• Головна
  • Теми
  • О жизни в Зазеркалье или несколько мыслей о визите Святейшего Патриарха Кирилла (1 частина)...

О жизни в Зазеркалье или несколько мыслей о визите Святейшего Патриарха Кирилла (1 частина)

18.08.2010, 12:20

Как говорил Льюис Кэрролл словами своей героини Алисы: «Зеркальная комната – она совсем такая же, как наша, только всё там наоборот! А книжки там очень похожи на наши – только слова написаны задом наперед. Там, должно быть, столько всяких чудес!». И правда, зеркало обладает удивительной особенностью: оно отражает реальность «наоборот»: правое предстаёт левым, а левое представляется самым что ни есть правым, и жизнь зазеркалья проходит также по законам «наоборот».

«Синод УПЦ КП намеренно манипулирует сознанием православных верующих, вводя их и всё украинское общество в заблуждение»

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких)

Как говорил Льюис Кэрролл словами своей героини Алисы: «Зеркальная комната – она совсем такая же, как наша, только всё там наоборот! А книжки там очень похожи на наши – только слова написаны задом наперед. Там, должно быть, столько всяких чудес!». И правда, зеркало обладает удивительной особенностью: оно отражает реальность «наоборот»: правое предстаёт левым, а левое представляется самым что ни есть правым, и жизнь зазеркалья проходит также по законам «наоборот». А если зеркало ещё и кривое, то оно не просто оборачивает реальность, но и искажает её самым неузнаваемым образом: толстое внезапно может предстать худым, а, например, искажённое злобой – доброжелательным… Быть может, поэтому на Руси зеркало считали подарком отца лжи, дьявола, незаметно искажающим действительность, и пользовались им очень осторожно. Когда же зазеркалья вокруг становится слишком много, человек перестаёт сопоставлять его с реальностью, и более не замечает подмены, утрачивая возможность критически воспринимать действительность, а попадая в реальный мир, отказывается верить собственным глазам и реальным фактам.

Признаюсь, что слова владыки Ионафана, искренним почитателем великолепного композиторского таланта которого всегда был и остаюсь, вдохновили меня, — в них призыв к отвержению и обличению всякой лжи, в какие бы красивые, торжественные, или же напротив — пустячные — ризы она ни рядилась, и призыв к обращению в сторону правды. Последуем же и мы призыву архипастыря и обратим свой взор на ключевые тезисы и факты, которые были мгновенно растиражированы во время визита патриарха Московского и всея Руси в Украину в 2010 году, и постараемся разобраться в том, кто манипулирует сознанием православных, и является ли такое манипулирование намеренным.

1. О нежелании автокефалии Церкви в Украине.

— Все смотрят на вас, осуждают... Да вы любого спросите. Где любой? Да вот он!..

— Это не народ.

— Это не народ? Это хуже!! Это лучшие люди города!

К.ф. «Убить дракона»

Традиционным уже стал тезис о том, что в Украине не желает автокефалии или вовсе никто, или, по крайней мере, абсолютное большинство народа. Более того, все осуждают и саму автокефалию, и даже разговоры о ней. Вот, например, богословы Одесской епархии провозглашают, что «каноническая автокефалия УПЦ МП — это измена Православию», и звучит призыв: «Мы призываем православных бойкотировать таких попов (которые могут обсуждать вопрос автокефалии – В.М.), не приглашать, не окормляться, не поддаваться на их "дискуссионные" провокации. Единство Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории — аксиома, а не предмет для дискуссий»[1]. Епархиальный архиерей митр. Агафангел (Савин), который традиционно заявляет, что «единство УПЦ с МатерьюРПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений»[2], и вовсе назвал возможную автокефалию УПЦ «построением Церкви без Церкви» и «разрывом нешвенного хитона церковного, попыткой расчленить вековую духовную основу бытия». И судя по щедрым эпитетам в адрес верующих одесской епархии со стороны священноначалия РПЦ, авторы вышеперечисленных фраз и входят в число лучших людей РПЦ.

А вот другой лучший гражданин РПЦ, господин Фролов, давно призывает «поставить все точки над «i» — никакого раскола Православия на Украине не существует. Подавляющее большинство православных Южной Руси находятся в канонической Церкви Московского Патриархата и выступают категорически против автокефалии и смены юрисдикции»[3]. Менее категорично, но в подтверждение мысли о всеобщем осуждении автокефалии УПЦ и стремлении к укреплению административного единства с Москвой высказывался и митрополит (тогда архиепископ) Волокаамский Иларион (Алфеев): «Абсолютное большинство украинского народа против “пресловутой автокефалии”»[4]. Сложно понять, откуда черпает данные владыка Иларион… К тому же, интересно было бы узнать, желал ли в XV веке автокефалии народ Московский? Народ тогда вообще никто не спрашивал, и таковое желание «хранителя веры» в истории не зафиксировано. Преподобный Максим Грек, прямо и резко высказывающийся против автокефалии Московской Церкви от Константинопольской, и осуждённый в 1525 г., в том числе за отказ признать эту автокефалию, ответил бы отрицательно. Однако, мнение святого не помешало тогда церкви Московской (а наипаче московским правителям) разорвать нешвенный хитон церковный, расчленить вековую духовную основу бытия и построить Церковь без Церкви, говоря словами митр. Агафангела, и 140 лет пребывать в неканоническом статусе.

Впрочем, святейший Патриарх призывает в данном вопросе «отринуть примитивный взгляд на церковную историю» и подчёркивает, что «взгляд должен быть широким. И, что самое главное, взгляд должен быть правильным на историю»[5].

Посему оставим историю и обратимся к народу украинскому, к тому, что он думает по вопросу автокефалии. Наверняка эти данные будут полезны владыке Илариону.

В декабре 2006 г. организация «Українське демократичне коло» и служба «Юкрейніан соціолоджі сервіс» провели всеукраинский опрос[6] относительно церковных предпочтений народа Украины. Результаты показали, что 33,3% опрошенных считают возможным сосуществование в Украине нескольких православных церквей различных юрисдикций, 30,7% опрошенных (41% от определившихся) считают, что православная Церковь в Украине должна быть единой национальной православной церковь, подчинённой собственному, Киевскому, патриархату, и всего лишь 11,4% считают, что православная церковь в Украине должна быть составной частью Московского Патриархата, 25% затруднились ответить.

В июле 2008 г. Киевский Международный Институт Социологии провёл всеукраинский опрос общественного мнения по вопросу о единой поместной церкви в Украине[7]. Отвечая на вопрос: «Как вы относитесь к созданию в Украине Единой Поместной Украинской Православной Церкви» 41% опрошенных (82% от определившихся) сказали, что относятся к этому положительно или скорее положительно, 9% — отрицательно или скорее отрицательно, 35% ответили, что не знают что это такое, и 16% затруднились ответить. Иными словами, создание в Украине Единой Поместной Украинской Православной Церкви поддерживает 82% тех, кто знает, что это такое и определился со своим мнением.

В рамках этого же опроса был задан вопрос: «Какая православная церковь скорее всего имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, основанной в Киевской Руси 1020 лет назад». Выяснилось, что 32,6% опрошенных (52% от определившихся) считают, что таковой является УПЦ КП, 15,6% — УПЦ (МП), 1,9% —  УАПЦ, и 10,1% — Русская Православная Церковь, 2,3% назвали свой вариант и 37,5% затруднились ответить.

В январе 2009 г. институт «Українське демократичне коло» провел похожий всеукраинский опрос общественного мнения[8], задав вопрос: «В последнее время в обществе достаточно часто поднимается вопрос создания в Украине единой поместной православной Церкви. Как Вы считаете, православная церковь в Украине должна быть...». В ответ на это 39% опрошенных (62% определившихся) отметили, что в Украине должна существовать единая поместная православная церковь, подчиненная Киевскому патриархату, 24% придерживаются мнения, что УПЦ должна быть составляющей Русской православной церкви, связанной с Московским патриархатом, а 35% затруднялись с формулированием своего отношения к этому вопросу.

Абсолютное большинство украинского народа против «пресловутой автокефалии»? Так где же это большинство?..

2. «УПЦ КП и УАПЦ – жалкие кучки маргиналов»

Timere fidem oculorum

(лат. «бояться поверить собственным глазам»)

«Две раскольнические группировки — т.н. “Киевский патриархат” и “УАПЦ” — являются маргинальными, малочисленными, никого не представляющими. Они существуют только за счет поддержки государства и нацистских политических сил, а также Ватикана и США». Эта концепция, произнесённая некогда господином Фроловым и озвучиваемая в различных изводах, стала уже обязательной и неизменной ни при каких обстоятельствах.

Что ж, это мнение лучших людей города, их право верить во что угодно, хоть в параллельные миры (как в данном случае), хоть в домовых, и никто отнимать это право у них не намерен. Обратимся, однако, ко мнению народа Украины и сравним «малочисленных и никого не представляющих маргиналов» с тем самым «абсолютным и подавляющим большинством».

Во время Всеукраинского опроса [9] 2001 г.: 21% опрошенных заявили о своей принадлежности к УПЦ КП, 3%к УАПЦ и 12%к УПЦ (МП).

По данным Всеукраинского опроса [10] (апрель 2006 г.) 39,8% от определившихся с юрисдикционной принадлежностью заявили о своей принадлежности к УПЦ КП, 2,8 – к УАПЦ и 29,4%к УПЦ(МП).

Всеукраинский опрос [11] в декабре 2006 г.: 30,1% опрошенных заявили о принадлежности к УПЦ КП, 1,5%к УАПЦ и 20,4%к УПЦ (МП).

Ещё больший контраст выявил опрос 2008 года [12] среди жителей столицы Украины. Среди определившихся с конфессиональной и юрисдикционной принадлежностью. 18% опрошенных киевлян заявили о своей принадлежности к УПЦ КП, 1,5%к УАПЦ и 7,3%к УПЦ (МП).

Вспоминается анекдот: А нет ли другого глобуса? Только в данном случае более актуальным был бы вопрос «нет ли другого народа Украины?».

Неадекватность восприятия действительности лучшими гражданами города подтверждается и ещё одним фактом, а именно — совершенно фантастическими ожиданиями. Накануне приезда Патриарха Кирилла в Украину, в местных СМИ Одессы быстро разошлась информация о том, что на освящение Патриархом третьего по величине собора в РПЦ, (по словам митр. Агафангела), Одесская епархия ожидает свыше 200 тыс. приезжих паломников со всего мира. Было приготовлено около 5 тыс. специальных приглашений для входа в сам собор. Однако в действительности в день великого патриаршего освящения храма, по данным «Интерфакса-Украина», внутри собора и около него в общей сложности оказалось около 4 тыс. верующих и примерно столько же милиционеров.

А вот в Днепропетровске ожидался приезд минимум (!) 50-70 тыс. паломников, а «скорее всего около 500 тыс». [13] В действительности верующих на патриарших богослужениях оказалось около 10 тыс. [14]

Но вернёмся к сравнению верующих УПЦ и УПЦ КП. Ещё больший контраст возникает, когда сравниваешь количество верующих, присутствовавших на торжествах, посвящённых крещению Руси, с участием Патриарха Кирилла, и представителей тех самых «малочисленных маргиналов». Как сообщает агентство «Украинские новости» [15] в Киеве около 1 тысячи верующих приняли участие в торжественном патриаршем молебне по случаю памяти св. князя Владимира, возглавляемом Патриархом Кириллом. В то же время, днём позже в аналогичных торжествах, но проводимых УПЦ КП, приняли участие около 15 тыс. верующих. И это несмотря на асимметрию в отношении властей к этим двум юрисдикциям. Если верующим московского патриархата со стороны властей оказывалось содействие (например, предоставление бесплатных автобусов), то верующие УПЦ КП, напротив, испытывали препятствия, паломников из областей попросту задерживали посты ГАИ. В частности, такие проблемы испытали верующие УПЦ КП из Волынской [16], Тернопольской, Ровненской, Черновицкой, Днепропетровской и Одесской [17] и Сумской [18] областей.

Но не верь глазам своим! Как убеждала российская журналистка, эти «жалкие кучки маргиналов в Киеве уже не в счёт» [19].

3. «Весь народ Украины ждал и горячо приветствовал своего Патриарха»

Что ж, безусловно многие, очень многие верующие искренне ждали и горячо приветствовали святейшего Патриарха Кирилла. Будучи мирянином Украинской Православной Церкви в единстве с Московским престолом, испытывал добрые надежды и я, но, всё же, этого недостаточно для того, чтобы проецировать свои чаяния и надежды на других, тем более на «весь народ».

