20 років незалежності: здобутки та втрати богословської освіти євангельських християн в Україні

з 12 жовтня 2011 10:30 до 21 жовтня 2011 16:30

У гостях веб-конференції — Тарас ДЯТЛИК, координатор з розвитку освіти Євро-Азіатської акредитаційної  асоціації, регіональний директор Overseas Council International по Євразії, докторант Євангельського теологічного факультету (Лювен,  Бельгія)

Провідна тема: 20 років незалежності: здобутки та втрати богословської освіти євангельських християн в Україні

Дорогие  читатели, на ваши вопросы буду отвечать на русском языке, так
как  ожидается,  что  часть  читателей  будет  из  России, Белоруссии,
Молдовы   и   др.   стран   Восточной   Европы.  Одна  из  целей  этой
веб-конференции,  начать  и продолжить диалог о вопросах евангельского
образования  в  преддверии и во время Общего Собрания ЕААА и Института
повышения   квалификации   (для   руководителей  евангельских  учебных
заведений),  которые  состоятся  25-28  октября  в г. Ирпень в "Центре
христианского  сотрудничества  Украины".  Заранее  благодарен  за ваше
понимание в вопросе языка!

  • Запитання від Тарасій

  • Пане Тарасе, як у загальних словах виглядає система освіти в євангельських християн в Україні?
    Спасибо за вопрос! В целом можно сказать, что в Украине есть несколько кругов евангельских богословских школ.
    Во-первых, есть несколько десятков богословских семинарий, которые готовят служителей для поместных церквей по очной или очно-заочной форме образования: христианский лидеров, пасторов, проповедников, душепопечителей, тех, кто занимается детской, молодежной, музыкальной работой, и пр. Например, в Киеве - Украинская евангельская семинария богословия, Евангельская теологическая семинария, Киевская богословская семинария, Киевская богословская семинария "Благодать и Истина", Украинская евангельская семинария; а также Львовская богословская семинария, Украинская баптистская семинария богословия во Львове и Бориславе, Запорожский библейский колледж и семинария, Одесская богословская семинария, Тернопольская библейская семинария, Черновицкая библейская семинария, Украинская теологическая семинария в Виннице и др.
    Подобных служителей готовит и целый ряд региональных библейских колледжей и институтов. Например, Кременчугский региональный библейский колледж, Винницкий региональный библейский колледж, Коростенский библейский колледж, Ровенский региональный библейский колледж, Запорожский библейский институт (ЕЛИМ), Институт развития христианского лидерства, Институт церковного служения в Одессе, Киевский библейский институт, Международный институт межкультурной коммуникации в Симферополе, Таврийский христианский институт в Херсоне, Библейский Институт Харизматических Церквей, Ассоциация Библейских Институтов "BEE–Украина" и др.
    Во-вторых, есть несколько христианских университетов, хотя реальным университетом пока что является только Христианский экономико-гуманитарный университет в Одессе, где учатся и преподают в том числе и евангельские христиане. Другие университеты (Донецкий христианский университет и Киевский христианский университет) пока что имеют только богословские факультеты, и не состоялись как университеты в полном смысле этого слова. Тем не менее, стоит отметить, что ДХУ предпринимает серьезные шаги в этом направлении. По этому вопросу можете связаться с Михаилом Черенковым.
    В-третьих, есть довольно большое количество небольших библейских школ, институтов (в том числе и церковных), которые направлены на духовное формирование новообращеннных, подготовку служителей для своей церкви или группы церквей. Точная статистика по этой группе евангельских школ мне не известна, к сожалению...
    [По всем вышеупомянутым школам вы можете "погуглить" и найти больше информации, если вам будет интересно.]
    В плане программ в наших евангельских учебных заведениях пока что предлагается бакалавриат и магистратура. Сразу же хочу отметить магистратуру Львовской богословской семинарии (руководитель программы к.и.н. Роман Соловий), которая имеет национальное начало (т.е. не была начата западными богословскими школами). С учетом того, что в евангельском богословском образовании в "мире большинства" (majority world) все больше поднимаются вопросы контекстуального богословия, я думаю, что эта программа имеет довольно хорошие перспективы, если будет достойно поддержана национальными евангельскими лидерами церквей.
    Преподавательский состав в наших школах, как правило, представляет собой международное сообщество: из евангельских кругов Украины (поскольку мы говорим об Украине :)), других стран Евразии, США, континентальной Европы и Англии. Это помогает студентам расширить свое мировоззрение, что кроме нас существуют и "другие" (помните сериал Lost?) Делают ли студенты соответствующие выводы? Это во многом зависит от руководства - ректоров и академических деканов. Преподаватели большей частью имеют магистерский уровень, хотя в ряде школ в Украине появляется все больше преподавателей либо с нашей кандидатской степенью или с западной докторской. К сожалению, довольно много наших преподавателей, которые в конце 90-х уехали на Запад получать магистерские и докторские степени, там и остались. Это не всегда их проблема, так как не все наши школы были готовы предоставить возможности для развития преподавательского состава. Иногда я даже слышал реплики руководителей типа "радуйтесь, что вы зимой ломиком и лопатой не работаете" :)
    Что касается формы образования, то стоит отметить, что где-то до 1999 г. главным образом преобладали программы очной формы обучения. Но после 2000 г. "ползунок" существенно сдвинулся в сторону очно-заочной и дистанционной формы. Посещая где-то 20 учебных заведений в год, я могу утверждать из своих наблюдений, что на самом деле количество студентов не падает критически (как об этом говорят некоторые евангельские лидеры). Критически уменьшается только количество студентов на очных программах, и растет на очно-заочных формах. Также можно отметить, что на существующих очных программах студенты в основном возрастом около 18-25 лет, в то время как на очно-заочных программах - довольно много студентов среднего и старшего возраста. Я также предвижу, что с развитием дистанционного образования, возможно, через 10-15 лет произойдет подобное перераспределение количества студентов между очно-заочной формой (в сторону уменьшений) и дистанционной (в сторону увеличения). Хотя сам я абсолютный сторонник очного богословского образования :)
    И последнее, несколько десятков евангельских учебных заведений Украины входят в Евро-Азиатскую аккредитационную ассоциацию (http://e-aaa.info). ЕААА, в свою очередь, входит в International Council for Evangelical Theological Education (http://icete-edu.org) под эгидой Всемирного евангельского альянса (http://worldevangelicals.org). Миссия ЕААА состоит в том, чтобы помочь духовным учебным заведениям Евразии достичь международных стандартов и подтвердить свой академический и духовный уровень соответствующей аккредитацией, а также в том, чтобы объединить специалистов в области богословского образования, помогая учебным заведениям Евразии программами, книгами, консультациями и другой профессиональной поддержкой. Последняя редакция Стандартов ЕААА большей частью основана и ориентирована на Болонские стандарты. В настоящее время мы помогаем учебным заведениям медленно, но уверенно трансформировать свои программы так, чтобы они соответствовали этим академическим стандартам; тем не менее, мы понимаем, что на подобные трансформации нужно время (иногда несколько лет). Но это уже отдельная тема :)
  • Запитання від Дмитро, Тернопіль

