заседания вышел отец Павел. Все бросились к священнику, а пресса буквально перегородила камерами ему путь к Мерседесу, ожидавшему отца у дороги.

091211_5.jpg

 

«Будем поднимать вопросы перед Киевсоветом, - сообщил он нехотя, – и перед Голосеевской районной администрацией, и перед Кабинетом Министров, чтобы правда восторжествовала. Хотя жители и говорят, что я против них, но я, наоборот, за то, чтобы людям дали возможность где-то жить, и чтобы были определены границы заповедника, чтобы никто не пренебрегал законом. Куда переселять – я не предлагаю, есть для этого государство. Их сейчас никто не отселяет, и не будет отселять, пока не решится вопрос с новыми квартирами. Пусть покажут, кого мы выкинули? Докажите?»

Окружившие его жители хором напомнили владыке Павлу и про студентов, и про Калашникова, и про судебные иски (на несколько семей монахи подали в суд), когда людям по полгода приходят повестки в суд. «А что вы делали с монахами в 17-ом году?!» - громко возмутился настоятель церкви, и попытался, было, сесть в машину, однако журналистам прокомментировал свою позицию все же отдельно:

091211_6.jpg

 

«В 2002 году было постановление Кабинета Министров про передачу полного комплекса, с жилыми домами вместе. И когда умерла женщина в том доме, местные жители, как мы выяснили в юридической консультации, прописали туда молодого человека - уже после смерти матери - чтобы получить квартиру. Поэтому я сегодня попросил сделать ревизию - кто был прописан в этих домах до 2002 года, вот им и должны будут выдать квартиры. Не знаю, что там незаконно, но 59 га земли выдано... А вся ложь – она не от нас, поэтому и поднимаем вопрос… У меня еще одно совещание» - резко прервал свой комментарий владыка Павел и захлопнул за собой двери черного Мерседеса...

091211_7.jpg

 

Вслед вышел Рудык, и ошеломил присутствующих второй раз: «Прессу приглашать? А зачем? Мы проинформируем про результаты работы!» А, обращаясь непосредственно к жителям, добавил: «Я привез членов рабочей группы, чтобы они увидели, как вы живете, так что не нужно мне тут претензий!»

От этого же чиновника стало известно, что был составлен протокол, но выводы последуют только после проверок и разбирательств. «Недостаточно документов, подтверждающих древние захоронения, нет документов про границы заповедника, поэтому жители не могут приватизировать жилье. Я для этого обращусь лично к мэру Киева, и установим, что делать. Самый запутанный вопрос – кто собственник чего. Решением суда исключили из комплекса жилье, это собственность района. Храмы – собственность монастыря. У монахов своя правда, у них в 17-м году никто не спрашивал - забрали ими построенные дома и все. Вот теперь они требуют вернуть. Голосеевская районная администрация должна дать ответ - есть ли у нее возможность отселить людей. Что касается ведомства охраны культурного наследия, то недолжным образом все здесь было сделано… » - сообщил он.

 091211_8.jpg

 

Сергей Чмиль, представитель Голосеевской РГА, отделался лаконичным: «Мы сделаем все, что будет предписано протоколом».

А вот Главное столичное управление культурного наследия в лице начальника отдела охраны культурного наследия г. Киева Сергея Кобрина, раскритиковало заседание: «Вообще, нельзя так комиссии создавать! Все свалили в одну кучу - вопросы собственности, охранных зон, памятников архитектуры… Надо по каждому вопросу создавать отдельную комиссию, а они виноватых ищут. Надо собираться еще, но уже в другом составе – с представителями компетентных органов. Конечно, церковь не имеет полномочий отселять людей. Была допущена ошибка, которую надо теперь КГГА исправлять».

Последней из дверей зала заседаний комиссии вышла член инициативной группы Татьяна Марченко, с довольно пессимистичным выражением лица. «Они говорят, что есть постановление правительства о передаче культовых сооружений, - сообщила она людям. - С домами они тоже настаивают, но вот так как сказал представитель города по поводу жилья, вопрос сложный и решить его невозможно, нет механизма. Это недоработка Кабмина, и он должен этим заниматься. Я не понимаю, это мы просили, чтобы комиссия была создана. Нас даже не поставили в известность. Если бы мы не настояли, нас бы туда не включили»

 091211_9.jpg

 

Что касается прав человека в этой ситуации, то 16 ноября Нина Карпачова высказалась в защиту монастыря, однако как позже выяснилось – наш омбудсмен не была информирована о выселении людей. Потом, уже в ходе переговоров, выяснилось, что она не поддерживает такой вариант решения проблемы, и, по словам местных жителей, даже пообещала приехать разобраться в вопросе. «Сегодня канун Дня правозащитника - она занята, но обещала вскоре сюда приехать и встретиться с людьми», - поведали местные жители.

На этой ноте, исполненной отборного бюрократизма и пафоса, чиновники разъехались. По сути, люди в очередной раз услышали одни обещания. Хуже того – жители этого «медвежьего угла» рассудили так, что домов их таки лишат, а вот куда переселят – неясно...

091211_10.jpg

 

Но, возможно, вопрос не только жилищный. На сессии Киевсовета 29 ноября 2007 года депутаты передали ООО «Киевская овощная фабрика» 4,6 га в Китаеве «для строительства торгово-развлекательных комплексов, офисных центров, объектов жилой застройки». Судя по документам, ТРЦ будет как раз там, где сейчас находятся те самые скандально прославившиеся жилые дома и монастырь! Правда, при передаче земли фабрике ставилось условие: решить имущественный вопрос.

Примечательно, что представители культовой обители склоняются также к тому, что без «ушей» владельцев овощной фабрики, которой досталась здешняя земля, не было бы и всех этих протестов.

Впрочем, жильцы утверждают, что никто их акции не заказывал: «Мы боремся только за свою крышу над головой».

Вот такая история. Пока не только без хеппи-энда, но и без намека на таковой…

091211_11.jpg