• Головна
  • Моніторинг
  • «Новый проект будет максимально отображать панораму «Голгофа» 1902 года», ? исследователь киевской старины Михаил Кальницкий...

«Новый проект будет максимально отображать панораму «Голгофа» 1902 года», ? исследователь киевской старины Михаил Кальницкий

03.08.2010, 12:28
Этой осенью начнутся работы по реконструкции Владимирской горки, в ходе которых запланировано воссоздание уникальной панорамы ? одной из первых в Российской империи ? «Голгофа».

Этой осенью начнутся работы по реконструкции Владимирской горки, в ходе которых запланировано воссоздание уникальной панорамы ? одной из первых в Российской империи ? «Голгофа».

Первые попытки создания панорам

«На лишенной растительности скале, составленной из огромных глыб почерневшего известняка, стоят три креста. На среднем из них – Распятый Спаситель, лицо Которого обращено к западу, в сторону от Иерусалима…». Киевляне могли созерцать это в начале нынешнего столетия, поднявшись по крутым Трехсвятительской или Костельной улицам и войдя в павильон, над дверью которого было написано: «Панорама Голгофа».

Большие картины с круговым обзором – панорамы ( в переводе с греческого «всеобщий вид») – впервые появились в конце XVIII века. Чаще всего они представляли виды городов, или сцены сражений. Со временем их авторы научились достигать полного «эффекта присутствия». Для этого между смотровой площадкой и живописным полотном устраивался предметный план, представляющий собой макет местности постройками, утварью, манекенами и оружием. Вероятно, многие из читателей видели знаменитые батальные панорамы Ф. Рубо – «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя».

В 1886 году в Мюнхене впервые была показана панорама на библейскую тему, изображающая распятие Иисуса Христа (ее создатели специально побывали в Палестине). Она пользовалась громадным успехом, но в 1892 году сгорела. Однако эту идею подхватили многочисленные подражатели.

«Панорама Голгофа»

И вот летом 1901 года директор-распорядитель киевского художественного салона И. Замараев обратился в городскую управу с ходатайством о разрешении на постройку специального здания-павильона на Владимирской горке для демонстрации панорам, в том числе картины «Распятие Христа». Просимое разрешение было дано с оговоркой: «…чтобы в павильоне выставлялись картины исключительно религиозного и исторического содержания и при условии, чтобы не было музыкальной «игры».

Гражданский инженер В.Римский–Корсаков составил проект павильона и руководил его возведение. В декабре 1901 года строительная комиссия Киевского губернского правления постановила: «Павильон построен согласно проекту, и препятствий к открытию и пользованию им публикой не встречается». Тем временем в Мюнхене художники И. Кригер и К. Фрош (при участии которых создавалась и упомянутая выше сгоревшая панорама) завершали работу над полотном длиной 93,8 и высотой 12,9 метра. Вскоре это громадное произведение весом свыше трех тонн, намотанное на специальную деревянную катушку, было доставлено в Киев по железной дороге. Размещением его в павильоне и изготовлением предметного плана руководил местный художник С. Фабианский. Собственником панорамы стал австрийский предпринимаьтель А. Гашинский.

10 января 1902 года, в присутствии генерал-губернатора Ф.Трепова, городского головы В.Проценко и других высокопоставленных лиц панорама была освящена и торжественно открыта. Новое зрелище вызвало у киевлян исключительный интерес. Панорама «Голгофа» сразу же стала достопримечательностью города. Она оказалась непросто оригинальным художественным произведением, но затрагивала духовные струны религиозных людей. «Эффект присутствия» здесь был поистине удивительным. Казалось, наяву видишь раскинувшийся вокруг Иерусалим и три креста на горе. Некоторое время на предметном плане виднелся след босой ноги ? говорили, что кто-то из посетителей попытался войти в полотно.

Для учащихся входная плата была снижена, и киевские педагоги регулярно видили сбда своих воспитанников. Среди них, очевидно, был и гимназист Михаил Булгаков. Не это ли впечатление отразилось на сцене распятия из знаменитого романа «Мастер и Маргарита»?

В дальнейшем «голгофу» демонстрировали в различных городах России, а ее павильон использовался для показа других панорам, изображавших мучения христиан в цирке Нерона, наполеоновскую армию на Березине, битву под Лейпцигом… К началу первой мировой войны полотно было возвращено в Киев. Здесь оно вместе с городом пережило все тяготы гражданской войны. Разные темные личности растаскивали детали предметного плана, резали и обстреливали холст.

