Модель христианского университета: международный опыт и украинский контекст

22 березня 2011, 16:32 | Блоги | Блог Михайла Черенкова | 25 |   | Код для блогу |  | 

Словосочетание «христианский университет» до сих пор представляется странным в постсоветском контексте, где умеют отделить церковь от школы, но освободить школу от научного атеизма не могут до сих пор. Университет может быть антихристианским, но никак не христианским – по умолчанию полагают представители советской школы. Есть и критики справа, у которых «христианскость» деформирует саму идею университета, превращает его в семинарию, обязывает к конфессиональной принадлежности. Между тем, университет манифестирует свободу, живет ей, а потому чужд как идеологизации, так и клерикализации, в которых академическая независимость сменяется ангажированностью любого рода.   

Христианский университет как сложносоставной концепт выражает идеи университета и христианства по-новому. Здесь христианство особого рода -  открытое для инкультурации, не чуждающееся исследования, рефлексии и критики. Здесь и университет sui generis – основанный на презумпциях христианского мировоззрения и добровольно ограниченный его же этическими рамками.

На сегодня в мире существует более тысячи христианских университетов и колледжей, открыто декларирующих свою мировоззренческую приверженность христианству. Причем этот сегмент не маргинальный относительно основного направления науки и образования. Классические университеты, начиная с Болоньи и Сорбонны, формировались как христианские высшие школы.

Особую родственность теологии и светской университетской науки демонстрировали протестанты, преодолевшие дуализм сакрального и мирского, священнослужения и профессии. Известно, что основатели Гарвардского университета в историческом документе 1643 года призывали всех учащихся видеть именно Христа основанием знания и учения.

Даже на излете модерна христианский университет оставался общественно значимым фактором. В 1880 году Абрахам Кайпер, известный кальвинистский теолог, основал Амстердамский свободный университет, где открыто исповедовалась протестантская идентичность и, одновременно с тем, приверженность объективной науке. Подобная модель университета предполагала свободу и от государства, и от церкви. Вместе с тем, здесь акцентировалась социальная и культурная ответственность образования и его агентов. Независимость и ответственность нераздельны: сохраняя срединное положение между институтами церкви и государства, университет служит прежде всего обществу.

В Украине есть несколько школ, название которых включает ссылку на христианскую идентичность: Украинский католический университет, Киевский и Донецкий христианский университеты, Международный христианский университет, Христианский гуманитарно-экономический открытый университет. Каждый из этих вузов выбрал свой путь имплементации идеи христианского университета в украинском социокультурном и образовательном контексте.

Украинский католический университет открыто декларирует свою конфессиональную принадлежность. Обладая статусом негосударственного вуза, УКУ получил третий уровень государственной аккредитации, а также мировое признание в сообществе католических университетов.

Киевский христианский университет также изначально самоопределился как конфессиональная школа – в структуре Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ). Богословские и церковные программы аккредитованы в профильной Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (ЕААА), но из-за отсутствия студентов большей частью были приостановлены.

Донецкий христианский университет заявляет о своем евангельско-баптистском исповедании, но также о межденоминационном, межцерковном масштабе работы. Согласно своей философии образования, «ДХУ как богословское учебное заведение осознает себя частью Церкви», но не ограничивается ее рамками. Помимо церковных, богословских и миссиологических программ, ДХУ выступил учредителем дочерней структуры - Украинского христианского гуманитарного института, который в кооперации с действующими частными вузами региона намерен предложить признанные государством образовательные программы (филология, психология, социология) для прихожан протестантских церквей как целевой аудитории.

В отличие от университетов, созданных по инициативе церквей, Международный христианский университет – частный вуз, соотносящийся с христианской традицией лишь в части культуры и этики. Основные направления подготовки - менеджмент, маркетинг, международная экономика.  Университет был создан в 1992 году, в партнерстве с Международным университетом Вены, развивался в сотрудничестве с Киевским национальным экономическим университетом, и лишь в 2009 году получил третий уровень аккредитации.

Совместить перечисленные подходы в своей практике пытается Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, действующий в Одессе. Здесь предлагают «духовно-светское образование», сочетание духовности и науки, «познание истины Священного Писания, а также христианскую мораль». Университет входит в структуру Центра гуманитарного образования Национальной Академии наук Украины, но принципиально отказывается от контактов с Министерством образования и науки. В то же время является членом сообщества  европейских университетов «Magna Charta Universitatum», аккредитован в International Council for Higher Education. Примечательно, что выпускники помимо украинского негосударственного диплома, получают и дипломы, признанные другими государствами, -  дипломы Московского гуманитарно-экономического института и Международного университета Вены. Вне стесняющих государственных нормативов университет предлагает широкий выбор гуманитарных, юридических, экономических специальностей.

Приведенные примеры имплементации идеи христианского университета в украинском контексте свидетельствуют о поиске срединного пути между интересами церквей и государственными требованиями; о продолжающемся балансировании между интеграционными процессами в международном масштабе (членство в международных ассоциациях и адаптация к Болонским требованиям) и постсоветской централизованной бюрократией.

Ориентируясь исключительно на мировой опыт и благие пожелания христианского сообщества, христианские университеты так и не смогли добиться государственного признания. Перспективным представляется кооперация христианских университетов с частными и государственными вузами для создания аккредитованных программ. В долгосрочной перспективе такое взаимопроникновение научит культуре добрососедства, поможет формированию на стыке двух разных образовательных направлений единого пограничного сообщества ученых и преподавателей, обладающих нужным статусом в системе МОН и внутренней мотивацией для работы в (меж)конфессиональной среде.

Система Orphus
Рейтинг
1
0
25коментарів

Коментарі

додати коментар 
  • Kir | 6 квітня 2011, 13:55
    Коментувати коментар

    Как смешно читать уважаемого автора, который в силу своей конфессиональной принадлежности обращает внимание, в первую очередь, на учебные заведения своей конфессии! А ведь если говорить о соединении международного опыта с украинской реальностью, то уже 14 лет это успешно проводит Институт Развития Христианского Лидерства, представляющий на Украине международный университет "Видение" http://www.idcl.org.ua/. Помимо этого, нелишне вспомнить и о Украинской Евангельской Теологической Семинарии, успешно сотрудничающей с европейскими университетами http://www.uets.net/. Кстати, особенно затронула фраза из статьи "Богословские и церковные программы аккредитованы в профильной Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (ЕААА), но из-за отсутствия студентов большей частью были приостановлены". А для чего создаются христианские университеты? Для программ или для студентов? Для аккредитиации или для оснащения в служение? Если все-таки для второго, то разумно обратить внимание, что мы "собираемя иметь на выходе". Единицы "знаек", оторванных от практического христианства или все-таки сотни служителей способных реально повлиять на современное общество?

    • Valentina | 8 квітня 2011, 11:25
      Коментувати коментар

      В Украине около 150-и христианских учебных заведений. Но университетов среди них всего 5. Поэтому ничего смешного в том, что автор, рассматривая модели христианских университетов, не упоминает семинарий и институтов, абсолютно нет. Содержание статьи полностью соответствует его названию.

  • Ректор ХГЭУ | 28 березня 2011, 11:08
    Коментувати коментар

    Очень содержательная, ёмкая и интересная аналитическая статья. Я хотел бы в порядке комментариев добавить некоторые важные нюансы. Для того, чтобы получить аккредитацию, УКУ (религиозный вуз, Львов) вынужден был зарегистрировать новый устав, чтобы вписаться в стандарты обычного светского частного вуза. Программы УКУ по закону также должны соответствовать стандартам чисто светского образования. МХУ (частный вуз, Киев) получил аккредитацию только тогда, когда перешел с западных стандартов бакалавра бизнес-администрирования на украинские стандарты менеджмента. Условия лицензирования и аккредитации в Украине таковы, что их не в состоянии выполнить полностью ни один вуз. Следовательно, все на «крючке» у министерства (МОНУ). Об этом я писал в «Зеркале недели» и никто не опровергнул. ХГЭУ (общественный университет, Одесса) автономный по Болонскому процессу, независимый от МОНУ, но сотрудничающий с ним. Мы благодарны министерству за постоянно получаемую информацию, возможность участия в расширенных коллегиях МОНУ, в комиссии по христианской этике и других мероприятиях. В Украине законно в полной мере осуществлять христианское образование возможно только в рамках объединения граждан (статья 49 Закона Украины «Об образовании»). Подробности в статье «Духовно-светский университет» на сайте: www.hgeu.com.ua

  • chernomorets | 23 березня 2011, 16:44
    Коментувати коментар

    Ясно як Божий день: якби протестанти вміли трохи розбиратися в тому, що відбувається в суспільстві вони б давно зробили такий універ як ото у греко-католиків УКУ. Ось і все!!! УКУ - це і богословська освіта, визнана і церковою, і державою. Це і інші спеціальності - зокрема журналістика. Яка дуже важлива. А все що тут пишуть протестанти, що їм треба щось самодіяльне-місцеве-провінційне - це я взагалі дивуюся. Дитячий садок! Тільки свій університет на подобі УКУ. І якщо будуть сили - протестанське відділення на спільному для католиків, православних, протестантів богословському факультеті. А це - не обовязково.

    • tutty | 24 березня 2011, 10:37
      Коментувати коментар

      Гордыня и нелюбовь к ближнему не является христианскими качествами. Судя по вашему замечанию, вы совершенно не информированы о статусе и деятельности ведущего в СНГ и Балтии по количеству студентов, числу образовательных программ и качеству образования Христианского гуманитарно-экономического открытого университета. Сайт ХГЭУ (www.hgeu.com.ua) сообщает: - учебные программы этого вуза были трижды аккредитированы Международным советом по высшему образованию (Цюрих, Швейцария); - университет является членом самого престижного в мире сообщества европейских университетов «Magna Charta Universitute». Это, а также одна из многочисленных наград «Европейское качество» (Оксфорд) свидетельствует о высоком качестве образования, подтверждаемом также украинскими и иностранными работодателями. В 2007 и 2009 гг. ХГЭУ (по вашему мнению «Дитячий садок!») входил соответственно в семерку и десятку самых имиджевых университетов Украины. Если бы «заказчикам» за 14 лет удалось побороть ХГЭУ, то следующим был бы УКУ!

    • гость | 24 березня 2011, 13:22
      Коментувати коментар

      Гордыня и нелюбовь к ближнему не является христианскими качествами. Судя по вашему замечанию, вы совершенно не информированы о статусе и деятельности ведущего в СНГ и Балтии по количеству студентов, числу образовательных программ и качеству образования Христианского гуманитарно-экономического открытого университета. Сайт ХГЭУ (www.hgeu.com.ua) сообщает: - учебные программы этого вуза были трижды аккредитированы Международным советом по высшему образованию (Цюрих, Швейцария); - университет является членом самого престижного в мире сообщества европейских университетов «Magna Charta Universitute». Это, а также одна из многочисленных наград «Европейское качество» (Оксфорд) свидетельствует о высоком качестве образования, подтверждаемом также украинскими и иностранными работодателями. В 2007 и 2009 гг. ХГЭУ (по вашему мнению «Дитячий садок!») входил соответственно в семерку и десятку самых имиджевых университетов Украины. Если бы «заказчикам» за 14 лет удалось побороть ХГЭУ, то следующим был бы УКУ!

    • гость | 24 березня 2011, 13:30
      Коментувати коментар

      Предыдущим письмом я показал, что согласен с мнением tutty. А теперь в добавление.Похоже на старые кэгэбистские «задвижки», когда одних христиан безуспешно пытаются натравить на других. Слава Богу, что в ХГЭУ учатся и работают вместе и православные, и католики, и протестанты. «Да будут все едино», – говорит Библия (Иоан.17:21), и каждый учебный год в ХГЭУ начинается с благословения иерархов всех христианских конфессий. И под открытыми письмами против заказных беззаконных действий в отношении ХГЭУ подписываются главы католической, православной и протестантских конфессий. Католический епископ, его экселенцио Бронислав Бернацкий является профессором ХГЭУ, а ректор ХГЭУ, протестант Ростислав Крыжановский имеет возможность участвовать в праздничных богослужениях и проповедовать в католическом соборе Одессы, в освящении православных храмов.обавление...