  • (1) Як змінилося ставлення євангельських церков до (необхідності) богословської освіти за, приміром, останні 10 років? Чого церкви очікують від семінарій, рекомендуючи "своїх" людей для навчання там?
    (2) Чого, на Вашу думку, найбільше не вистачає євангельським християнам для створення серйозного богословського "продукту" (в будь-якій формі - журнал, веб-сайт, серія книг)? Знань? Ентузіазму? Грошей? Посвяти? Часу? Цілеспрямованості? Об'єднання зусиль? Чогось іще?
    (3) Як зазначається на сайті ЄААА, ще в 2005 році було створено - цитую - "Консорціум для реалізації мега-проекту Християнська дистанційна освіта", до складу якого увійшли провідні учбові заклади євангельських християн України та Росії. Що на даний час зроблено в рамках цього "мега-проекту"? Що ще планується зробити? Як Ви ставитесь до перспектив дистанційного навчання в цілому?
    1. Чтобы не повторяться, просто дам ссылку на статью, которую я написал в результате опроса около семидесяти евангельских пасторов: "Что ожидают пасторы поместных церквей бывшего Советского Союза от богословского образования в начале XXI века?" (http://goo.gl/UxcNY). Она также была опубликована на русском языке в журнале "Богословские размышления" №10 (http://reflections.e-aaa.info) и на португальском в книге "A IGREJA DO FUTURO" ("Церковь будущего") (http://goo.gl/aN9sv).

    2. Прежде всего, хочу отметить, что уже увидело свет довольно много серьезных книг, написанных евангельскими христианами (в том числе, Сергей Санников, Андрей Пузынин, Михаил Черенков, Геннадий Гололоб, и др). Из самых последних хочу отметить, что готовится к печати в издательстве "Коллоквиум" книга (на основе диссертации) Виталия Петренка "Власть в Церкви"; вскоре завершает свою исследовательскую работу Роман Соловий по теме миссии в постмодернизме; "Духовное возрождение" издает целую книжную серию "Национальные евангельские авторы"; ЕААА издает богословский журнал "Богословские размышления", где публикуется ряд евангельских авторов; подобный список можно продолжать... В связи с этим я бы поставил дополнительный вопрос: читают ли в евангельских церквах и учебных заведениях наших евангельских авторов? используют ли их труды студенты евангельских богословских вузов? Чего больше всего в целом недостает евангельским христианам для формулирования и развития их богословия? Отвечу кратко: серьезного отношения к образованию (как богословскому, так и светскому). Я думаю, что среди многих евангельских христиан преобладает парадигма, что Бог простит и грех образованности. Суть заключается в следующем. Бабушка подходит к мужчине средних лет, чтобы рассказать ему о Христе. Он ей отвечает: "Сестра, я доктор богословия". А она ему в ответ: "Ничего, Бог и этот грех вам простит". Выводы делайте сами... Знания человеку можно дать, энтузиазмом можно заразить, деньги можно найти, усилия можно объединить, и т.д. А вот изменить отношение к образованию - это уже внутреннее решение человека. Среди евангельских христиан также есть много "докторов богословия". Но реально большая часть этих докторов практически ничего не пишет, богословия не формулирует, да и вообще не видит смысла в "богословствовании", которое воспринимается как "упражнение для ума", а не поиск ответов на социально-экономические, политические, внутрицерковные и др. вопросы с перспективы Бога, Его Слова, уроков истории Его Церкви....

    3. На этот вопрос я попросил ответить исполнительного директора ЕААА д-ра Сергея Викторовича Санникова, который непосредственно курирует данное направление работы. Между прочим, буквально на днях вышла его новая книга "Популярная история христианства", выпущенная изд-вом "Саммит-Книга" (см. http://goo.gl/Ppleq).
    Система обучения "Богословие ОНЛАЙН" (http://theologyonline.info) предполагает создание трех больших компонентов:
    — Курсы ОНЛАЙН, где создается площадка общения группы студентов между собой и с преподавателем и происходит изучение материала, его проверка и закрепление.
    —° Библиотека ОНЛАЙН, в которой студенты могут самостоятельно найти и изучать дополнительный материал.
    — Деканат ОНЛАЙН, который ведет личные дела студентов, их посещаемость, успеваемость, работает с преподавателями и т.д.
    КУРСЫ ОНЛАЙН
    Практически нигде на постсоветском пространстве не удается внедрить интерактивную форму обучения через Интернет. Ее повсеместно подменяют пассивной формой, которая не выдерживает уровня, требуемого Стандартами ЕААА. Курсы Консорциума ЕААА разрабатываются прежде всего в интерактивной форме, и только после это создается параллельная пассивная модель курса.
    Для создания курсов обучения выбрана система открытого кода MOODLE, на основе которой создан учебный портал http://moodle.theologyonline.info/ и разработаны некоторые курсы, по которым уже проведено обучение.
    Наиболее активно продвигается создание полноценной дипломной программы среднего уровня, так называемой школы "Фундамент", на основе несколько раз переизданного курса начального богословия серии "Начатки учения".
    К октябрю 2011 года полностью создано и апробировано три класса этой школы:
    — Однонедельный вступительный курс "Знакомство с системой" (разработчик А. Горбаченко)
    — Пятинедельный курс "Фундамент веры: Библия" (Автор С.В. Санников, методист-публикатор С. Батлук, редактор А. Горбачев)
    — Шестинедельный курс "Фундамент веры: Бог" (Автор С.В. Санников, методист-публикатор Л. Голодецкий, редактор А. Горбачев).
    Еще один класс практически создан, но еще никто из студентов в нем не занимался. Это:
    — Девятинедельный курс "Фундамент веры: Человек" (Автор С.В. Санников, методист-публикатор Л. Голодецкий)
    Идет работа над созданием курса "Христианская психология" (автор Горбачева Т. методист-публикатор А.Горбачев) и над созданием курса "Введение в библейскую археологию" на русском и на английском языках (методист-публикатор Л. Голодецкий). Для развития преподавателей подготовлены специальные курсы "Подготовка создателей курсов" и "Преподавательская Консорциума", создан банк инструкций и учебных материалов по системе MOODLE и по обучению в ней.
    В первом классе школы Фундамент занималось 17 человек, но только 9 из них успешно продолжали обучение. Во втором классе занималось группа из 14 студентов Христианского гуманитарно-экономического университета. Обучение проводилось в так называемом активном формате, приближенном к традиционной стационарной форме обучения, т.е. одновременно (для всей группы) шли занятия и проверялись знания (с помощью тестов) строго по недельному расписанию. Последовательное и поэтапное прохождение учебных тем (лекций), возможность регулярного общения преподавателя со студентами и студентов между собой на форумах, в чате, по эл. почте и по скайпу, возможность вести групповую дискуссию на форумах и также молитвенное общение (с использованием специального форума) позволило студентам гораздо глубже усвоить материал. В настоящее время начинается обучение в пассивной форме второго класса школы Фундамент.
    БИБЛИОТЕКА ОНЛАЙН
    Специально для Онлайн-библиотеки (http://library.e-aaa.info) было разработано оригинальное программное обеспечение – библиотечная программа, формирующая базу данных, каталог библиотеки, поисковую систему и обеспечивающая работу библиотеки на сайте. С применением этой программы был разработан и запущен отдельный специализированный сайт Онлайн-библиотеки. Наличие отдельного сайта для библиотеки создало благоприятные условия для дальнейшего развития библиотеки как самостоятельного крупного информационного ресурса.
    По количественному составу Онлайн-библиотека ЕААА в настоящее время достигла уровня крупных гуманитарно-теологических онлайн-библиотек и содержит в настоящее время более 6 тыс. единиц хранения только текстовых файлов. В основном, это книги и др. многостраничные публикации. Кроме этого в библиотеке представлены учебные работы, различные неопубликованные материалы, статьи, периодика и христианские изображения. Библиотека открыта только для школ ЕААА и в среднем ее в день посещает до 70 человек.
    ДЕКАНАТ ОНЛАЙН
    В настоящее время в системе Богословие ОНЛАЙН встроен модуль деканата, но работа с его использованием еще не началась. Запись студентов, которые обучались и продолжают обучаться в школе Фундамент, учет успеваемости, выдача сертификатов и прочее производиться в ручном режиме.
  • Запитання від Олена

  • Пане Тарасе, скажіть, будь ласка, наскільки християнська освіта допомагає протестантам уніфікувати своє богослів'я і чи допомагає вона уникнути проблеми, коли кожен пастор певні питання трактує відповідно до свого особистого "одкровення", а не загально-церковного вчення?
    Друге питання: чи є у вас статистика, скільки євангельських служителів основних конфесій (баптисти, п'ятидесятники, харизмати) мають вищу богословську освіту і чи є вона, з рештою, обов'язковою для того, щоби виконувати пресвітерське служіння? Дякую за Ваші відповіді!
    1. Откровенно говоря, в целом богословское образование пока что нашим евангельским христианам не помогает унифицировать (или сформулировать) свое богословие. Для этого нужен серьезный богословский диалог. А возможным он станет начиная, как мне кажется, только со следующего поколения (даже не с нашего), не в обиду предыдущему и нашему поколению (я лично готов и открыт к такому диалогу)... Несколько лет тому назад у нас состоялось два богословских форума: "Богословие в евангелизме" (2006) и "Богословие в богослужении" (2007). Они проводились под эгидой пяти учебных заведений ЕААА: Украинская евангельская семинария богословия, Киевский христианский университет, Одесская богословская семинария, Донецкий христианский университет, Запорожский библейский колледж и семинария. На этом практика богословских форумов остановилась. Оказывается, чтобы подобные форумы продолжились, вначале баптистам и пятидесятникам нужно сесть за круглый стол для серьезного диалога и взаимопонимания...
    Не могу сказать о других деноминациях, но мне кажется, что как раз в баптистских церквах пасторы трактуют Библию чаще всего на основании того, как трактовали ее наши братья (имеются ввиду братья, жившие 30, 50 или 70 лет назад, своего рода "баптистское предание" :)). Встречаются, конечно, и личные "откровения", но не так часто, как в некоторых других деноминациях. Тем не менее, чтобы утверждать что-то однозначно, необходимо провести исследование на эту тему...