Признаюсь, некоторое недоумение вызывает популярность сделанного накануне приезда Патриарха опроса [20], согласно результатам которого 62% жителей Украины не воспринимают Московского и всея Руси Кирилла как иностранца, а воспринимают таковым 18% украинцев. Результаты как раз неудивительны. Наши соотечественники в понятие «иностранец» вкладывают примерно тот же смысл, который вкладывали московиты XVII века в слово «немец» (таковыми называли иностранцев, говорящих на любом иностранном, а, следовательно, непонятном языке, речь которых воспринималась как речь немого). Так что иностранец не просто обладатель другого паспорта или другого гражданства, иностранец есть гость «из далёких стран», он должен быть слишком другим. К слову сказать, жители Москвы также не воспринимают грузин, как иностранцев, и уж, тем более, не воспринимаю таковыми татар, мордвинов, удмуртов, которые даже формально не являются иностранцами, но это не даёт решительно никаких оснований для выводов о радушном расположении и стремлении к укреплению административных связей. Так же и на фоне того, что в Украине большинство людей не воспринимают как иностранцев, например, белорусов и граждан прибалтийских стран, казахов, грузин, молдаван, сербов и, в немного меньшей степени, поляков… не стоит удивляться и делать выводы о каком-то особом «феномене Патриарха Кирилла», говорить о горячих чаяниях народа Украины, и, уж тем более, о том, что народ Украины боится ослабить административное единство с Патриархом Кириллом и всячески старается его укрепить.

Чтобы понять, как горячо люди приветствовали Патриарха, можно снова обратиться к примеру Одесской епархии. В ходе социологического опроса [21], проведённого среди одесситов накануне приезда Патриарха Кирилла в Одессу, 51,2% респондентов ответили, что ничего не знают об этом визите, 63,7% не собираются участвовать в предстоящих мероприятиях, и это на фоне очень положительного отношения (72% респондентов относятся к приезду Патриарха положительно).

Что ж, и это в примерной епархии (по словам патриарха Кирилла), своего рода положительном исключении… Что до народа Украины, то можно обратиться к данным другого опроса, проведённого агентством УНИАН. В 2009 году накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла респондентам был задан вопрос об их отношении к этому визиту. Положительно к нему отнеслись 28,1% респондентов, отрицательно 60,4%, безразлично – 9,4, не знали 1,7% [22]. Когда год спустя, в 2010 г., был задан тот же вопрос, оказалось, что положительно к визиту отнеслись 22,2%, отрицательно 71,1%, безразлично – 5,3%, не знали – 1,7. И несмотря на то, что даже в УПЦ КП приветствовали приезд Патриарха, в целом динамика отношения народа Украины оказалась не в пользу Святейшего. Ещё раз подчеркну: да, визит Патриарха приветствовали многие (22% народа Украины это много!), и приветствовали вполне искренне, но далеко не большинство народа Украины. И, если судить по динамике социологических опросов и динамике посещаемости богослужений и прочих мероприятий с участием Патриарха за два года, можно заметить, что число этих людей сокращается.

Да, патриарх Кирилл талантливый оратор, но, судя по всему, плоды его выступлений отличаются от чаемых. По крайней мере, об этом говорит и в десятки раз меньше планируемой «явка» верующих на мероприятия с Патриархом, и рост симпатизирующих автокефалии УПЦ, и увеличение недовольных приездом Патриарха.

4. «Раскольники ринулись в каноническую церковь»

В продолжение обзора динамики вспомним следующее. По словам замглавы ОВЦС Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова, в Русской Православной Церкви отмечают растущую динамику перехода раскольнических общин в Украине в каноническую Церковь за последний год: «Многие люди, находящиеся вне канонической Церкви, за год, прошедший с первого визита Патриарха Кирилла, стали всерьез задумываться о своем возвращении в Церковь» [23].

А вот глава ОВЦС митр. Иларион (Алфеев) говорит уже о множественности такого явления: «из раскола мы получаем много сигналов о том, что люди чувствуют необходимость воссоединиться с Церковью» [24].

В данном случае не совсем ясно, что именно понимается под воссоединением. Во-первых, если подразумевается переход из, например, УПЦ КП в УПЦ, то такое заявление вызывает недоумение. Почему такие чувства остаются лишь на уровне сигналов, не претворяясь в жизнь, ведь в целом по Украине «сальдо» переходов из и в УПЦ остаётся стабильным уже многие годы? Конечно же, не стоит забывать об эффекте собственной правоты, о чём уже приходилось отдельно писать [25]. Дело в том, что явление смены юрисдикции, «перехода» давно утратило своё значение и находится в строгой зависимости от направления движения. Если движение «от нас», то принято с негодованием говорить о «циничном захвате», «рейдерской атаке», «давлении и произволу властей», «предательстве» или попросту «ослеплении разума». Если «к нам», то с такой же уверенностью, но уже с радостью принято говорить о «возвращении в лоно», «деснице Божией», результате «просветления светом правды». Термина «перешли от нас» в украинской церковной сфере попросту не существует. Весьма показателен в этом смысле опыт Сумской и Ахтырской епархии. За двухгодичный период в епархии состоялось два торжественных перехода-возвращения общин из УПЦ КП в УПЦ, в то время как из УПЦ в УПЦ КП перешло гораздо больше общин, точнее, разумеется, общины «были введены в заблуждение» или «были захвачены», так что они не в счёт, и можно с уверенностью говорить о лавинном возращении из раскола. Если видеть переходы именно в таком ключе, то и предстоятель УПЦ КП может с такой же уверенность повторить слова митр. Илариона относительно себя «мы получаем много сигналов о том, что люди чувствуют необходимость воссоединиться с УПЦ КП». И к слову сказать, действительно переходят также и в УПЦ КП.

Во-вторых, если в словах «воссоединение с Церковью» подразумевается не конкретная Поместная Церковь Московский Патриархат, а полнота Православных Церквей, то фраза о чувстве необходимости воссоединения свидетельствует о призыве к семье Поместных Церквей, о признании собственной законности, через что в своё время прошли и Русская, и Грузинская, и Болгарская и Элладская Церкви, и в этом нет ничего удивительного.

Продовження


[1] http://www.otechestvo.org.ua/main/20073/1017.htm

[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/363876.html

[3] http://www.otechestvo.org.ua/statyi/varfolomey3.htm

[4] http://www.bogoslov.ru/text/448339/index.html

[5] http://www.interfax-religion.ru/dialog/?act=news&div=31320

[6] http://oglyadach.com/news/2007/1/24/131034.htm

[7] http://www.kiis.com.ua/txt/doc/23072008/pr.doc

[8] http://glavred.info/archive/2009/02/23/174949-2.html

[9] Проведён центром «Социс» и фондом «Демократические инициативы»

[10] http://razumkov.org.ua/ukr/poll.php?poll_id=300

[11] http://oglyadach.com/news/2007/1/24/131034.htm

[12] http://human-rights5.unian.net/ukr/detail/187690

[13] http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/5276-vstrecha-patriarxa-lepestki-roz-v-dzhakuzi.html

[14] http://ukranews.com/ru/news/ukraine/2010/07/25/23486

[15] http://ukranews.com/ru/news/ukraine/2010/07/27/23604

[16] http://www.pravoslavja.lutsk.ua/novyny/novyna/?newsid=1645

[17] http://www.risu.org.ua/ua/index/all_news/community/protests/36949

[18] http://risu.org.ua/ua/index/exclusive/reportage/36836/

[19] http://www.ufa.kp.ru/daily/24531/676919/

[20] http://www.regions.ru/news/2303533/

[21] http://odessa-daily.com.ua/lenta-od-novostey/17156-polovina-odessitov-ne-znaet-o-priezde-kirilla.html

[22] http://www.unian.net/ukr/vote/311/

[23] http://www.otechestvo.org.ua/main/20107/3026.htm

[24] http://hilarion.ru/2010/07/27/2846

[25] http://www.religion.in.ua/main/analitica/3051-i-snova-o-dvojnyx-standartax-v-zhizni-cerkvi-ch-ii.html

Володимир МЕЛЬНИК,

мирянин УПЦ (МП)

(в авторській мовній редакції)