 В последующие годы панорама использовалась для антирелигиозной пропаганды. Но в 1934 году ее обветшавшее здание разобрали, а полотно разобрали на части и в свернутом виде помесили в Киево-Печерской Лавре т Художественном институте. До наших дней уцулели около 15 процентов всей площади картины в виде четырех обрывков, да и то на них в основним изображено голубое небо. И теперь едва ли эта панорама подлежит восстановлению.

Насколько современный проект соответствует подлинному виду Владимирской горки позапрошлого века? Об этом поведал исследователь киевской старины Михаил Кальницкий.


Проект отображает Владимирскую горку 1902 года

Насколько мне известно, автор проекта, Юрий Лосицкий, отталкивался именно от исторических документов, описывающих вид Владимирской горки до революции 1917 года. Поэтому могу сказать, что новый проект будет максимально отображать именно то устройство, которое было на момент открытия панорамы «Голгофа» ? тоесть 1902 год.
Тогда, помимо памятника князю Владимиру и павильона с панорамой «Голгофа», там стояла и водонапорная башня. Рядом с памятником князю Владимиру тоже был небольшой фонтан. Все эти детали учтены и в новом проекте.

Для ресторана лучше поискать другое место
Но мне кажется неуместным присутствие ресторана в этом проекте. Я считаю, что панораму Голгофы следует разместить в одном месте, а вот для ресторана или кафе лучше поискать другое. Я не думаю, что такое соседство допустимо.
Что же касается вырубки деревьев на склоне, также запланированном в проекте, то это вполне допустимо. Ведь в позапрошлом веке там было попросторнее, и вид на Днепр с Владимирской горки открывался более широкий. Сейчас же склоны заросли настолько, что вид еле-еле просматривается.

Мостики искажают панораму Киева
А вот насчет двух новых мостиков, включенных в проект этой реконструкции, то здесь нужно быть очень осторожными. Мы уже один мостик получили – над улицей Институтской. И это сооружение очень серьезно исказило панораму Киева. Поэтому лучше сначала хорошо продумать план реконструкции, и только потом разрешать их строительство.  

Киевская Голгофа была одной из первых в Российской империи

Киевская панорама «Голгофа» была одной из первых в Российской империи, ее построили даже раньше знаменитой на то время панорамы «Оборона Севастополя» в Крыму. К сожалению, уже не осталось в живых никого, кто бы видел ту «Голгофу» своими глазами, так как ее демонтировали более 75 лет назад. Однако сохранились исторические документы – например, брошюра «Панорама «Голгофа» за 1917 год, где это сооружение подробно описано и богато проиллюстрировано.

Участок оставался свободным до 1901 года
В конце ХІХ века вокруг памятника князю Владимиру был разбит уютный парк. Но юго-западная сторона Владимирской горки оставалась пустынной. Время от времени там устраивались гуляния, «балаганы», но в будние дни в этом месте «гуляла» только пыль, которую ветер частенько доносил до Крещатика. Чтобы окультурить пустырь, городская дума решила построить там здание коммерческого училища. Киевлянам это не понравилось, они начали протестовать. И участок оставался свободным до 1901 года. В этот год дворянин Иван Замараев попросил участок в аренду, под строительство художественного павильона. Дума согласилась, но поставила условие – в новом павильоне должны демонстрироваться картины исключительно религиозного содержания. Таким образом и был построен павильон, где разместилась всего одна, зато огромная «религиозная картина» ? панорамное полотно «Голгофа», воссоздающее смерть Христа на кресте. Освящена и открыта для публики панорама была в 1902 году.

В 1925-м перед полотном стали читать атеистические лекции…

А в апреле 1925 года полотно было конфисковано в пользу советского государства. Но его все-таки продолжали демонстрировать зрителям, читая перед ним уже атеистические лекции. Так продолжалось до 1934 года. А потом павильон разобрали, а полотно перевезли в Киево-Печерскую лавру, в Успенский собор. И когда в 1941 году он был взорван, полотно было изуродовано. Куда делись его остатки – неизвестно. Ясно одно, что даже фрагментов той работы у нас сегодня не осталось. И сегодня в городе обсуждается возможность его воссоздания – благо, есть множество архивных документов, по которым эту работу вполне возможно восстановить. 

"Православіє в Україні", 29 липня 2010 року (рос.)