Фальшивая церковь?..

9 січня 2013, 13:33 | Блоги | Блог Ольги Рибачук | 8 |   | Код для блогу |  | 

Совсем недавно я вернулась с Европейской встречи молодежи Тезе в Риме. Честно говоря, мою поездку туда можно назвать скорее случайностью. Я толком не понимала, что собой представляет эта французская община Тезе. Но та поверхностная информация, которая была у меня, внушала опасения: скорее всего, там собираются очень религиозные люди, впадают в экзальтированное состояние, распевают дни напролет наивные песни. Что-то вроде пионерского лагеря для набожных людей, думала я. И мне там определенно делать нечего.

И все же я поехала. Отбросив сомнения, с открытым сердцем и настроившись на перезагрузку. Более того, в долгой дороге к Риму пришло понимание, что важным для меня является попытаться ощутить присутствие Бога в эти дни. Где-нибудь. Не знаю. Надеялась, что эта встреча, возможно, произойдет.

Много лет я старалась воспитать себя в духе интеллектуальной честности. Смотреть на вещи беспристрастно, не закостенеть в старых убеждениях. И вот эта потребность чего-то настоящего и неподдельного в этом паломничестве – первом в моей жизни – вступала в конфликт с окружающей реальностью. Еще по дороге к Риму, гуляя по Будапешту (город, где даже названия музеев не дублируются на английский язык, так и остался для меня непрочитанной книгой), мы набрели на большой собор и решили туда зайти. Вход преграждал привратник, красноречиво показывая на ящик для пожертвований с надписью «1 €». Это так смутило меня, что я решила не идти. Но священник, сопровождавший нашу группу из Киева, заплатил за нас, хоть также пребывал в недоумении, как и я. Церковь оказалась неинтересной. Стало жаль потраченных денег. Более того, это настойчивое требование платы за вход окончательно утвердило меня в мысли о том, что для церкви это как приговор. Что сами священнослужители, позволяющие такое вымогательство на входе,  не допускают мысли о том, что церковь может быть интересна не только туристам. Они просто перестали ждать верующих и занялись бизнесом (причем буквально на днях я убежденно доказывала знакомым, что церковь – не равно бизнес).

Я не враждебна по отношению к церкви. Среди моих знакомых есть немало потрясающе умных и искренних прихожан и священников. Просто я пытаюсь честно посмотреть на вещи. Когда я вижу церкви, похожие на музеи, где по-старинке вешают люстры в виде подсвечников, хоть свечей уже давно не используют; когда вместо настоящих свечей у иконок стоит ряд фальшивых электрических свечей с лампочками; когда, чтоб осветилась фреска над алтарем или маленькая часовенка, надо бросить, словно в игральный автомат, монетку пожертвования – мое естество возмущается этим. Я не люблю фальшивок. Я ищу правды.

В Риме с друзьями из моей группы мы много ходили по городу и часто заходили в разные церкви. Подолгу сидели в них. Я наблюдала. Выпадая из общего туристического ритма беглого осмотра достопримечательностей, я словно бы сама превращалась в один из церковных экспонатов: вот, так выглядят иконы, алтарь, верующие… Кроме того, во многих церквях будто бы совершенно не думают о правильном освещении. Идя на поводу у туристов, подсвечивают каждый угол мощнейшими лампами. От этого чувствуешь себя каким-то несчастным насекомым или трупом на столе в морге перед вскрытием. Ни капли уюта, ни намека на полумрак, ни единого шанса на уединение и покой. И это кажется мне также очень опасным – смешение туристической и религиозной составляющей: даже тех немногих верующих, что еще остались, будто бы приучают к потребительскому посещению церкви как зрелищных мест.

Вспоминая сегодня насыщенные дни поездки, хотелось бы выделить несколько кардинально противоположных моментов, особенно врезавшихся в память.

Два сильнейших разочарования в этом паломничестве: фонтан Треви в Риме, который мы долго и воодушевленно искали запутанными улочками, и часовенка св.Клары в Ассизи, куда тесным нескончаемым потоком медленно втискивались паломники. В первом случае ожидание чуда разбилось о просто большой фонтан, во втором – наряженный в монашеские одежды лежащий в нише за стеклом женский манекен. Меня, будто простодушного и доверчивого ребенка, обманули.

