Блог Максима Балаклицького_image

Блог Максима Балаклицького

Из масонства может ли быть что доброе?

02.04.2012, 11:18
Из масонства может ли быть что доброе? - фото 1
Очередное письмо: "Мне задали вопрос, что я об этом думаю как человек верующий. Что-то читала о них раньше, и в Википедии статья есть. Но мне интересно твое мнение. Кто такие масоны? И можно ли их отнести к дьявольской организации?"

Посвящение в масоныОчередное письмо: "Мне задали вопрос, что я об этом думаю как человек верующий. Что-то читала о них раньше, и в Википедии статья есть. Но мне интересно твое мнение. Кто такие масоны? И можно ли их отнести к дьявольской организации?"

Вокруг масонов много спекуляций, потому что это было тайное общество. Расцвели масоны в эпоху Просвещения, когда провозглашался человеческий разум как критерий истины, наука казалась всесильной, страны становились абсолютными монархиями, а элита отходила от христианства. Ясно, что такая ситуация приводила к аморализму, деспотии и ничем не ограничиваемому своеволию (вспомните эпоху Петра Первого).

Духовные потребности уходили из общественной жизни. Духовно ищущие люди - само собой, это были дворяне - пытались совместить а) попытки сохранить духовную независимость в полицейском государстве, б) создать наукообразную и соответствующую времени версию веры (религии). Что у них было в руках? Элементы христианства, которые они считали нужным признавать, и результаты научных открытий, оккультизм, восточные верования, народный мистицизм и ряд других моментов.

О духовной атмосфере той эпохи в Российском государстве см. "Ледяной дом" Ивана Лажечникова и "Петр Первый" Алексея Толстого, рекомендую фильм Виталия Мельникова "Царевич Алексей" (1997). О российском масонстве см. "Войну и мир" Льва Толстого. 

Масоны создали тайную организацию, чтобы иметь внутреннюю свободу, верить согласно своей совести, иметь принадлежность к братству, возродить дух ритуалов, словом, это была квазицерковь своего времени, когда традиционные конфессии переживали кризис и были частью государственной полицейской машины. 

Тайный характер масонства породил множество слухов, вошел в литературу и фольклор. 

Т.к. подобные организации не могли не придти к критике существующего строя (а его всегда было за что критиковать - взять хотя бы кровавую тиранию Петра), то они приобретали, среди прочего, и политический характер. 

Близкими к украинскому дворянству подобными кружками были декабристы и позже члены Кирилло-Мефодиевского братства (Пантелеймон Кулиш, Тарас Шевченко). Ранее похожий характер имели православные братства в Речи Посполитой. 

Можно ли назвать Пьера Безухова сатанистом? А декабристов? А Шевченко? 

Это были ищущие люди. Ясно, что оккультизм надо было еще отделить от науки, с которой он был плотно связан в средневековье, когда ученые были на полулегальном статусе. Когда астрономия была еще не отделена от астрологии, а химия от алхимии. Ясно, что закрытый характер и вольнодумство заводили масонов в мировоззренческие тупики. Оккультный элемент их поисков очевиден для любого. 

Однако масоны сыграли большую роль в развитии гражданского общества, в распространии идеи свободы совести, в развитии клубов, общественных организаций и легализации неофициальных, негосударственных церквей - так называемых сект. 

Скажем, протестантизм, особенно советского периода, развивался в условиях, породивших масонство: партийный абсолютизм, вера во всесилие науки и разума, преследование официального христианства и подчинение государством церкви, атеизация общества - и не мог не приобрести схожих с ним черт (вплоть до учения об (атеистическом) государстве как об Антихристе). Протестанты функционировали как подпольные кружки, которые также пытались отстаивать свободу совести. Некоторые традиции советского политического диссидентства перекочевали в современные масонские ложи. 

И главное: российские масоны сыграли важную роль в появлении и функционировании библейских обществ, которые спровоцировали переводы Библии на русский (Британское библейское общество) и украинский (Кирилло-Мефодиевское братство) языки. Ранее православные братства создали условия для появления Острожской Библии. 

Масонов демонизируют, потому что не понимают их мышления и справедливо боятся нелегальных организаций. Боятся свободомыслия и свободы совести, потому что узник совести ничего не страшится ("не бойтесь убивающих тело..."). Боятся антигосударственных выступлений, а они были (те же декабристы).

Сказать, что масоны - дьявольская организация - значит не понимать человеческих мотивов создания этого движения. Большинство этих кружков ни к чему ультрасерьезному не звали, а были чем-то вроде клубов по интересам. Однако наряду с этим они сыграли огромную роль в современной политологии, богословии и социологии: в необходимости отделения церкви от государства, свободы собраний и создания общественных организаций, церкви-секты (т.к. собрания, к которому присоединяются не в результате рождения в верующей семье, а в результате сознательного выбора в зрелом возрасте), выборности власти и прав человека. С точки зрения библейской ортодоксии учение масонов крайне пестро и, конечно, и близко не укладывается в рамки традиционного христианства, поскольку таковым никогда не стремилось стать.