Там, где душа отдыхает

23.02.2010, 13:17
Там, где душа отдыхает - фото 1
Атмофсера монастыря как нельзя более благоприятна для таких тихих, непубличных визитов. В будни здесь пустынно, посетителей практически нет.

Александра РОМАНЮК. — "Газета по-киевски", 23 лютого 2010 року (рос.)

big_bot_sad_grishko.jpgВыдубецкий монастырь – одна из самых несуетных святынь города. Хотя его посещают и Черновецкий, и Тимошенко, но лишь с частными визитами. А монахи разводят пчел, цветы и … делают массаж

В этом году исполняется 940 лет с тех пор, как в летописи впервые было упомянуто о местности Выдубичи и основании там Выдубецкого монастыря.

Он появился благодаря тому, что в 1070 году киевский князь Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого и отец Владимира Мономаха, решил построить себе здесь дачу – летнюю загородную резиденцию, или красный двор. И до сих пор этот монастырь расположен вдали от центра и оживленных мест, хотя и находится в Печерском районе. Возможно, именно из-за отдаленности название монастыря редко мелькает в официальных сводках. Его не посещают на церковные праздники первые лица города и государства, здесь не проводятся публичные мероприятия. Да и простым киевлянам добраться сюда можно лишь на машине или же пройдя больше километра пешком от ближайшей остановки общественного транспорта возле моста Патона. Но ведь именно так, пешком, и велит добираться к монастырям христианская традиция.

– Есть места, которые не нуждаются в рекламе, и Выдубецкий монастырь – одно из таких, – говорит наш «экскурсовод», отец Спиридон. Тем не менее, он утверждает, что среди прихожан много известных людей: «Мэр время от времени приезжает молиться. Юлия Тимошенко тоже часто приезжала. И министры приходят, и депутаты. Но это частные визиты.

Атмофсера монастыря как нельзя более благоприятна для таких тихих, непубличных визитов. В будни здесь пустынно, посетителей практически нет. Сейчас, во время Великого поста, храмы освещают лишь свечи, зажженные прихожанами возле икон. Электрический свет включают только на время служб.

Мужчины не уходят в монастырь из-за трагедий


На четыре гектара, которые занимает монастырь, приходится пять действующих храмов. Кроме них, еще есть братский и митрополичий корпуса 1830-х годов постройки. Митрополичий корпус – это фактически «администрация» монастыря. А братский – своего рода общежитие для монахов. Их здесь живет всего человек 30. На мой вопрос, идут ли мужчины в монастырь, спасаясь от каких-то жизненных неурядиц, отец Спиридон лишь удивленно улыбнулся:

– Нет, таких у нас нет – с какими-то трагедиями. К нам преимущественно приходят люди с богословским образованием, которые в Церкви не один год и определились, что это их путь.

Братия работает в храмах, разводит пчел и цветы. Пасека, расположенная слева от входа, насчитывает десятки ульев, собранный монахами мед можно купить в церковных лавках. Для верующих «церковный мед» – продукт сам по себе «со знаком качества», но если бы он нуждался в дополнительной рекламе, вполне можно было бы добавить, что собран мед с деревьев ботанического сада, который граничит с монастырем. И знаменитые сиреневые аллеи довольно близко.

Впрочем, монахи и сами выращивают цветы. И, кажется, именно разведение цветов – основная работа братии Выдубецкого монастыря. В теплое время года вся свободная от построек территория монастыря представляет собой одну сплошную цветущую клумбу. Причем клумбу ухоженную: ни травинки, ни соринки. Это тем более удивительно, если учесть, что вся эта красота создана мужскими руками. Сейчас, увы, здесь можно полюбоваться лишь сугробами.

При братском корпусе работает «Центр духовного здоровья человека «Ореол», организованный одним из монахов. Будит фантазию объявление о его услугах: помощь в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, психотерапия, а также «целительное тепло рук: прогревание природным камнем, релаксирующие процедуры с шоколадом, массаж».

Местный некрополь


А были времена, когда монахи зарабатывали и на ритуальных услугах, если говорить современным языком. На территории монастыря сохранились могилы известных людей. Возле Михайловского собора похоронены профессора медицины Киевского университета Евгений Афанасьев и Владимир Бец, генерал-майор войск Центральной Рады Яков Гандзюк, погибший от рук большевиков. Здесь же склеп, в котором похоронены супруги-меценаты Варвара и Богдан Ханенко. Прямо под Юрьевским собором находится родовая усыпальница семьи Миклашевских (храм построил Михаил Миклашевский). Перед входом в храм – могила выдающегося педагога, родоначальника педагогической психологии и автора первых детских книжек Константина Ушинского.

– Вообще, на территории монастыря было кладбище, где захоронены 450 человек, – рассказывает отец Спиридон. – Но сохранилось или восстановлено всего 18 могил. Остальные мы тоже надеемся со временем восстановить – я работал в Украинском государственном архиве и нашел списки погребенных и описания монастырского кладбища. В основном это люди, которые для нашей эпохи никакого значения не имеют – купцы, мещане, военные, дворяне. За какие заслуги? Все просто и банально. После того, как была разрушена Запорожская Сечь, Екатерина II издала указ, по которому все церковное имущество, до последней подводы, было конфисковано в пользу государства. А оставшимся монахам платили по рублю государственного жалования. Вот и хоронили здесь людей, чтобы как-то существовать. Родственники усопших жертвовали на монастырь и на молитву. Ведь постоянно нужны были деньги на реставрацию, на отопление…

Иконы со шпаргалками для верующих


Самый древний на территории монастыря – храм святого Михаила. Он всего на полстолетия младше Софии и на три года старше Успенского собора Киево-Печерской лавры. (Это если не считать того, что до каменной церкви на этом месте располагалась деревянная еще со времен крещения Руси). И единственный в Киеве храм домонгольской эпохи, который не является музеем, а используется по прямому назначению, добавляют служители монастыря. Тем не менее, здесь, как в музее, в некоторых местах снята штукатурка, чтобы посетители могли рассмотреть древнюю кладку – слои старокиевского тонкого кирпича (плинфы) и раствора цемянки (смесь глины и извести с добавлением меда и яиц). А на стене вдоль лестницы, ведущей к колокольне, выставлены напоказ выцарапанные на стене древние христианские символы: Голгофа и крест в обрамлении двух пальмовых ветвей. Это не что иное, как «граффити» XI века.

Михайловский собор Выдубецкого монастыря – пожалуй, единственная в Киеве двухъярусная церковь, где сосуществуют сразу два храма. Храм Михаила занимает первый этаж. Когда-то он был и единственным, а на уровне второго этажа был сооружен балкон, на котором стояли во время богослужений князья со свитой. Однако в XVII веке в церкви положили перекрытия, разделившие ее на два этажа, и на втором разместили храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но настоящая уникальность храма, на наш взгляд, – в уважительном отношении к верующим. Это проявляется в том, что практически возле каждой иконы здесь вывешены тексты молитв, с которыми можно обращаться к изображенным святым. Подобное удобство не предусмотрено, кажется, ни в одном другом храме.

– В наше время многие не знают молитв. А с молитвословами редко кто ходит в церковь. Вот поэтому решили устроить так, чтоб молитва была рядом с иконой, – объясняет отец Спиридон. – Эту традицию основал игумен Севастьян сразу после того, как храм был передан от Института археологии в ведение церкви, в 1994 году.
Трапезная, где сейчас расположена Преображенская церковь, и храм Юрия (Георгия) Победоносца в следующем году отметят свое 310-летие. Оба они сейчас переживают реконструкцию, у каждого своя трагическая история.

– Церковь Юрия в советское время использовалась как архив. А накануне Московской Олимпиады, в 1980 году, храм окружили «люди из КГБ» и подожгли изнутри, – рассказывает отец Спиридон. – Так расправлялись с украинской историей. У нас и сейчас есть прихожане, которые были свидетелями того пожара… Тогда сгорели бесценные свидетельства украинской, киевской истории, а вместе с ними – богатейший 9-ярусный иконостас и древние настенные росписи.

Настенная живопись восстановлению не подлежит. А иконостас начали заново отстраивать лишь сейчас.

Преображенская церковь тоже восстанавливается после пожара. «Осенью 2008 года сатанисты устроили себе здесь праздник. На Хеллоуин разбили окно и бросили в него емкость с зажигательной смесью. Их до сих пор не нашли… Пономарка и алтарная часть с уникальными настенными росписями XVIII века, выполненными киевскими мастерами во «врубелевском» стиле, выгорели полностью», – рассказывает отец Спиридон. Однако сотрудникам «Укрреставрации» каким-то образом удается извлекать уникальные фрески из-под толстенного слоя копоти и сгоревшей штукатурки. Сейчас в церкви ощущается запах краски, реставрационные работы в полном разгаре. Однако храм в бывшей Трапезной по-прежнему открыт для посетителей, здесь же проводятся и занятия воскресной школы.

«Трапеза монаха» не каждому по карману


Не так давно неподалеку появилась еще одна «Монастырская трапезная». Так называется ресторан, который прилепился к стене Даниловской церкви (названа в честь гетмана Даниила Апостола) и находится уже за территорией монастыря. Такое соседство духовного и развлекательного заведений стало уже традицией в Киеве (возле Лавры подобных ресторанов-сателлитов с «церковными» названиями сразу несколько). И традиционно подобные заведения завлекают посетителей «церковными» называниями блюд в меню. Так, в «Трапезной» можно попробовать «Трапезу монаха» (телячью грудинку, тушеную в молоке или пиве) или «Шаньку монаха» (колбасы), «Княжу юшку» (из осетрины, семги и форели) и салат «Княжий» (с языком и белыми грибами). А кроме того – мороженое «Искушение» и пирог «Наслаждение». Объявление у входа гласит, что все блюда освящены, а сотрудники добавляют, что обряд совершается ежедневно. Хотя сами монахи вряд ли дегустируют то, что освящают – не пристало им предаваться такому чревоугодию.

Цены здесь, правда, не из дешевых. Так, 100 г шашлыка оценены в сто с лишним гривен, фирменные котлеты – в 70-90 грн.

Предлагают в «Трапезной» и духовную пищу. Этот ресторан позиционирует себя как «первый в Киеве ресторан-музей». Здесь, как и в храме, тоже «недоштукатурены» стены, чтоб видна была кладка монастырской стены, а в витринах, начиная с холла, красуются предметы старины «из частной коллекции друга директора ресторана», как сообщил метрдотель.