С другой стороны, два самых сильных впечатления произвела на меня прогулка по серебристому оливковому саду в Ассизи в сумерках (листья такие мелкие, что не шелестят на ветру) и когда мы карабкались по склонам Сан-Марино – огромные, мокрые от тумана, покореженные вулканической активностью камни горы, потрясающий вид окрестностей, открывшийся после внезапно рассеявшейся непроглядной молочной мглы…

Эти живые и нерукотворные вещи цепляют мое сердце куда больше, чем статуи, картины, фальшивые свечи и модернистской мазни витражи.

Однако, в той же мере, как чужда мне культура пышных и богатых храмов, также не близка и простота протестантов, собирающихся в спортзалах или прочих «залах». Но форма, которую старается сохранить традиционная религия как некое зримое выражение духовности, кажется мне опасной. Тогда церковь прекращается в бутафорию, в декорацию – как многие живописные улочки исторического центра Рима, где дряхлость вылизанная и неестественная, специально удерживаемая от возможных изменений, законсервированная жизнь.

Конечно, вы можете возразить, что статуи и картины определенным людям помогают на пути к вере. Но как по мне, это все равно, что рассматривать, какое хорошее у нас окно и как оно защищает от сквозняков – и даже не предложить посмотреть сквозь стекло!

И все же в этом паломничестве со мной однажды произошло чудо. 1 января, после очередного изнурительного дня ходьбы по Риму, недосыпания, недоедания, боязни заблудиться, я, поднявшись по крутой и величественной лестнице, оказалась на последней общей вечерней молитве в Базилике di Santa Maria in Aracoeli. Там был полумрак и свечи. Как обычно, много паломников. Когда объявили 10-минутное молчание, я закрыла глаза, и все вокруг вдруг исчезло. Кашляющие люди, холодное здание, мои гудящие ноги с мозолями, безвкусные люстры как в театре, которыми увешана центральная часть храма, ощущение, что я в Риме – все потеряло значение. Тишина, покой и потрясающая свобода от всего. Не знаю, можно ли это назвать ощущением присутствия Бога, но, по крайней мере, я совершенно точно осталась один на один с собой, размышляя о своей жизни.

Я отчетливо и ясно понимаю, что церкви сегодня придется решать сложную задачу поиска актуальных форм и новых путей к сердцу современного молодого человека. Вот я стою перед вами и честно спрашиваю, где Бог? Не предлагайте мне фальшивых свечек – кажется, что и веру тогда предлагаете фальшивую. В ваших пахнущих музеями храмах с «пожертвованием» как платой за вход.

Система Orphus
Рейтинг
0
2
8коментарів

Коментарі

додати коментар 
  • oleg-vyhid | 26 лютого 2013, 11:34
    Коментувати коментар

    Олю!Тепер Бог живе не в рукотворних храмах.Святе письмо говорить про те що людина має поклонятися Богу в дусі і істині в будь-якому місці.Головне, які у вас думки, що ви сповідуєте і що ви робите.Все це має бути єдиним у людині.Читайте Біблію, особливо Новий заповіт, їжте це слово, сповідуйте свою віру і творіть добро.Перебувайте в любові до Бога і всіх людей і вірте в Ісуса Христа як свого Спасителя.Ніхто з людей вас не може спасти і належність до будь-якої громади чи організації не дає вам гарантованого входу в Царство Боже.Кожний йде від себе і за себе.Ми можемо просити за когось перед Господом, якщо самі правильно стоїм перед Ним.Інакше Він нас не послухає.Треба розуміти, що ті хто спілкувався з Ісусом Христом знали Його особисто і то часом помилялися і не вірили і відступали і зраджували.То чи ви думаєте, що ті хто довідався про Ісуса Христа від слів інших, які не бачили Христа, не можуть помилятися і відступити від істини? Можуть помилятися і помиляються і грішать і т.і.Знайти істину і триматися її і перебувати в любові до свої братів і сестер-головне завдання Церкви і християнської спільноти.Тільки тоді про нас скажуть що ми Христові учні, коли побачать таку поведінку між нами.Церква має відображати Царство Боже на землі, чого ми не бачимо поки що.Тому що у кожного своє уявлення про те як має бути.Тому треба повернутися до вчення Ісуса Христа і почати виконувати Його волю, а не робити те що нам заманеться.Можна говорити на цю тему довго, але словами не заміниш поведінку і наші діла для слави Божої.Слава Ісусу Христу!!!

  • Євген Аврамчук | 14 січня 2013, 21:39
    Коментувати коментар

    Погоджуюсь из шановним Паломником. Лише додам, що ніхто й нічого не винен шановній пані. Нехай шукає. Тількы поки що вона не там шукає. Бо "Бог не в бревнах, а в ребрах", як каже сусідний народ.

  • Olena Kulygina | 11 січня 2013, 02:03
    Коментувати коментар

    цікаві роздуми, але ще більш цікаві рефлексії коментаторів. Мене цей блог також нажихнув на власні роздуми: про Рим, Тезе, Асиж та ті церкви, які мені зустрілись під час цьогорічного паломництва. спробую оформити це також у текст. Тому дякую за нагоду порівняти свій досвід з Вашим, Олю!

  • maryna | 10 січня 2013, 18:09
    Коментувати коментар

    Півроку тому я теж познайомилась з спільнотою Тезе. І що мене найбільше вразило - максимальна простота в усьому. І коли ти спрощуєш свій підхід до світу, в тому числі свої очікування, приходить відповідь на питання, які ти навіть не наважувався формулювати. Нехай зовнішні прояви релігійності залишаться тим, хто шукає атракціонів в усьому... Ви пізніше зрозумієте, що в вашому житті трапилося диво)

  • balakaj | 10 січня 2013, 15:58
    Коментувати коментар

    сложный вопрос подняла автор. надо осознать факт, что ни одна европейская церковь уже много десятилетий не может себе позволить такую роскошь, как свечное освещение по причине его дороговизны и пожароопасности. ничего лучше электрического света пока не придумали. его, однако, стилизуют под свечи, чтобы соответствовать стереотипам о церковной - традиционной - атмосфере. кому не нравится (псевдо)старина - добро пожаловать в модернизированную религию. ан нет, спортзалы тоже "не духовны". спору нет, созданный Богом горный пейзаж красивее любого собора. но ведь природа (творение) - лишь один из двух основных каналов познания Божьей воли. другой - Библия, канал культурно и социально обусловленный. наше понимание Библии всегда опосредованно и нашей близостью к природе, и нашей связью с культурой. автор делится своими мыслями в блоге - части интернета, используя при этом компьютер, а не идет для этого под причастную епитрахиль. выходит, выборочно подходим? блогу да, Библии на современном языке да, фотографии да, дешевым паломничествам да, а вот церкви-музею нет? на каком основании выбираем то или другое? да благословит автора Господь. с уважением, Максим Балаклицкий

  • nemrod | 10 січня 2013, 12:29
    Коментувати коментар

    Ни капли уюта, ни намека на полумрак, ни единого шанса на уединение и покой. Думаю що з часом шановна автор зрозуміє коментар Паломника, який мені дуже сподобався. Від себе хочу пригадати авторці тексту, що Церква це не тільки місце для задоволення своїх емоційних чи інших потреб, але щось більше і либше!

  • viavakum | 10 січня 2013, 12:23
    Коментувати коментар

    Паломница недоучла того что и настоящие(не электрические) свечи в православных наших храмах - отнюдь не настоящие, увы, не восковые. Это всего лишь крашенный под воск парафин, церезин, ну и чуть воска для запаха подмешивают. Так что фальшь можно разведать и в православии, а не только в католичестве. Стоит лишь пройтись с увеличительным стеклом. Что то она в Тэзэ не увидела, не учуяла главного...

  • Паломник | 10 січня 2013, 10:29
    Коментувати коментар

    Віра цієї шановної авторки вже пройшла період дитинства і зараз перебуває у стані щирого підліткового бунту. Мені пригадується одна історія - діалог Марка Твена з 15-річним юнаком. Юнак сказав письменнику:"Ти знаєш, мій тато в сучасному житті зовсім нічого не розуміє". На що Марк Твен відповів: "Коли мені було 15 років, мій тато був такий самий. Коли мені виповнилося 20, мій тато порозумнішав, а тепер, коли мені вже 35, мій тато став цілом нормальним". Шановна дописувачка, я думаю, перебуває в своїх пошуках Бога на правильному шляху. І я впевнений, що вона ще багато чого зрозуміє, і багато полюбить в церковному житті.

Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти