Свято место пусто не бывает

Крематорий, общественный туалет и до недавнего времени памятник «Тачанка» — все это располагалось на месте когда-то главного храма Сум – Покровского.

Джерело: "Данкор"

Елена Адаменко

Раскопка фундамента храма Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади вызвала небывалый интерес у сумчан: "Что это строят?" — то и дело спрашивают друг друга прохожие. «Данкор» выяснил, что было и что же будет в сквере на Красной площади.

Оголенный фундамент

О том, где именно в Сумах располагался Покровский храм, стало известно лишь 22 июля этого года — после того как приехавшие в наш город сотрудники Института радиофизики и электроники НАН Харькова георадаром (прибором, воспринимающим сигналы, отражающиеся от подземных рельефов) определили и наметили фундамент церкви, находившийся под землей. Выяснилось, что церковь занимала большую часть нынешнего сквера на Красной площади и частично теперешнюю проезжую часть. Так как все церкви строятся алтарем на восток, входом на запад, логично предположить, что вход в Покровскую церковь был со стороны "Макдональдса".

Теперь фундамент храма отрыли и вскрыли специальным фасадным лаком, защищающим его от разрушения. Вокруг фундамента из современного стройматериала установили опорные стены, чтобы почва не оседала и фундамент не рушился.

Рядом с отрытым фундаментом построили маленькую часовню как памятник всем разрушенным в Сумах церквям. В прошлую субботу (18 октября) ее торжественно открыли. В будущем, возможно, старые фундаменты накроют стеклом, как это сделали в Киеве на месте десятинной церкви.

Под Покровом истории

Специально для наших читателей историк Олег Корниенко, автор книги «Зруйновані храми Сумщини», рассказал о Покровском храме и его значении в жизни нашего города.

- Точная дата сооружения в Сумах храма Покрова Пресвятой Богородицы неизвестна.
Однако можно допустить, что это был первый в городе храм, построенный он еще при закладке Сумской крепости в 50-х годах XVII в., ведь украинское казачество по примеру западных рыцарей традиционно считало Пресвятую Богородицу своей заступницей и покровительницей и возводило в ее честь многочисленные храмы.

Из исторических документов известно, что в 1732 г. деревянная Покровская церковь перестраивалась во второй раз. В то время в Сумах было три доминантных храма: на улице Соборной — Преображения Господня с пределом Алексея — человека Божьего, который казаки построили в честь царя Алексея Михайловича в 1657 году; на Воскресенской — Воскресенский, сооруженный как семейный храм Кондратьевых (в то время среди полковников было модно иметь дорогое оружие, заказывать себе парсуны или гравюры у киево-печерских гравировщиков – Тарасевичей и строить храмы — все это делал и имел Кондратьев) и на Покровской площади (ныне Красной) — Покровский, непосредственно возведенный для казаков. Здесь за алтарем хранились казацкие клейноды, а перед каждым военным походом казаки получали благословение.

Согласно переписи Сумского слободского казацкого полка 1732 г., при Покровском храме были школа и госпиталь для немощных. При Введенском храме, который был предельным по отношению к Покровскому и находился в его ограде, также действовали школа и богадельня.

Время собирать камни

- В 80-х годах XVIII века Екатерина ІІ стала закрывать монастыри. Делалось это сугубо из корыстных соображений – получить земельные участки, принадлежавшие монастырям.
Монастыри разбирали, а кирпич пускали на новое строительство. Известно, что для возведения в Сумах каменного Покровского храма на месте деревянного (1783-1790 гг.) использовались строительные материалы одного из закрытых Екатериной монастырей в Сумском уезде. Из кирпичей разобранных монастырей был построен и каменный Введенский храм при Покровском (1821 год). Сегодня, кстати, на его месте общественный туалет.

Что касается стройматериалов разобранной деревянной Покровской церкви,то они пошли на сооружение Ильинской церкви.

Новый каменный Покровский храм был жемчужиной Сум с точки зрения архитектуры, так как представлял редкий для Украины тип трехкупольных церквей в стиле позднего барокко (традиционны пятикупольные церкви).

Здесь молились военные

- Покровскую церковь традиционно называли казачьей или полковой, поскольку здесь молились служившие в Слободском казачьем полку, а после его ликвидации в 1765 году – гусары Сумского полка, базировавшегося до начала XIX века в Сумах. После выведения гусар из Сум основными прихожанами Покровской церкви до революции были военнослужащие Сумского гарнизона, поэтому она получила еще одно неофициальное название — "Солдатская".

Покровский храм сумчане любили и почитали, именно напротив него жители города за собственные (собранные) средства построили памятник меценату Ивану Харитоненко. И даже после революции место у Покровской церкви продолжали считать святым, в 1919 г.
рядом с храмом в братской могиле были похоронены жертвы деникинского террора (их прах впоследствии перенесли на Петропавловское кладбище).

Восстающий из пепла Мало кто знает, что в 30-е годы здесь, на Красной площади, в здании Покровского храма, находился крематорий.

- Во время антицерковной вакханалии начавшейся в 30-х гг. XX ст. инспекция Украинского комитета охраны достопримечательностей культуры и Народный комиссариат образования УССР неоднократно предупреждали Сумский городской совет о недопустимости разрушения Покровского храма. Однако горсовет предупреждениям не внял. Сначала снесли верх церкви, а вскоре храме устроили крематорий.

«Отход в мир иной» посредством сожжения в то время популяризировался властью.
Особенно это касалось молодежи. Для „заинтересованных" был устроен специальный коридор, где вдоль прохода в стене были устроены небольшие отверстия, прикрытые стеклом.

Свидетельствует жительница Сум пенсионерка Т.Кивш (запись 1991 г.): „Когда мы с подругой зашли, то увидели, как перевозят труп по рельсам к печи, как устанавливают в печи, как сжигают. Оцепенели, когда в печи труп начал корчиться. Сухожилия стягивало, и труп словно оживал: руки и ноги шевелились. Было не по себе. Впоследствии, говорили, сухожилия перед отправкой в печь перерезали".

Кощунственный крематорий в разоренном храме просуществовал недолго: приблизительно в 1935 г. Покровскую церковь взорвали, а остатки храма сровняли с землей.

Причины возрождения

Сегодня Покровский храм возрождают. Безусловно, строительство церкви – благое дело, но, как известно, в нашей жизни просто так и за так ничего не бывает. Главный архитектор Сум Сергей Винтоняк говорит: «В бюджете на следующий год запланирована реконструкция всего сквера на Красной площади— от Альтанки до "Макдональдса".

Приступить к работе никак не представляется возможным до тех пор, пока не определят, где стояла церковь».

Не исключено, что строительством часовни дело не ограничится. О возможности в перспективе строительства нового Покровского храма говорили и архитекторы Сум на градостроительном совете 18 сентября, когда утверждали проект возрождения фундамента церкви. Пока ясно одно: в ближайшие год – два этого не будет, а дальше – время покажет.

Хронология возрождения Покровской церкви

22 июля 2008 года — в сквере на Красной площади работают сотрудники Института радиофизики и электроники НАН Харькова. Георадаром (прибором, воспринимающим сигналы, отражающиеся от подземных рельефов) они обнаружили и наметили фундамент Покровской церкви, находившийся под землей.

3 сентября — решение исполкома о восстановлении фундамента, переносе памятника "Тачанка" и установке на фундаменте памятного знака.

13 сентября — на Красной площади начались раскопки фундамента Покровской церкви. Финансирует работы предприниматель Виктор Чиглинцев. На глубине 70 см рабочие увидели кирпичную кладку из узких и длинных кирпичей XVII века.

17 сентября — возле разрытого фундамента Покровской церкви освящено место для часовни.

18 сентября — градсовет утвердил проект возрождения фундамента Покровской церкви и строительства часовни в сквере. Авторы проекта — Сергей Винтоняк, Владимир Быков и Юрий Николаенко.

18 октября – открытие часовни, возведенной на месте предполагаемого алтаря Покровской церкви.