Галицкий контекст: Как «Слово» отзовется?

Галицкий контекст: Как «Слово» отзовется? - фото 1
В этом году исполняется 210 лет со времени первой публикации «Слова о полку Игореве», известнейшего памятника древнерусской литературы. Определенным образом история «Слова» связана с историей Галича.

КрилосОпределенным образом история «Слова» связана с историей Галича. Ведь по одной из версий автором знаменитого произведения был сын галичского князя Ярослава Осмомысла — Владимир. Итак, приглашаю читателя на своеобразную «экскурсию» по удивительным галичским тропинкам, скрывающим много древних тайн.

Тот, кто не бывал в Галиче или приезжал сюда давно, посетив эти места, безусловно, будет впечатлен. Центральную площадь города украшает монументальный памятник королю Данилу Галицкому, установленный к 1100-летнему юбилею города. Привлекает внимание отреставрированная церковь Рождества с колокольней, которая является памятником зодчества ХІV—ХVІ веков. Рядом — макет древнего Галича: церкви, оборонительные стены, башни, валы.

Близко Днестр. С центральной площади по липовой аллее можно подняться к живописным руинам возвышающегося на горе Старостинского замка. Его реставрируют. С горы открывается впечатляющая панорама: широкая долина Днестра, здания города, окружающие села.

Остатки древнего летописного Галича — в шести километрах от Галича современного, в селе Крылос. При въезде — памятный знак Галичской земли в виде большого меча и рала. По левую сторону от трассы на Ивано-Франковск — крутой спуск... Холмы, вдоль которых вьется дорога, покрыты густым лесом. Здесь красиво весной, когда пышно цветущие в садах яблони выделяются на фоне зелени деревьев.

От когда-то большого, могущественного стольного города на Крылосской горе мало что осталось... Законсервированные фундаменты кафедрального Успенского собора ХІІ в., Галичева могила, оборонительные валы... На месте бывшего храма из его каменных блоков в ХV веке была построена часовня Св. Василия. А в 1586 году стараниями потомка боярского рода Марка Шумлянского — Успенская церковь.

С 1994 года в Галиче действует Национальный заповедник «Древний Галич», в состав которого входят три музея (Музей истории древнего Галича, Музей народной архитектуры и быта Прикарпатья, единственный в Украине Музей истории и культуры караимов) и многочисленные памятники архитектуры и археологии. По площади это самый большой в Европе историко-архитектурный заповедник. Благодаря его деятельности отреставрированы Митрополичьи палаты, Княжий колодец, Галичева могила, храм Св. Пантелеймона, оборонительные стены с деревянными галереями, ворота...

Дорога к легендарному Княжьему колодцу начинается с ворот городища мимо Золотого Тока. Сейчас это место поросло травой, а в княжеские времена здесь был центр экономической и культурной жизни Галицко-Волынского княжества. С обзорной площадки открывается прекрасный вид на окраины. Отсюда видна белокаменная церковь Св. Пантелеймона в селе Шевченково. Это едва ли не единственный храм в Западной Украине, который сохранился с древних княжеских времен.

Самая высокая точка на Крылосской горе — курган, названный в летописи Галичевой могилой. По версии Михаила Грушевского, здесь похоронен основатель Галича. Частично тайна кургана была раскрыта в ходе археологических раскопок 1991—1992 годов. Обнаруженные находки датируются Х веком.

Первооткрыватель княжьего Галича — доктор археологии, профессор археологии многих университетов Ярослав Пастернак. Он возглавлял комиссию НТШ, которая в 1934—1943 годах проводила археологические раскопки в Крылосе. Работы велись при поддержке митрополита Андрея Шептицкого.

Летом 1936 года здесь на прицерковном кладбище наткнулись на кладку из тесаных каменных блоков. В следующем году полностью открыли фундаменты и нижние стены уникального памятника княжеских времен — кафедрального Успенского собора, в котором происходила интронизация галичских князей. Это была сенсационная находка. Ведь в течение 700 лет местонахождение летописного собора оставалось неизвестным.

Главная святыня Галича была больших размеров — 32,5х37,5 м.
Как писал Ярослав Пастернак, таких размеров не имел ни один храм в Галицко-Волынском княжестве, «он был на полтора метра короче и на столько же уже киевского Софийского собора в его первой закладке».

Остатки каменного декора, которые хранятся в Музее истории древнего Галича, свидетельствуют о высокохудожественном обрамлении собора.

В 1937 году в притворе святыни был раскопан каменный саркофаг... Его крышка была разбита, кости разбросаны. Очевидно, что погребение было разграблено. Рядом сохранился деревянный гроб с останками княжны. Ярослав Пастернак был убежден, что останки в саркофаге принадлежат князю Ярославу Осмомыслу, время правления которого приходится на 1153—1187 годы.

На месте находки установлена плита из красного гранита с соответствующей надписью.

Ярославу Пастернаку принадлежит и идея создания Музея древнего Галича. А до его появления раскопанные находки хранились в часовне Св. Василия.

Музей истории древнего Галича открыт уже в наше время — в бывших Митрополичьих палатах (памятник архитектуры ХVІІІ в.), рядом с фундаментом собора. В свое время в этом помещении была летняя резиденция Андрея Шептицкого. Экспозиция музея чрезвычайно интересная. В ней — археологические находки различных давних эпох, лапидарий резьбы по камню. На втором этаже — музей церкви Галичины. Здесь можно увидеть заботливо сохраненные письменный стол и личные вещи Ярослава Пастернака, его портрет.

Долгое время место нахождения останков Ярослава Осмомысла оставалось тайной. И только осенью 1991 года реликвия была открыта во второй раз — в крипте собора Св. Юра во Львове.

Тогда, по приглашению патриарха Мирослава Любачевского, накануне перевозки из Рима в Украину останков патриарха Иосифа Слепого в крипте работала археологическая комиссия НТШ. В ее состав входили львовские археологи Н.Бандривский, Р.Сулик, Ю.Лукомский, И.Подоляк. Они случайно нашли останки князя в деревянном сундуке, который позднее получил название «Сундук Пастернака». В нем были кости скелета, череп и бутылка с письмом, написанным на бланке НТШ довоенного периода. Датировано послание 31 августа 1939 года.

Ярослав Пастернак писал: «...отсим заявляю під словом честі науковця, що приложені до цього листа кости — комплексний скелет старшого мужчини — є ті самі, що я знайшов серед фундаментів княжої галицької катедри на Крилосі. Це є тлінні останки основника згаданої катедри галицького князя Осмомисла, що помер 1187 року». Ученый надеялся, что когда-то на основе черепа осуществят реконструкцию внешнего вида князя...

Однако нужно было идентифицировать останки, провести всесторонние исследования и доказать, что они принадлежат Ярославу Осмомыслу.

Эту работу выполнил полтавский антрополог Сергей Горбенко. В 1996 году он издал книгу «Ярослав Осмомисл — реконструкція антропологічна і історична», где детально описал свои многочисленные исследования. Он установил, что останки принадлежат именно Ярославу Осмомыслу, прямому потомку киевского князя Ярослава Мудрого. От своего далекого предка князь унаследовал болезнь Пертеса.

Сергей Горбенко не только идентифицировал останки галицкого князя, но и на основе исторической краниологии воссоздал пластический образ его лица. Выполненная им работа является бесспорным достижением украинской антропологической науки.

Сейчас останки Ярослава Осмомысла вмурованы в стену крипты собора Святого Юра во Львове.

В нашей истории правление Ярослава Осмомысла описано достаточно детально: правил долго (34 года) и мудро, его государство простиралось от Карпат и Сяна до Дуная и выходило к Черному морю.

Основой для этих рассказов являются свидетельства летописцев. В «Летописи Русской» рассказывается не только о походах князя и проводимой им политике, но и о его частной жизни, судьбе сыновей Олега и Владимира.

Успешный в своих действиях князь был несчастен в личной жизни. Отец женил его на дочери киевского князя Юрия Долгорукого, Ольге, которую он не любил. Поэтому у князя была еще и неофициальная жена — любимая Настаська — и сын от нее Олег... Летописец рассказывает, что галичане, разложив огонь, сожгли ее, а князя заставили поклясться на кресте, что будет по правде жить с княгиней.

Князь Ярослав Осмомысл умер в 1187 году. Перед смертью собрал людей, попросил прощения за грехи и повелел раздавать имущество свое монастырям и убогим. И раздавали то добро по всему Галичу три дня и не могли раздать. Летописец после смерти князя называет его «мудрым, красноречивым, богобоязненным», он «навел порядок в земле своей и милостыню щедро раздавал, богомольцев любя и нищих кормя».

Прославлен князь Ярослав Осмомысл и в «Слове о полку Игореве». Он «высоко сидит на златокованном престоле и подпер горы угорские своими железными полками...». Это его дочь Ярославна (Ефросиния) плачет на Дунае, это она хочет омыть кровавые раны своего мужа князя Игоря. По версии Леонида Махновца, переводчика и составителя «Летописи Русской», автором прославленнего «Слова о полку Игореве» как раз и был сын князя Ярослава Осмомысла — Владимир.

Как известно, в 1800 году в Смоленской типографии Москвы тиражом 1200 экземпляров вышла «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе ХІІ столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».

А открыл миру «Слово о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин (1744—1817), бывший президент академии художеств. В 1788 году, когда по приказу императрицы Екатерины ІІ был ликвидирован Преображенский монастырь в Ярославле, граф приобрел его архив. Среди древних документов обнаружил «Слово». Он хотел передать ценную находку на хранение государству, писал об этом в Петербург, однако ответа не получил. С началом войны 1812 года Мусин-Пушкин замуровал рукописи в подвале своего московского дома, в том числе и известный памятник. Тайник был разграблен, рукописи разбросаны. Позже все они сгорели во время пожара. Среди них и рукописный оригинал «Слова...».

Татьяна КОСТЕНКО

"Зеркало недели", № 46 (826), 11 — 17 декабря 2010