Какое богословие нужно сегодня?

17 травня 2011, 08:49 | Колонка Олега Гавриша | 6 |   | Код для блогу |  | 

Олег ГАВРИШ

Начну с прекрасных слов Святого Апостола Павла:

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. (Фил 3:13,14)

Недавно мой друг обратил внимание на довольно неплохое определение того, что можно считать христианским богословием, которое представлено в книге Милларда Эриксона «Христианское богословие».

Особенно мне понравились два пункта четвертый и пятый.

Для начала приведу их в полном объеме:

«4. Богословие должно быть современным. Хотя оно изучает вопросы, относящиеся к вечности, язык, понятия и мышление должны иметь смысл в контексте современности. Но здесь кроется опасность. Некоторые богословские течения, пытаясь дать ответы на проблемы современности, представляют библейские материалы в таком виде, что фактически искажают их. Поэтому мы слышим предостережения об опасности модернизации Иисуса". И эта опасность вполне реальна. Но с другой стороны, попытки не уподобляться в изображении Иисуса либералам XIX века нередко приводят к тому, что Его послание преподносится в такой форме, что человеку XX века надо обладать мышлением первого века, чтобы понять его. В результате нашего современника учат решать проблемы, которых давно уже не существует. Следовательно, надо избегать и противоположной опасности - "опасности архаизации самих себя" .

Для донесения послания имеет значение не просто использование современного мышления. Христианское послание должно относиться к вопросам и проблемам сегодняшнего дня. Но и здесь надо проявлять осторожность и не слишком связывать себя приверженностью только к определенным вопросам. Если настоящее отличается от прошлого, то и будущее будет отличаться от настоящего. Богословие, слишком привязанное к непосредственному настоящему ("сегодняшний день" и ничего больше), подвержено опасности преждевременного старения.

5. Наконец, богословие должно быть практическим. Под этим мы имеем в виду не практическое богословие в техническом смысле (то есть, как проповедовать, наставлять, евангелизировать и т.д.), мы имеем в виду, что богословие связано с жизнью, а не только с верой. Христианская вера может помогать нам в практических заботах. Павел, например, заверив во втором пришествии, затем говорит: "Итак утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4:18). Но следует отметить, что богословие в первую очередь должны интересовать не практические стороны. Практические результаты применения учения - следствие его истинности, а не наоборот».

Хотелось бы остановиться подробнее на этих вопросах.

Главная задача богословия – это не высокопарное мудрствование, на отвлеченные темы.

Главная задача богословия – объяснить здесь и сейчас, что говорит Господь, о Себе, о человеке и о том, что Ему угодно, а что нет.

И объяснить, как реагировать на те, или иные вызовы современности.

И эта реакционность богословия много веков служила нам добрую службу.

Появились гностики – Церковь взяла на вооружение греческую философию и разбила их в пух и прах языком той же философии.

Появился Арий – объяснили, почему он не прав.

И так далее на протяжение первых пяти Вселенских соборов.

Церковь уже ответила на вопросы и на вызовы, возникшие в прошлом.

Безусловно, мы все еще пользуемся этими гениальными ответами и благодарны их авторам – отцам Церкви. И когда надо: в споре с современными теософами или «Свидетелями Иеговы» используем их.

Но, жизнь не остановилась. Время идет вперед и ставит перед нами новые вызовы, на которые и отвечать надо по-новому.

Откуда, мы знаем, что можно по-новому отвечать на новые вызовы?

Из Евангелия.

Именно Христос сказал нам: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф 19 8).

То есть Христос лучше раскрывает изначальный замысел Божий, с учетом того, к чему в Древнем Израиле привело разрешение на разводы. Налицо современный богословский ответ на современный вызов.

Были и другие такие ответы. Как написал мне один православный христианин: легче не блудить, чем даже никогда не засматриваться, легче не убивать в жизни, чем даже в уме.

Другой пример, уже из истории Церкви. Святой Киприан и папа Григорий Великий, говоря о необходимости рабовладения, ссылались на Святого Апостола Павла. Цитируя слова последнего о повиновении, св. Василий говорит: "это доказывает, что раб должен повиноваться своим господам во всякой доброте сердца своего и для славы Бога". По мнению Иоанна Златоуста, раб, повинующийся приказаниям своих господ, исполняет волю Бога. Св. Игнатий, епископ Антиохийский, советует церковным рабам ревностно служить для славы Божией и не желать свободы из боязни стать рабами своих страстей. Тертуллиан свидетельствует, что звание христианина является гарантией верности раба.

А в 19 веке святитель Филарет Московский пишет манифест об отмене крепостного права, которое мало отличалось от рабства. Мало того, еще и прямо призывает Александра II принять такой манифест.

Известно, что митрополитъ Филаретъ участвовалъ въ составлении достопамятнаго манифеста объ освобождении крестьянъ отъ крепостной зависимости, начинавшагося незабвенными словами: «Осени себя крестнымъ знамениемъ, православный Русский народъ, и призови благословение Божие на твой свободный трудъ...» Встречая въ этомъ году въ Успенскомъ соборе въ Кремле Царя-Освободителя, святитель Церкви сказалъ ему следующiя знаменательныя слова: «Приветствуемъ тебя въ седьмое лето твоего царствования. У древняго народа Божия седьмое лето было летомъ законнаго отпущения изъ рабства (Исх. 21, 2).

Интересно, что ответ на вопрос о рабстве нашелся именно в Писании. Дело в том, что рабство не являлось изначальным состоянием человека. Человек не был создан рабом другого человека. Человек сделал другого человека рабом по своей испорченной природе. А Святой Апостол лишь подчеркивал, что христианин раб не должен восставать против своего хозяина. Хотя в ранней Церкви было принято освобождать своих рабов или относиться к ним по-христиански, с любовью.

То есть, отмена крепостного права – это возврат к изначальному положению дел.

Но, есть и более современные вызовы, с которыми приходится сталкиваться богословию. Например, не рассматривали отцы Церкви 4-6 века такие проблемы, как интернетзависимость, наркомания или эвтаназия.

И если и есть у них ответы на эти вопросы, то только в качестве пунктиров, основных направлений мысли. И потому, нам сегодня нужно богословие, направленное на решение современных проблем в евангельском духе, понятным языком. И главное, нужны люди, которые могли бы популярно и просто объяснить эти истины широкому количеству верующих.

Такие люди появляются в православии. Например, в России это пытаются делать протодьякон Андрей Кураев и профессор Алексей Осипов.

Но, увы, пока таких богословов не много.

И их работа постоянно наталкивается на критику двух типов персонажей.

Первый – это те, кто забыл, что богослов, это призвание, а не профессия. Те, кто ревностно относиться к любому популярному коллеге, пытающемуся говорить с людьми на понятном им языке.

Недавно я столкнулся с популярным российским патрологом, который в хамской форме отказывается отвечать на любые вопросы христиан в Живом Журнале с формулировкой «вы лучше молчите и смотрите, как умные ученые умные вещи обсуждают».

Тут, однозначно уместно вспомнить библейский стих: «…но знание надмевает, а любовь назидает» (Коринфянам 8:1)

Второй тип - те, кто стремится заморозить мысль, богословие и рефлексы на уровне 4-6 века. (Кстати, не ясно, почему выбран именно 4-6 век, а не 2-3, 15 или 18 век). Но, мы живем не в 4-6 веке. Мы живем сегодня, здесь и сейчас.

И Христос способен решить наши сегодняшние проблемы и ответить на наши сегодняшние вопросы. Для того, чтобы получить эти ответы много не надо.

Нужны богословы, твердо держащиеся Писания, ни в коей мере не противоречащие учению отцов Церкви, которые больше не будут бояться говорить с нами просто, современно и на практические, прикладные, действительно важные темы.

Нужны прихожане живущие полноценной церковной жизнью, которые перестанут бояться думать и поверят, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Начав делать то, к чему нас призывает Господь: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Не забывая при этом сравнивать свои выводы с тем, что уже говорили об этом месте святые, ходившие в Духе и принесшие добрые плоды. И во 2, и в 4, и в 15 и в 18 веке.

Система Orphus
Рейтинг
0
1
6коментарів

Коментарі

додати коментар 
  • reclaimed | 9 липня 2011, 00:23
    Коментувати коментар

    Нужны богословы, твердо держащиеся Писания, ни в коей мере не противоречащие учению отцов Церкви... Да кому они нужны, кроме самих себя, эти "твердо держащиеся" и "ни в коей мере не противоречащие"?

  • Паломник | 5 червня 2011, 21:08
    Коментувати коментар

    Це правда, що богослів'я часто є відірване від життя і не зрозуміле для простих людей. Ось візьмемо до прикладу Богословський портал. Таке враження, що він створений для замкненого кола людей, які вихваляють один одного. Не зрозуміло, що можуть там скористати прості миряни.

  • Kir | 23 травня 2011, 22:48
    Коментувати коментар

    Настоящее богословие практично и жизненно. Именно этим и интересно. А сухое философствование умирает быстро и становится пыльным антиквариатом. Именно поэтому у богословов всегда есть "работа" - реагировать на вызовы современности, вынося из сокровищницы Писания и новое и старое...

  • sheliazhenko | 17 травня 2011, 14:54
    Коментувати коментар

    Я, конечно, не христианин, но со стороны мне кажется, что для актуализации христианского богословия следовало бы из отцов церкви на первое место ставить Бога-отца. Чтобы сюжет притч не затмевал мораль. По-моему, реакция отличается от реакционности готовностью принять во внимание новые реалии, пересмотреть стереотипы.

  • chernomorets | 17 травня 2011, 11:31
    Коментувати коментар

    Статья правильная. Богословие нужно ВСЕ. Но АКТУАЛЬНОЕ богословие нужно более всего.

  • cherenkoff | 17 травня 2011, 10:08
    Коментувати коментар

    Верные и нужные мысли. Радует, что они озвучиваются все чаще и в разных традициях...

Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

Точка зору

  • 23 січня 2020, 16:42 | Колонка Дмитра Горєвого | 

    Філарет та його новий Київський патріархат

    Сьогодні святкує день народження без перебільшення один з наймасштабніших церковних єрархів України – почесний патріарх Філарет. Йому 91 рік. Половину свого життя він перебував на київській православній кафедрі, до якої так звик, що не зміг її лишити, навіть коли пасувало піти на спокій

  • 22 січня 2020, 10:35 | Колонка Тетяни Деркач | view photo | 

    По обидва боки війни: казус Грузинської Церкви

    Грузинська Церква зберегла власну єдність та високий рівень підтримки грузинського суспільства тільки тому, що зробила свій однозначний моральний вибір. УПЦ МП таку внутрішню єдність втратила, розділившись сама в собі.

Останні коментарі

  • velovs@ukr.net | 24 січня 2020, 07:15

    :)

  • barni | 24 січня 2020, 04:37

    "Да "здравствует" самый гуманный советский суд в мире". Ура "товарищи"! (которые нам вовсе не товарищи)

  • Стефан | 24 січня 2020, 02:19

    Число невинных жертв, павших от рук изуверов-коммунистов и их пособников в период с 1917 года по настоящее время, больше нескольких десятков миллионов человек. Обсуждать это на созванном в 2020-м

  • Михаил | 23 січня 2020, 22:05

    Кипу носит правильно и привычно.

  • Paraeklezyarh | 23 січня 2020, 21:22

    Дай Бог, щоб побажання блаженнішого були почуті )