Декларация РПЦ не может быть одобрена Верховной Радой

Предложение народного депутата Вадима Колесниченко одобрить решением Верховной Рады Украины «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» является абсурдным по следующим причинам.

«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» – это внутренний церковный документ, который излагает точку зрения Церкви на общественные проблемы. Эта точка зрения просто не может быть точкой зрения государства. Государство не может заявлять о необходимости ограничить права человека, исходя из православного или любого другого вероучения.

Отдельные положения «Основ учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека» противоречат Конституции Украины, украинским законам, международным документам, которые Украина ратифицировала.

Кроме того, «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека» являются точкой зрения только одной Церкви, высказавшейся за ограничение прав человека и за большую свободу для православных «избранных», которых кто-то (епископы?) признают «богоуподобленными». Кроме РПЦ в мире существуют еще полтора десятка Православных Церквей, которые не учат о необходимости ограничения прав верующих. Наоборот, все Православные Церкви вступили в полемику с РПЦ на консультациях с Евросоюзом, настаивая на приемлемости европейского понимания прав человека, несмотря на отдельные «перегибы» Европейского суда.

Патриарх Варфоломей пишет о том, что учение о правах человека возникло под воздействием христианского, и шире – религиозного, учения о человеке. И само по себе это учение не является враждебным религии, христианству, православию – несмотря на то, что определяющими для внедрения прав человека в жизнь явились усилия деятелей секулярного движения Просвещения. «Права человека – пишет Патриарх, – не изобретение Просвещения: они принадлежат к самой сущности религии, неразрывной с понятиями религиозной свободы и толерантности» (Патриарх Варфоломей. Приобщение к таинству, с. 242). Ведь относиться безразлично к фактам нарушения прав человека – это грех, сравнимый с Адамовым грехопадением. «Когда мы, верующие, не возвышаем свой голос перед лицом нетерпимости и жестокости – мы перестаем быть и верующими, и людьми» (Там же, с. 242).

Патриарх Варфоломей является сторонником открытого общества, в котором обеспечены все права человека, и в особенности – свобода совести. Патриарх утверждает: «То, что современное, особенно секулярное западное общество пропагандирует как свое культурное достижение – выражение и защиту личной свободы в отношении к религиозному сознанию, – прямо вытекает из учения трех монотеистических религий: христианства, иудаизма и ислама» (Там же, с. 305). При этом Патриарх отсылает к словам из Корана, Нового Завета и иудейских писаний.

«Читаем в Коране: «И скажи: «Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует»» (18:29). Та же свобода видна и в Евангелии, где Христос неоднократно повторяет: «Если кто хочет идти за Мной – … следуй за Мной» (Мф 16:24). И в иудейских писаниях: «Он от начала сотворил человека и оставил в руки его произволения его» (Сир 15:14). Как же мы осмелимся, игнорируя и переворачивая с ног на голову все эти священные писания, навязывать другим свою веру?» (Там же, с. 306).

Патриарх Варфоломей следует православной святоотеческой традиции, которая говорила о равной ценности для Бога всех людей. Каждый человек – образ Божий, и потому все наделены одинаковыми правами. Права человека не могут быть больше или меньше, в зависимости от степени богоуподобления или грехопадения. Добродетельность или порочность отдельных людей не влияет на объем их прав – так же как и религия, раса, нация и другие различия. С точки зрения православного вероучения «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» могут быть оценены как содержащие богословские ошибки или даже ересь. Ведь учение о большей свободе и больших правах «богоуподобленных» явно противоречит учению Писания и Святых Отцов.

«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» были приняты РПЦ на волне консервативного поворота в социальном учении этой Церкви. Известно, что в 2000 году РПЦ приняла взвешенный умеренно-консервативный документ «Основы социального учения РПЦ». Но затем РПЦ сделала несколько шагов к ультраконсервативному социальному учению. В 2007 году Русский народный собор одобрил «Декларацию о достоинстве, свободе и правах человека». В 2008 году Архиерейский собор принял «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В этих документах содержится учение о необходимости ограничения прав человека, о большей свободе и правах для «богоподобных» людей, о общеобязательности почитания православных «святынь». В 2009 году патриарх Кирилл совершил второй шаг к ультраконсерватизму. В своей речи от 3.11.09 он предложил учение о русском мире. Согласно с патриархом, этот русский мир охватывает, «несмотря на существующие границы», Россию, Украину, Беларусь и Молдову. Этот мир основывается на трех составляющих. Первая – это ценности традиционного православного общества времен «Домостроя». Второе – это русский язык и культура. Национальные языки допускаются, поскольку вносят свой вклад в русский, но не более. Третье – это особые традиции русской государственности и общественной жизни. Возрождение патриархом идеологической триады «самодержавие-православие-народность» имеет целью воссоздание империи во главе с идеологическим и патриотическим руководством РПЦ.

«Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и речь патриарха от 3.11.09 вызвали критику со стороны различных церквей, правозащитных организаций, экспертов и политиков. Ясно, что такого рода ультраконсерватизм неприемлем даже для России, которая нуждается в модернизации, а не в сползании ко временам Николая Первого.

Рассуждения В. Колесниченко о пользе декларации подобны рассуждениям людей, советующих лечить головную боль с помощью гильотины. Конечно, европейский идеал прав человека воплощается в жизнь не всегда так, как хотелось бы верующим. Но благодаря защите прав человека верующие свободно могут служить и проповедовать, а в «альтернативных цивилизациях» у верующих таких свобод не бывает. Кстати, во времена Николая Первого были случаи преследования даже Оптинских старцев, потому что они выпадали из норм синодального благочестия. Задача верующих по мысли остальных Православных Церквей (кроме РПЦ), Католической Церкви и большинства протестантских – отстаивание своих прав и свобод в рамках норм западного общества. Демократия, правовое государство, права человека – это несовершенные инструменты, но ничего более лучшего человечество не придумало. Защита прав нерожденных младенцев, защита традиционного образа жизни, защита права на внутренний суверенитет общин, защита права на естественную смерть – это все основы христианского правозащитного движения, которое развивается.

Желание же построить особую цивилизацию, в которой ради благих целей необходимо ограничить свободу людей, всегда заканчивалось одним – адом на земле. Какими бы благими ни были намерения инициаторов таких ограничений.