• Головна
  • Три подхода к Великой Отечественной войне в современной РПЦ...

Три подхода к Великой Отечественной войне в современной РПЦ

10.05.2010, 14:20
Три подхода к Великой Отечественной войне в современной РПЦ - фото 1

Велика Отечественная война поставлена в ряд с другими войнами и бедствиями, которые угрожали существованию Отечества. Задачей войны было «обеспечить историческое существование народа». Странно, но об идеологических особенностях фашизма, об особенностях человеконенавистнических завоевателей от всех других врагов Отечества – не слова.

Сергей СИДОРЕНКО

pobedaОфициальная позиция

Выступая перед ветеранами 4 мая 2010 года, Святейший Патриарх Московский Кирилл охарактеризовал сторону добра в Великой Отечественной войне как Отечество, а силы зла – как посягателей на независимость этого самого Отечества. «Вообще в истории нашего Отечества были моменты, от которых зависело, быть или не быть стране, быть или не быть народу. Эти судьбоносные поворотные моменты всегда были связаны с человеческим страданием и горем. Но, проходя через эти страшные испытания, наш народ выходил победителем и обеспечивал свое историческое существование. Вот почему в памяти народной всегда должно сохраняться чувство уважения ко всем тем, кто жизнь свою отдал за спасение Отечества».

Таким образом, Велика Отечественная война была поставлена в ряд с другими войнами и бедствиями, которые угрожали существованию Отечества. Задачей войны было «обеспечить историческое существование народа». Странно, но об идеологических особенностях фашизма, об особенностях человеконенавистнических завоевателей от всех других врагов Отечества – не слова.

В послании Блаженнейшего митрополита Владимира (УПЦ МП), наоборот, подчеркивается то, что война была с фашизмом. «Подвиг героїв-переможців, що подолали фашизм, житиме у віках. Світ завжди повинен пам’ятати про уроки Другої світової війни, робити усе для запобігання зрощення плевел агресивності, ксенофобії, політичного екстремізму та тоталітаризму.

Пам’ять про гіркі уроки війни важлива ще й тому, що досі не викоренені паростки хибних світоглядних течій, окремі з яких мають розповсюдження у світі. Досі в результаті терористичних акцій гинуть люди. І сьогодні у співвідносинах між країнами порушуються норми міжнародного права та використовується сила. Досі існують авторитарні режими, що плекають агресивні наміри».

Таким образом, главным врагом были не очередные завоеватели, а именно носители определенной идеологии. Всякое приближение к фашизму сегодня является главной опасностью для человеческого общества, – справедливо утверждает митрополит Владимир.

По словам Патриарха, победа в войне была чудом Божиим. «Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия». Народ встретил войну не в лучшем своем нравственном состоянии. Патриарх даже утверждает, что война была наказанием за грехи народа. И потому собственно победить врага собственными силами народ не мог, и победа была результатом действия Бога, молитв святых угодников, плодом возрождения веры, которое произошло во время войны.

По словам митрополита Владимира, победа произошла усилиями народа, который во время войны явил свои лучшие качества. «Боротьба з фашизмом згуртувала усі здорові сили людства. На вівтар перемоги було покладено багато жертв. Воїни Радянської Армії та армій країн антигітлерівської коаліції, партизани, підпільники, населення окупованих земель, працівники трудового фронту та тилу не шкодували життя, сил і здоров’я задля святої мети ? наближення «миру та істини» (Єр. 33, 6). В цій боротьбі проявилися найкращі моральні якості людей: жертовність, героїзм, патріотизм, мужність, а перш за все – любов до ближнього». И как мы видим, лучшие качества явили все борцы с фашизмом, а не только народ, проживающий «на просторах исторической Руси» (выражение Патриарха).

В своем интервью Блаженнейший митрополит Владимир подчеркнул, что во время испытаний произошло возрождение Церкви, и это было столь же важным результатом войны, как и сама победа. «Народ двічі дякував Богові: за звільнення від фашистів і за звільнення від атеїзму, що душив Церкву». Конечно, это освобождение от атеизма было относительным, но все-таки оно было заметно еще долго после войны. «І після війни вирував якийсь надзвичайний позитивний сплеск! Лунали по селах пісні, справлялися весілля, хрестини. Хоч у кожній домівці не було чи то батька, чи то брата – кожна родина поплатилася за велику перемогу – та все одно було таке піднесення, радісне сприйняття життя! У тому числі, була дуже високою прихильність до Церкви. У 1943 році Сталін уперше прийняв делегацію Руської Православної Церкви і дав дозвіл скликати Помісний собор, бо теж розумів, що Церква у визволенні країни відіграє не другу-третю роль. Тоді ж генсек звернувся до слухачів по радіо, назвавши їх усіх братами та сестрами. І з тієї пори стало легше для Церкви». Возрождение Церкви во время войны и после нее и позволило вырасти тому поколению пастырей, к которому принадлежат Патриарх Кирил и митрополит Владимир.

Апология Сталина

На днях в Свято-Михайловском храме УПЦ МП купил весьма примечательное творение анонимных графоманов. Название книги: «Слово о великой войне». На обложке – Сталин. Книга посвящена «реабилитации» Иосифа Виссарионовича. Смутило два обстоятельства: десятитысячный тираж опуса и его продажа в церковной лавке. Поразительно то, что подобная книжка не только возможна в РПЦ, но и востребована.

Краткое содержание: революцию в России совершили масоны, орудием которых был Троцкий. Именно троцкисты виноваты в гонениях на Церковь 20-30-х годов. Сталин, добившись власти, в 1933 году прекратил гонения на Церковь (стр. 108). Но изобретенные троцкистами «тройки» уничтожали православное население страны (стр. 94), что прекратилось в 1939 году новым постановлением Сталина о прекращении арестов священников (стр. 109). Фашизм – это немецкое подражание сионизму (стр. 114). Веру в России возродил Сталин, в 1941 году открывший храмы в Москве (стр. 139). Сталин на даче вместе с соратниками пел религиозные гимны (стр. 141), исповедовался у митрополита Сергия (стр. 165). Сталин выпустил в 1941 году из тюрем и лагерей практически всех священнослужителей (там же). Благодаря всей этой Сталинской деятельности народ стал сражаться за Святую Русь (там же). Во время встречи с митрополитом Сергием в 1943 году Сталин показал себя верующим человеком. Сталин последовательно защищал свободу вероисповедания и при нем каждый верил как хотел (стр. 217-218). После войны он боролся с сионизмом уже не только в СССР (троцкистами-сионистами), но в мировом масштабе. Они же его и отравили руками еврея Берии, а Хрущев очернил Сталина поскольку ненавидел Россию.

Странно читать 333 страницы текста, где практически не было слова правды. В книге было три недостатка: манипуляции сознанием верующих, ложь и откровенная ложь. Странно, но РПЦ не провела никакого расследования об этой книге. Видимо, ее авторы должны попасть в какой-то скандал как люди, чтобы обратили внимание на их книги. Именно так произошло с одним духовником древнего монастыря: только когда начался скандал вызванный жалобами на жестокое поведение с воспитанницами монастырского приюта, обратили внимание на «сочинения» заслуженного протоирея. И ужаснулись. В общем, не знаю что, но что-то с этим надо делать. Есть вина в том, что такая книга распространяется православными. И вина коллективная: ведь для организации издания и продажи этой книги одного человека не было достаточно.

Чем порождено появление и распространение таких книг? Великодержавный русский шовинизм порождает желание реабилитировать всех «государственников» и Сталина с Иваном Грозным в том числе. А вот с великодержавным шовинизмом в РПЦ не борются. Его «православизируют». И потому возможны как такие книги, так и терпимое отношение к ним со стороны верующих.

Апология Власова

Чуть раньше прочел еще одну книгу, купленную в РПЦ. «Трагедия России» протоиерея Георгия Митрофанова. Согласно с этим церковным историком, Власов и его сподвижники были предателями Родины, когда служили советской власти (стр. 80, 82). Их вооруженное выступление против Сталина и СССР было искренним христианским покаянием, возвращением к традициям дореволюционной России. Выбор Власова и его сподвижников – трагичен, ибо они были обречены на гибель: Сталин уже побеждал к моменту формирования власовской армии, а Гитлер не доверял народам России, и потому шанс на общенародное антибольшевицкое восстание был упущен. Борьба и гибель Власова и его армии имела искупительное значение для них самих и даже для России: «это было искупление» (стр. 81). Победы над гитлеровской армией – прокляты, потому что продлили советское рабство.

Ясно, что оправдать предательство Власова и борьбу с собственной Родиной – невозможно. Но автор книги пытается это сделать почему? Потому что Россия немонархическая для него – проклята. Для него всякая Россия – советская и путинская – не Россия (стр. 84, 85). Только старая Россия традиционного монархического общества есть собственно Россия. А потому воевать против неподлинной России – позволительно. Так можно оправдать все что угодно. Террористы убивают единоверцев, именно объявив, что они «неподлинные верующие». Защита Родины – это случай, которым оправдывается в христианском сознании война как оборонительная война. Но война со своей родиной не оправданна в принципе – какой бы эта родина не была. Велика Отечественная война не имела ничего общего с войной гражданской, и потому борьба против СССР Сталина была борьбой именно против Родины, против России. Борьба против Сталина на стороне Гитлера не может рассматриваться как оборонительная война подлинного русского патриота Власова против напавшего на русский народ большевизма.

Каждая книга имеет собственную мелодию. Ведь повествование родилось из песни, богословие – из богослужебного гимна, а проза – из поэзии. Главное впечатление от книги прот. Георгия Митрофанова – она родилась из интеллектуальной какофонии. Батюшка честен перед собой и читателями, он думает, что написал книгу. Так же и современные композиторы эпохи постмодернизма думают, что в музыке выразили свои переживания, и потому эта музыка значима. Однако, разрушение мелодического ряда, даже если оно что-то значит для автора, есть разрушение. И сборник статей и проповедей сам по себе сырой не может состояться, особенно если каждая из составляющих сборника – это не продуманная до конца мысль. Вообще у о. Георгия чувства, сердце значительно обгоняют мысль. Но чувства сами по себе есть вещь неясная. И чувства должны вдохновлять историка, а не комкать его мысль, съеживая ее до невнятицы. Вбрасывание в общественный дискурс незрелых книг, исполненных невнятицы, – безответственно. Ясно, что уважаемый профессор и протоиерей мог бы воздержаться от такого шага. Его мысли и чувства не дозрели до ясности и обоснованности. Поэтому апология Власова – это личная вина автора.

Почему же РПЦ терпимо относиться в попытке апологии Власова? При объединении РПЦ с РПЦЗ прот. Георгий Митрофанов сыграл большую роль. Он самим своим существованием демонстрировал что в РПЦ возможно иметь такие крайние «реакционные взгляды»: быть белогвардейцем и власовцем по духу. Конечно, в целом РПЦ сохранила верность своей позиции во время войны и никогда не согласиться на оправдание Власова. И между РПЦ и РПЦЗ объективно существует противоречие в идеологии, не устранимое ничем. Патриотизм РПЦ по своим корням есть возрождение советского патриотизма. И как бы не старались объединиться РПЦЗ и РПЦ скорее всего РПЦЗ раствориться в неосоветской Московской патриархией, так и не заразив последнюю своей собственной идеологией. Тем более, что апология Власова, попытка представить его продолжателей дела Белой Армии – исторически бездоказательная манипуляция сознанием. А на лжи и натяжках построить ничего невозможно.

Итоги и перспективы

Итак, официальная позиция по прежнему рассматривает СССР как сторону добра, а фашискую Германию как сторону зла. При этом для патриарха зло – это иностранное вторжение, для митрополита Владимира – фашизм. Добро СССР не было абсолютным. Для митрополита Владимира народ, сражавшийся в фашизмом, онтологически был добр, и война позволила проявиться его позитивным качествам. Согласно с патриархом, народ был грешен и война случилась по причине этой греховности, но во время борьбы народ покаялся и обновился, вернувшись к традиционным ценностям.

Попытки маргиналов в РПЦ создать апологии Сталину и Власову беспочвенны и безответственны. Терпимость к этим попыткам показывает слабость РПЦ, отсутствие здоровой нетерпимости верующих к кощунственным попыткам оправдать зло. Эта терпимость к попыткам оправдать зло рождается от общей терпимости ко лжи, от утраты нравственной способности различать добро и зло, правду и ложь. Верующие не приучены жить правдой Евангельской и правдой естественного закона совести. Верующие живут суевериями, и пока это будет оставаться так, будут плодиться попытки апологии и Сталина, и Власова. Конечно, кто-то может назвать это «постмодернизмом» и вспомнить что «каждый имеет право на свою точку зрения». Но лучше бы вспомнить, что Христос так не считал и признавал только одну Правду, одну Истину. Ибо «Бог есть Свет и нет тьмы в Нем».