    • tutty | 8 квітня 2011, 12:00
      Коментувати коментар

      Chernomorets! Поздравьте Христианский гуманитарно-экономический университет. В рейтинге лучших вузов Украины-2011 г. ХГЭУ занял шестое место по подготовке экономистов-маркетологов. Смотрите http.//strategy.com.ua выставлено на сайте 4.03.11 г. <a href="http://risu.org.ua">Джерело публікації: risu.org.ua</a>

  • Светлана юрист | 23 березня 2011, 14:02
    Коментувати коментар

    Неформальное образование, в том числе, и христианское, признано Советом Европы, ЮНЕСКО, Болонским процессом и ,соответственно, Украиной. Кредиты на неформальное образование признаются в Европе наряду с кредитами по формальному образованию. ХГЭУ, являющийся ярким примером и пионером неформального образования в Украине, включен в официальный телефонный справочник Министерства образования Украины.

  • dima | 22 березня 2011, 23:22
    Коментувати коментар

    "приверженность объективной науке". Мне кажется, это выражение плохо выражает суть идей Кайпера. Для Кайпера любая наука имеет определенные предпосылки. Поэтому она не может быть "нейтральной", "объективной". Христиане и нехристиане будут иметь разные взгляды не только на теологию, но и на историю, физику, биологию и т.д. И заниматься науками надо не с "объективных позиций", а с явно христианских (для Кайпера - реформатских) позиций. В этом и есть различие между принстонской и голландской реформатскими школами, что в 20-м веке вылилось в различие между классической и предпосылочной апологетикой.

    • cherenkoff | 23 березня 2011, 16:44
      Коментувати коментар

      Dima, я понимаю, о чем вы говорите, но Кайпер не отрицал объективности науки, ее автономии. Вот интересная фраза: "утверждаю, что один Аристотель знал больше о мире, чем все отцы Церкви"

  • Тарасій | 22 березня 2011, 18:45
    Коментувати коментар

    Коли кілька років тому розгорівся скандал довкола ХГЕВУ в Одесі, виявилося, що вони не акредитовані як навчальний заклад, а діють як громадська організація, яка надає своїм членам освіту. Чи щось змінилося з цього часу, чи вони й надалі так діють, тобто не можуть давати ніякого нормального державою визнаного диплому? Щодо рівня освіти, то не може сказати нічого, крім напрямку "журналістика" - прес-релізи, які вони розсилали тоді, ми використовували як приклади як ніколи прес-реліз писати не потрібно. Тому про цей напрямок і відповідна оцінка падає на весь заклад.

    • OLGA88 | 23 березня 2011, 13:34
      Коментувати коментар

      В Украине на сегодняшний день существует около 250 общественных организаций, занимающихся образовательной деятельностью. И качество образования у них зачастую лучше, чем в государственных учебных заведениях, потому что люди приходят туда за знаниями и образованием, а не за дипломами. По действующему законодательству Украины, объединения граждан имеют право заниматься образовательной деятельностью без (коррупционного) лицензирования. Если же мы посмотрим на опыт других стран, то увидим, что общественные университеты распространены в США, Канаде, и Западной Европе. И никого не смущает, что образцы дипломов, которые они выдают, не утверждаются государством. Члены ХГЕВУ наряду законным негосударственным дипломом ХГЕВУ, получают и признаваемые дипломы других стран. Пока существуют понятия валидация и франчайзинг, общественным университетам быть!

    • milanka | 23 березня 2011, 14:16
      Коментувати коментар

      Скандал закончился возбуждением СБУ и МВД уголовного дела против зам. Министра и начальника управления лицензирования аккредитации Министерства образования Украины и снятия их с работы, а ХГЭУ, как работал на законных основаниях, так и работает. Выпускники не имеют никаких претензий к ХГЭУ так как трудоустраиваются в большинстве своем лучше. Чем их коллеги из гос. вузов.

    • tutty | 23 березня 2011, 17:22
      Коментувати коментар

      Качество образования в ХГЭУ признано и награждено (см. сайт www.hgeu.com.ua) и в Украине, и за рубежом. Выпускники университета защищают кандидатские и докторские диссертации в Украине, России и Германии. ") выпусков студентов работают во многих государственных структурах, религиозных, общественных и коммерческих организациях. А журналисты ХГЭУ публикуются в солидных христианских и центральных светских изданиях в Украине, России, Германии и США. Много выпускников университета работают не только в христианских СМИ, но и в светских! Поэтому попытки уничтожить университет имени Господа Иисуса Христа бесполезны!!!

    • tutty | 23 березня 2011, 17:24
      Коментувати коментар

      Простите, не пробилась цифра - 20 выпусков студентов

Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти