Культовый роман

27 жовтня 2010, 11:44 | Колонка Катерини Щоткіної | 4 |   | Код для блогу |  | 

Катерина ЩОТКІНА

(в авторській мовній редакції)

Катя ЩоткінаЧто бы не говорили о том, что «русский мир» – это «проект нового СССР», я не могу с этим согласиться. Не верю. Смотрю на патриарха Кирилла, слушаю его клевретов – и не верю. Такой потенциал, столько бесплатных пиарщиков и лоббистов – и всего-навсего одна шестая суши в качестве приза? Не может быть! То есть может, конечно, но только как этап, не более. И как подарок своим нынешним партнерам, занимающим высокие кабинеты. Политики слишком прагматичны – им надо власти, денег. Влияния им надо. Максимум – всенародного поклонения. Или, например, страха – кому что нравится. То есть мыслят они слишком узколобо, чтобы оценить всю грандиозность проекта под названием «Русский мир».

Я бы тоже не оценила. Ведь журналисты ничуть не менее узколобы, чем политики – заняты копанием в частностях, в чужих интересах, в интригах и удовлетворением собственного низменного тщеславия. Но иногда, как вы знаете, достаточно одного слова, сказанного в нужный момент с нужной интонацией – и мир становится с ног на голову. Или, если повезет, наоборот.

Откровением для меня стала фраза из выступления архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) – безусловно, самого видного пропагандиста доктрины «Русского мира» в Украине, заслуженно отмеченного соответствующими благодарностями – на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения». Конференции в целом весьма занимательной – одно название чего стоит, – но не о том речь. А только об одной фразе. Вот она: «Благовест Святейшего о Русском Мире». Я-то до сих пор считала, что «благовест» (т.е. колокольный звон, оповещающий о начале богослужения) – это от «Благая весть». Та, которая о Христе Иисусе. Но такова судьба слов – они стоят там, где мы их поставили, а их сопротивление нашему своеволию иногда порождает хорошую поэзию, а иногда – потрясающие идеологические феномены.

Конечно, этот «Благовест о Русском Мире» (все с заглавных букв) может быть простой и понятной попыткой подчиненного польстить начальству, сравнив его труд с трудом евангелистов. Но за ней тут же под пристальный взгляд толкователей (или уже экзегетов?) попадают прочие подобные обороты. Например, меня очень заинтересовал «идеал Святой Руси» – это снова из владыки Ионафана. Сначала просто хотелось придраться к словам и заметить, что у христианина все же идеал какой-то другой. Но тут пришлось спросить себя – а что такое эта «Святая Русь»? И почему мне не могут объяснить толком, не прибегая к чуждой христианству лексике, зачем «святыню» эту, словно одеяло, перетягивают туда-сюда по земному шару, пытаются накинуть на одну шестую суши, а по возможности растянуть еще немножко?

Возможно, потому, что «Святая земля» для христианина одна – та, с которой связана земная жизнь Иисуса Христа. Считать свою родину «святой» – не наш эксклюзивчик, конечно. Но так или иначе, с христианством он нигде – и не только у нас – не имеет ничего общего. «Святость» земли – сугубо секулярное построение, сакрализирующее всякого рода национальные идеи (т.е. вышедшее из моды еще в начале прошлого века), национально-освободительные движения, войны за «свои земли», по недоразумению принадлежащие соседнему государству и т.п. «Святая Русь» – не исключение – всегда придавала сакральный привкус военно-патриотическим идеологемам от киевских князей (если верить летописям) до патриарха Кирилла. Сакрализация для идеологических (в данном случае патриотических) построений – очень удобный прием, поскольку не допускает никаких разночтений. Как можно? Это же «святое»!

Не слишком ли легко мы кидаемся словом «святость», не девальвируем ли мы его таким образом, и не зайдем ли в своих филологических экзерсисах по подмене понятий так далеко, что начнем подменять чем-то или кем-то Самого Христа? И мне, как христианке, все равно, что именно это будет – «патриотическое воспитание» или презренная кока-кола. Не то чтобы я любила кока-колу и не любила родину – просто они одинаково не устраивают меня в качестве заменителей Христа.

Не подумайте, что я опровергаю саму возможность употреблять словосочетания «Святая Русь» – пускай будет, привыкли уже к ней. Возможно, для христианина любая земля, на которой свободно исповедуют Христа – святая. Можно найти сто одно безобидное филологическое и богословское обоснование для существования подобного понятия. Речь не об этом. Речь о том, как много значения ему придают, сколь разное содержание в него вкладывают и сколь многое оно собой подменяет.

Характерная черта склонности к подмене понятий – любовь к числительным. И тут «третий Рим» на мой вкус ничуть не затейливее «второго Константинополя» или «энного Иерусалима». Нет повода въедливо указывать на то, что кто-то считает себя «римом», то есть «лелеет имперские амбиции», а кто-то «иерусалимом» – и «лелеет святость». И те и другие играют в одну и ту же игру – поддерживают «их» миф о «себе-риме» своим мифом о «себе-иерусалиме», демонстрируют отсутствие то ли фантазии, то ли уверенности в себе, то ли желания быть самим собой и позволить это кому-то другому.

На месте идеологов Московского патриархата я бы постаралась поддержать идею «Киева-Иерусалима» – потому что это взаимодополняемая пара. Как любая бинарная структура она устойчива. И она накрепко привязывает Киев к Москве. Впрочем, осознанно или нет, идеологи Московского патриархата так поступают и без моих советов: критика этой идеи, полная противоречивых суждений, там – лучший способ поддержать ее муссирование здесь.

Установления единства Киева и Москвы в этом римско-иерусалимском экстазе – весьма важный шаг к реализации полной программы «Русского мира». Если конечно, представить себе, что «единство» по версии Московского патриарха не совсем совпадает с «единством» по версии руководства России. Пока же их интересы совпадают: их общее «единство» заключается в том, чтобы сеять раздор в рядах соседей и, разделяя, властвовать. Призывы к «единству» сопровождаются такой демонстративной поддержкой одной стороны конфликта и таким подчеркнутым игнорированием противоположной, что любые сомнения по поводу истинных целей этих ревнителей «единства» умирают в зародыше. Им просто нравится поигрывать мускулами и заставлять всех вокруг пищать по поводу «имперских амбиций».

Но если, напрягая воображение, можно представить себе, что российское руководство не прочь вернуться к империи, включив в нее Украину, Беларусь, Молдову (мало ли какие странные мысли приходят в голову людям, у которых все есть, и которым трудно придумать, чего бы еще пожелать?), то РПЦ это совсем не нужно. Ну, вы же не думали, что «Русский мир» патриарха Кирилла – это всего лишь нео-СССР, правда? Историю не поворотишь вспять, а время монструозных империй, как ни крути, миновало. Вернее, оно может вернуться, только империи эти будут иметь совершенно иной формат. Судя по динамике развития информационных технологий, общественных отношений, специфике конфликтов и лоббирования, в наиболее выгодном положении окажутся не столько государства (и уж точно не империи), сколько негосударственные структуры, объединяющие самые разные группы людей, рассеянных по всему миру.

В этой перспективе интересно выглядит любовь патриарха Кирилла к «католической модели». До сих пор в ней видели только любовь к четкой вертикали и строгой централизации, – она проглядывает, говорят, в некоторых реформах патриарха Кирилла. Но в проекте «Русского мира» представлена еще одна ипостась – любовь к реальной всемирности церкви. К ее независимости. К теократии. К возможности мобилизовать в нужный момент лобби в любой стране мира, по любому поводу.

Поэтому идеологу «Русского мира» совсем не нужно, чтобы Украина или любая другая страна объединялась с Россией в политическом и даже экономическом смысле слова. Совсем наоборот – противовес собственному государственному руководству тоже неплохо держать в рукаве. Главная задача – хранить как зеницу ока «культурный код» (как это называет сам патриарх Кирилл), объединяющий в одном флаконе «русскость» и «православность», вернее, сама «русскость» уже подразумевает «православность». Вы заметили, что в риторике предстоятеля РПЦ и его команды превалирует «православие», а не какое-то безродно-космополитическое «христианство»?

Конечно, церковь православная, учение ее православное – вот и получается, что продвигают именно православие. Но дело в том, что в российском исполнении это не только (и местами уже не столько) учение Христа. Это «наш путь», «наша традиция», сама наша «русскость». «Культурный код», в общем. Тот, который должен транслироваться через РПЦ во все уголки мира, где есть русские (или хотя бы «условно русские» – славяне-православные), приходы РПЦ должны становиться своего рода культурными гетто, лелеющими «русскость». Церковь – очень удобная структура для таких целей, поскольку присутствует везде, где есть те, кто готов к ней прислушаться.

Не напрасно расширение сети приходов РПЦ за рубежом сейчас идет небывалыми темпами. РПЦ пока «собирает» то, что ее «по праву» – то, что было наработано русскими эмигрантами в разное время в разных странах. Усиливается контроль над деятельностью приходов, строптивых смиряют или выдавливают из церковной структуры. В помощь РПЦ - политические и экономические мощности Российского государства. Глава государства и глава правительства, как правило, не забывают об интересах РПЦ во время своих зарубежных визитов, помогая создать и скрепить «Русский мир» в нерусских частях света.

Следующий этап – лишить слово «русский» сугубо этнического звучания. Оно уже и сейчас звучит не слишком «этнично». Ну кто после всех перемешиваний, практиковавшихся в Русской империи и особенно в СССР, станет всерьез говорить о «русском этносе»? Мы вот с «украинским» никак не разберемся – почему вы думаете, что русским легче? Так и речь уже идет не о «русском», а о «руськом» (от слова «Русь»). Что должно означать принадлежность к некоему условному «славянскому единству». Это «славянское» – бесформенное, спорное и непонятно что должно означать. Спасает принадлежность к православию. Она же  обеспечивает «единство». Этнический вопрос и «национальное самоопределение» – это сложно, опасно и к тому же вчерашний день. «Национализмом» все прогрессивное человечество переболело до Второй мировой и получило иммунитет. Исповедание общей веры – вот что актуально сегодня и всегда. Поэтому гарантией «Русского мира» может быть только православие. А гарантом – Русская православная церковь.

Когда этот этап «Славянского единства» в проекте «Русского мира» состоится, Московская патриархия уже не будет зависеть от руководства России, поскольку именно ее авторитет будет определять настроения в этом огромном надгосударственном объединении. Здесь понимание «единства» по версии РПЦ может не совпасть с «единством» по версии Кремля. Ну что ж, если станет неуютно в Москве, патриарх всегда сможет под благовидным предлогом перенести кафедру в Киев – на «историческую родину», так сказать.

Впрочем, в финальном акте «становления русского мира» патриаршую кафедру и следовало бы перенести в Киев. Пока идет собирание армии под свои знамена, выгоднее ассоциироваться с «Римом», но когда «собирательный» период закончится, лучше ассоциироваться с «Иерусалимом» – святее как-то.

Конечно, модель, описанная выше, чисто теоретическая. Вернее, сугубо утопическая. Но Кремль славен мечтателями.

Поскольку «Русский мир» позиционируется как цивилизационный проект, альтернативный западному, у него есть сверхзадача: «русская идея» должна реализоваться как основа «православной идентичности». Для этой всемирной концепции «русского мира» «Святая Русь» – «Отечество, хранящее веру», своя собственная «Земля Обетованная». То есть мы присутствуем при начальных этапах формирования своего рода параллельной христианской реальности. В которой есть свой Рим (Третий) и свой Иерусалим (Второй). Есть, как недавно стало известно, своя «Благая весть» (концепция «Русского мира», к которой можно присовокупить православную «Декларацию о правах и достоинствах человека»). В стадии разработки – экономические модели.

В этой перспективе тихое саботирование православно-католического диалога выглядит тоже вполне естественно. Потому что к вопросу о примате, вернее, распределении сфер влияния в христианском мире, мы еще просто не готовы. Чуть-чуть.

P.S. Все, сказанное выше, имеет смысл только в одном случае: что «Русский мир» существует в самом деле как проект. В чем лично я сомневаюсь. Пока что «РМ» это, скорее, повод поморочить голову сразу всем: соседям, пугая их призраком «новой империи», собственному руководству, теша его самолюбие, жертвователям-спонсорам, партнерам по межправославному диалогу, профессиональным ревнителям «русской идеи» и всем любителям искренне ужасаться/восхищаться, наблюдая бесконечные политические реалити-шоу. Но, как говорил Карлсон, который живет на крыше, «если я и выдумка, то, уж конечно, самая лучшая выдумка в мире». В смысле, «Русский мир» – не столько «цивилизационный проект», и даже не «благовест» (да простит меня владыка Ионафан), сколько культовый роман. Слово «культовый» понимайте как хотите.

Система Orphus
Рейтинг
0
2
4коментарів

Коментарі

додати коментар 
  • Alla Boyko | 13 березня 2011, 14:24
    Коментувати коментар

    Прекрасна стаття! Супер-розумна! Пані Катерина "по кістках" розбирає нібито суто філологічні поняття, за якими стоять політичні інтереси. Лише релігією в "Русском мире" і не пахне.

  • Константин Т. | 20 листопада 2010, 20:22
    Коментувати коментар

    Очень хорошая статья. Основательно не по нашим реалиям "опрацьована" тема. Если б ко всему о чем публикуеться на РИСУ подходили так основательно, простым людям легче б было разобраться в религио-геополитике форсируемой из-за плеча, при чем с обоих сторон. Востока и Запада. Екатерина, а Вы могли б на столько же глубоко помочь нам глянуть и на западные изыскания в сторону Украины? (Спрашиваю без иронии. На самом деле, такой основательной рефлексии над интересным и важным, и сам не дотягиваю, и давно не встречал.) И проголосовал, и еще +

  • Ярослав Коцюба | 29 жовтня 2010, 07:41
    Коментувати коментар

    Браво!

  • chernomorets | 27 жовтня 2010, 14:45
    Коментувати коментар

    Геніально! Важко було повірити, що МП захоче здійснити щось таке, прислухавшись до порад Лурє та Кредо-ру, спрямованих керівництву РФ "розширити горизонт і побачити православя в цілому". Лурє навіть цілу книгу видав про те, що Московський патріархат створювався замість Римського Патріархату як ВСЕСВІТНІЙ проект. Книжечка нерівно написана, але цікава. В.М. Лурье. Русское православие между Киевом и Москвой". М. 2009. Интересные соображения также есть в книге Борис Гудзяк. Криза і реформа. Львів, 2000. Якщо вірити цим книгам, МП із самого початку створювалась як всесвітня християнська кафедра, яка має володіти всім світом, весь його зробити православно-русським. Ну а те, що такі думки виникли в головах п-ха Кирила, м-та Іларіона Алфеева, Чапліна і Легойди я не дивуюсь. Дивно, що інші православні церкви і католики продовжують вірити, що МП - це нормальна Церква і "вірую в єдину святу соборну церкву Московського патріархату" - це лише прикол, а не їхнє майбутнє в планах п-ха Кіріла. І поки що одна Україна була твердим горішком на дорозі цього духовного асфальтоукладчика. Але нічого, скоро закатає в асфальт УАПЦ, УПЦ КП, потім - УГКЦ та Україну. Ну а далі вже до всіх інших докотиться це нове російське місіанство, ця духовна революція по патріарху. Українцям бажаю далі солодко спати!

Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти

Точка зору

Останні коментарі

  • velovs@ukr.net | 17 листопада 2019, 20:27

    Р. S. Й тоді (поміж різного іншого) представники одного народу будуть - вельми весело й радісно - співати мелодії іншого народу, в яких підноситься і прославляється всемогутній і милосердний

  • velovs@ukr.net | 17 листопада 2019, 19:38

    Дана стаття про (колишнє і ледь не "зразково-показове") співжиття у Шаргороді цих трьох етнічних (а точніше - етнорелігійних) громад нагадала мені один (пророчий) текст із Святого Письма.

  • velovs@ukr.net | 17 листопада 2019, 18:06

    "Благословенне ім'я Твоє": ------------- https://www.youtube.com/watch?v=9zHDlobrdZ0&feature=emb_logo

  • Paraeklezyarh | 17 листопада 2019, 18:00

    Скидається на рекламу того самого рафінаду, який не має ніякого відношення до релігійного життя ) звичайний генделик ...

  • velovs@ukr.net | 17 листопада 2019, 17:33

    "Гава Нагіла": ---------- https://www.youtube.com/watch?v=cWPPedsKMUc

Популярні статті місяця