    2. Такой статистики у меня нет. Для этого также нужно проводить обширное исследование (опрос) хотя бы раз в 5 или 10 лет. Если кто-то будет готов за это взяться, мы готовы рассмотреть проект под эгидой нашего Исследовательского Центра (руководитель Роман Соловий)... Пока что богословское образование не является обязательным для исполнения пресвитерского служения в украинских евангельских церквах (как, например, в ряде стран Европы, где требуется как минимум магистерская степень). И я бы не ставил такое требование "ребром". Для этого нужны годы. Мне понравился опыт Московской богословской семинарии Российского союза евангельских христиан-баптистов, которые организовали магистерскую программу и пригласили на учебу областных пресвитеров. Подобный опыт был и в Украине в Восточно-Европейской семинарии богословия (ВЕСОР, "Реалис", Киев; руководители Сергей Тимченко и Андрей Пузынин), где на магистерской программе обучилось несколько десятков ведущих украинских и российских евангельских пасторов. Много пасторов также обучалось и обучается во Львовской богословской семинарии, Одесской богословской семинарии; в Донецком христианском университете открыли программу "Осанна", где проходит обучение свыше 100 пасторов и служителей; подобные программы действуют и в ряде других евангельских учебных заведений Украины... Нам нужно время, годы, десятилетия :)
  • Запитання від chernomorets

  • 1.Чи готові протестанти прийняти участь у формуванні та функціонуванні богословського факультету в державному Університеті - якщо такий буде створюватися?
    2.Яку модель Ви вважаєте в цьому ключі прийнятною: окремі факультети православної, католицької та протестанської теології чи єдиний факультет християнської теології з трьома відділеннями?
    3.Якою є дійсна відкритість до екуменічної взаємодії в Україні по-перше, протестанських богословів, по-друге церков? Наскільки можливим є зацікавлений діалог - з богословами інших конфесій, з філософами, з науковцями і т.д. Чи є розуміння спільної відповідальності християн за долю України, християнства в Україні, християнського богословя в Україні?
    4.Як Ви оцінюєте сучасний рівень протестанського богословського дискурсу в Україні? Чи не здається Вам, що в багатьох аспектах досягнута певна зрілість і вже зараз можливий перехід до нової якості, коли українське богословя в протестанському сегменті
    1. Не могу говорить за всех протестантов, но лично я готов принять участие в формировании такого факультета. Вместе с тем, хотел бы здесь отметить одно "но" и соответствующие вопросы.
    Большая часть евангельских христиан, кто профессионально изучали богословие и библеистику, как правило (я не имею ввиду "все" или "исключительно"), делали это в протестантских (и не только) вузах на Западе: в Штатах, Европе, Англии (пока что я не беру во внимание изучение богословия и библеистики на уровне бакалавриата и магистратуры в украинских школах). Естественно, их магистерские и докторские дипломы пока (ключевое слово?) в Украине официально не признаются (разве только через "перезащиту" или довольно сложный процесс нострификации, который, по моему мнению, нужно однозначно пересматривать). Те же из евангельских христиан, кто защищается в университетах в Украине (кандидатские степени, например), как правило, делают это под "шапкой" религиоведения (которое изучает религию как феномен, а не как откровение, во что верят консервативные протестанты), или философии, или истории, но не христианского богословия. Буду рад услышать и сконтактировать с теми протестантами, кто защитился в наших вузах именно по богословию!
    Из этого "но" возникает встречный вопрос: каким образом украинские протестанты с западными докторскими степенями в области богословия могут принять участие в создании [протестантского] богословского факультета в [национальном] университете? И насколько факультет будет "богословским", если его будут формировать и развивать религиоведы, а не богословы? Для этого нужен двухсторонний конструктивный диалог...
    Я как раз нахожусь в Бангалоре (Индия) на консультации по евангельским докторским программам в "мире большинства", и подобная ситуация, как в Украине, сложилась в некоторых странах Латинской Америки. Богословию предлагают в основном два пути: либо религиоведческий, либо философский... Прошу прощения, что отвечаю с задержкой. Здесь в Бангалоре довольно часто пропадает интернет, и время от времени пропадает электричество... Отправляю, пока есть связь...

    2. Я бы предпочел иметь единый факультет христианской теологии с кафедрами "православная теология", "католическая теология", "протестантская теология". В крайнем случае, отдельные факультеты.
    Теология формулируется в диалоге, как это произошло в "Ренессансе" православного богословия в начале 20-го века в Париже, Нью-Йорке, где православные богословы и мыслители отвечали на вопросы контекста и на вопросы богословской самоидентификации. Как раз такой факультет христианской теологии мог бы стать уникальной площадкой для диалога (внутри-христианского, межконфессионального), где бы и формулировалось наше богословие! Не говорю "формировалось" или "создавалось", поскольку само богословие у наших православных и протестантов существует, но его нужно сформулировать в диалоге "я vs другой".

    3. Откровенно говоря, большей частью у наших евангельских христиан - негативное отношение к экуменическому взаимодействию, особенно в вопросах миссии и богословия (даже на международном уровне). Во многом это зависит от определения этих двух слов: что такое "экуменический"? и что такое, или в каких сферах "взаимодействие"? Мне кажется, что наши евангельские христиане большей частью понимают "экуменический диалог" как "согласие, подтверждение того, что во что верят другие конфессии", боятся того, чтобы их не отождествляли с кем-то или чем-то "иным". Но диалог подразумевает не "согласие" или "подтверждение", а понимание друг друга, готовность выслушать друг друга, объяснить себя. (Не является ли уже в каком-то смысле экуменическим диалогом ситуация, когда мы рассказываем о Христе мусульманину, буддисту, спрашивая его о его вере в Богабога, и рассказывая ему о Христе, отвечая на вопросы друг друга, и т.д.?)
    Думаю, что в социальном плане у нас довольно просторная площадка для экуменического взаимодействия. По-моему мнению, когда у человека нечего кушать, он замерзает на улице, нуждается в одежде, - то какая разница, кто ему поможет: католик, православный, протестант, иеговист, мусульманин, кришнаит? У нас даже эта сфера не до конца освоена...
    Относительно возможности диалога с богословами, философами и учеными из других конфессий на официальном уровне - мне даже трудно предположить, возможно ли такое, и даже если и будет возможно, то когда. Юрий, но что мешает нам - тебе, Роману, Михаилу, мне и ряду другим - собраться и начать диалог с маленького круга :? Однозначно, то экуменический диалог и поиск взаимопонимания (не говорю пока "взаимодействия") нужны. В противном случае, мы будем повторять крестовые походы или устанавливать законы шариата, и истреблять друг друга. Христос учил не этому.
    Понимание необходимости совместной ответственности есть, но, как мне кажется, больше на словах, чем на деле. К сожалению, все еще много евангельских христиан имеют маргинальное мировоззрение, унаследованное с советских времен, когда нас вытеснили на обочину политической, экономической, и довольно часто социальной жизни общества. Большей частью мы все еще рассматриваем мир и общество как "зло" (я преувеличиваю), и ищем убежища в церковных помещениях, в собраниях, концентрируем нашу жизнь и служение на них вместо того, чтобы идти в мир и общество и свидетельствовать о Христе, прежде всего, своей профессиональной деятельностью и, при необходимости, словами (перефразируя слова Франциска Ассизского и матери Терезы). Думаю, что уже пришло время переходить от понимания необходимости на словах к осуществлению необходимости на деле...
    Буквально вчера я общался с одной индианкой, преподавателем еврейского языка в South Asia Institute of Advanced Christian Studies (Бангалор) и она выразила свое наблюдение, что наилучшие по качеству школы, больницы, приюты для детей и бездомных людей, и др. организации созданы и поддерживаются христианами, несмотря на враждебное отношение к ним со стороны местных жителей. Христианское сообщество в Индии медленно, но уверенно растет, как раз во многом благодаря профессиональной вовлеченности истинных христиан в жизнь общества. У нас есть чему поучиться в плане ответственности за свою страну у христиан, которые составляют меньшинство во многих странах "мира большинства" (тем не менее, я не идеализирую ситуацию)...

    4. Уровень протестантского богословского дискурса в Украине я пока что в целом оцениваю на "хорошо с минусом"... К сожалению, текст второго предложения неполон (возможно, техническая проблема?) и я не до конца могу определить суть вопроса. Поэтому отвечу на него, когда получу полный текст.
  • Запитання від Олександр

  • Пане Тарасе, а чи є у вашій мережі духовних закладів такі, які дають світську богословську освіту? І якщо є, чи вони мають державний диплом? Якщо ні, то чи вони намагаються його отримати?
    Прежде всего, хотелось бы уточнить, что подразумевается под фразой "светское богословское образование"? Наверное, имеется ввиду богословское образование, полученное в светском университете?
    Среди евангельских учебных заведений нет таких, которые давали бы дипломы государственного образца о богословском образовании. Несколько раз делалась попытка поднимать вопрос легализации (нострификации, аккредитации) дипломов духовных высших учебных заведений, но пока что "воз и ныне там", как и в случае с признанием западных дипломов. Один "источник" как-то мне сказал, что таким образом Министерство Образования старается защитить высокий уровень украинского государственного образования...
    Тем не менее, дипломы государственного образца о богословском образовании можно получить, например, в Украинском католическом университете (http://theological.ucu.edu.ua), Черновицком национальном университете (http://www.chnu.cv.ua)... Мне кажется, что евангельские христиане совместными (!) усилиями уже давно могли бы создать свой университет. Но для этого нам нужно мировоззрение не сепаратизма, а сотрудничества друг с другом (о чем молился Христос в Своей Первосвященнической молитве, Ев. от Иоанна 17 гл.?).
  • Запитання від Віталій

  • Тарасе чому в християнських освітніх закладах не розвинені кафедри мистецтв (можливо я просто не володію інформацією)? І чи є в цьому необхідність?
    Откровенно скажу, не знаю. Но, догадываюсь... Как правило, "искусство" в наших духовных учебных заведениях иногда изучают по предметам программ, готовящих преподавателей воскресных школ: как конструировать различные поделки с детьми, рисовать, лепить, и пр. :) Тем не менее, хочу отметить, что, например, в Украинской баптистской теологической семинарии (Львов-Борислав) функционирует музыкальный факультет, где преподают первоклассные специалисты...
    Необходимость в развитии кафедр искусств - однозначно да! Но чтобы эту необходимость реально воплотить в жизнь евангельских христиан, во-первых, нужно переосмыслить наше отношение к культуре в целом (с этим у нас еще много проблем), а к искусству в частности. Оно у нас пока большей частью не воспринимается как один из инструментов познания и восприятия окружающего нас мира. Например, в одних церквах современная христианская музыка считается греховным (или светским, или харизматическим) проявлением. С другой стороны, во многих современных молодых церквах академическое пение и музыка считаются чуть ли не "средневековым отстоем". У меня также нет информации о том, чтобы в наших евангельских вузах преподавался предмет о христианском мировоззрении и киноискусстве (я как раз начал потихоньку разрабатывать этот предмет), не говоря уже о живописи, архитектуре, театре, тем более, хореографии... Во-вторых, реально осуществить кафедры искусств с перспективы христианского мировоззрения можно будет только на базе (христианского) университета, а не богословских семинарий. Но доживем ли мы до того времени? :)
  • Запитання від Ігор Савчук

  • Пане Тарасе, як Ви оцінюєте статтю Юрія Чорноморця, розміщену сьогодні на РІСУ? http://risu.org.ua/ua/index/expert_thought/open_theme/44887/
    Відповідь очікується
  • Запитання від Roman Soloviy

  • Тарасе Миколайовичу, у чому Ви вбачаєте специфіку євангельських богословських навчальних закладів на пост-радянському просторі, якщо порівняти їх з подібними закладами у Європі, де Ви навчаєтеся?
    Відповідь очікується