Затопленная церковь в селе Гусинцы около Ржищева

Затопленная церковь в селе Гусинцы около Ржищева - фото 1
Маршрут к базе оказался долгим, мы теряли направление, и приходилось возвращаться к исходной точке. Наш GPS навигатор в совершенно обалдевшем состоянии показывал на экране большое зеленое пятно - типа лес.

"Doroga.ua", 28 сентября 2009 года

Впервые о затопленной церкви под Ржищевом я услышал в школьные годы от своего учителя и старинного товарища, имя которого - Александр Николаевич Рудь. Человек-легенда, воспитавший в походах не одно поколение настоящих мужчин, среди множества баек и воспоминаний, несколько раз упоминал о загадочной церкви, стоящей посреди темной и холодной воды.

Но, увидеть церковь впервые мне суждено было только в 30 лет, когда в один солнечный день мы с Рудем загрузили мою маленькую моторную лодку нужной снарягой, и отправились в многочасовое путешествие от пляжа в городке Ржищев до легендарной затопленной церкви.

Но, сегодняшний мой рассказ будет о втором путешествии к загадочному месту, весь маршрут которого, был пройден на внедорожнике. Цель была благородная – фотосессия церкви! Благо погода была замечательная, а товарищами по приключению вызвались мой проверенный в боях друг Артем (305-ый) и младший брат Андрей.

Для начала немножко истории. Недалеко от Ржищева, посреди днепровских волн действительно стоит церковь. Около этого удивительного места существует несколько мифов.

Во-первых, говорят, что из воды торчат только купола, а сама церковь находится глубоко под водой. Так же поговаривают, что в подвалах храма казаки спрятали свои сокровища. «Знающие» люди так же рассказывают, что под водой в целости и сохранности стоит село Гусинцы. И совсем уж смелое утверждение - что церковь собираются реставрировать.

Скажу сразу, я разрушил каждый из этих мифов во время поездки. Остались неразгаданными лишь мистические истории, которые уже много десятков лет рассказывают местные жители. Но, обо всем по порядку.

Село Гусинцы, на краю которого стояла красавица-церковь, было затоплено во время строительства Каневской ГЭС водами водохранилища. По одним источниками произошло это в 1968 году, по другим в период с 1972 по 1978 год, более точно мне узнать не удалось. Но важны не даты, а факт - под днепровскими водами погибли не только самые плодовитые в мире грунты, погиб целый пласт украинской культуры с песнями, обычаями, легендами. Жителей затопленных деревень расселили по городам, ассимилировав в советской культуре. Экономический эффект от строительства водохранилища довольно спорный, а некогда богатый (рыбой, зверем и урожаями пшеницы) регион, в котором жили веселые и свободолюбивые люди, потихоньку был похоронен под темными водами. До строительства водохранилища, рыбу в здешних водах ловили с помощью невода и трактора, который этот самый невод вытягивал. Уловы были насколько большие, что 10 килограммовых сомов выпускали назад - подрасти.

Затопленная церковь единственный артефакт, напоминающий о былых временах. Место довольно популярно среди обладателей катеров и лодок. А традиционный туристический маршрут к храму проходит по правому берегу Днепра, через город Ржищев. Обычно, дорога с Киева (через Украинку) занимает около 1,5 часа, дальше происходит долгий и мучительный поиск лодки или катера в районе пирса, и торги о цене. Но, хочу вас сразу предупредить, найти катер не так уж и просто. Цена начинается от 50 грн за поездку, но найти вменяемого и трезвого обладателя лодки довольно сложно. Кроме того, в период нереста гонять на моторах по водохранилищу запрещено.

Традиционный вариант путешествия нам показался банальным и скучным. Мы решили поехать сложным, но более содержательным маршрутом - по суше. Дело в том, что церковь стоит буквально в 200-300 метрах от левого берега Днепра, и по моим прошлым наблюдениям недалеко находилось что-то похожее на базу отдыха. Определив приблизительное направление, погрузив в багажник резиновую лодку и мотор, мы отправились в сторону Борисполя, планируя найти церковь с левого берега Днепра. Около всем известной бориспольской церкви мы повернули в сторону Переяслав-Хмельницкого. Ориентировались на село Сошников («Сошників» на украинском языке).

Но, вот в самом селе начались веселые истории - никто из местных жителей толком не мог объяснить, как доехать до нужного нам места. Путем долгих расспросов, мы выяснили, что наиболее оптимальный вариант маршрута проходит через центральный въезд военного заповедника. Ориентиром может служить домик лесника с правой стороны. Кстати, лесники довольно строгие и если вы попадетесь им на глаза, лучше остановиться, поздороваться, рассказать о цели поездки. Так принято в тех местах. Во-первых, вы покажете уважение местной власти, а во-вторых, лесники могут рассказать дорогу и договорится по мобильному телефону насчет приема и лодки (если у вас нет своей). Только я вас прошу - не предлагайте им деньги. Обидите! Есть еще края, в которых люди привыкли помогать друг другу бесплатно. Но, вот пару бутылок свежего пива примутся от вас с большой благодарностью.

По ориентировке лесников, финальной точкой нашей поездки должна была стать частная рыболовецкая база, которая носит имя затопленного села - Гусинцы. Именно это слово мы искали на разбросанных по лесу табличках сделанных от руки. Хочу сразу предупредить - без внедорожника в тех местах делать нечего. Лесная песчаная дорога довольно сложная, а после дождя она просто непроходима. «Mitsubishi Pajero», попав в свою стихию, особо волноваться нас не заставлял, преодолевал препятствия и весело урчал дизельным двигателем. Но, по пути мы видели пару смельчаков на легковушках, которые рискнули взять лес штурмом и проводили время в откапывании своего авто.

Маршрут к базе оказался долгим, мы теряли направление, и приходилось возвращаться к исходной точке. Наш GPS навигатор в совершенно обалдевшем состоянии показывал на экране большое зеленое пятно - типа лес. Но, понять «куда мы едем» он так и не смог, бедняга. Уже на подъезде к базе, порадовало количество рыбаков, добирающихся к воде на тюннинговых джипах. Скажу, что мы на Паджерике выглядели очень скромно.

Дорога, вернее бездорожье, заняло около часа времени вместе с остановкой на фотографирование. Строения, которые я принял, было, в первую поездку за базу отдыха, оказалось рыболовецким приютом. Мы постучали в дверь и, сказав слово-пароль (имя и отчество лесника), попали на территорию частной рыболовецкой базы «Гусинцы». Оказалось, что при желании тут можно переночевать, покушать, снять лодку и взять напрокат недостающие снасти. Хозяева принимали радушно - лесники представили нас как журналистов из Киева, поэтому нас напоили ключевой водичкой и дали возможность отдохнуть с дороги. Мною было принято решения, для экономии времени, нашу резиновую лодку оставить в багажнике и воспользоваться любезно предоставленной большой деревянной рыболовецкой лодкой, аренда которой в течение часа обошлась нам в 30 грн. Сторожа, или по-городскому, администратора базы, зовут Витя. Оставляю его мобильный телефон всем, кто готов повторить наше путешествие: 8 (098) 079-66-61.

Мы подошли к берегу и замерли - в лучах обеденного солнышка, буквально недалеко от берега, стояла красавица-церковь в стиле украинского барокко. Причем на какой-то миг показалось, что она цела и невредима, и в подсознании возник вопрос - кто же такую красоту в воде поставил. Кстати, Гусинская церковь, на самом деле называется Церковь Спаса. Как символ непобедимого украинского духа, стоит она посреди холодных волн - гордая и непобежденная.

Мы стали грузиться в лодку, задавая Виктору накопившиеся вопросы. И вот тут был разрушен первый миф. Церковь была построена местным помещиком в 1812 году, предположительно в честь победы русских войск над Наполеоном. Так что ни о каких казацких сокровищах на дне Днепра не может быть и речи. Ведь на момент строительства храма, Запорожская Сечь была давно разрушена и от казацкого товарищества остались только воспоминания. Так, что прятать в подвалах церкви сокровища было, как не жаль, уже некому.

Подплыв лодкой к храму, мы долго присматривались к культовому строению, смакую радость от встречи с чем-то загадочным и интересным. Церковный комплекс состоит из здания церкви и колоритной колокольни. Общее состояние церкви конечно удручающее. Но, учитывая количество лет, проведенное в сырости, здание держится молодцом. Храм, по строму православному обычаю (сохранившемуся со времен татарских набегов), был построен на возвышенности. Именно поэтому церковь и устояла под натиском волн. На сегодняшний день храм, вопреки мифу, стоит не погруженный в воду, а на маленьком пятачке земли. Хотя, как видно по мокрым стенам, были времена, когда вода поднималась в церкви на несколько метров. Но, нужно отдать должное строителям прошлого, ни вода, ни ветра, ни дожди не смогли разрушить здание храма.

Здание церкви построено в виде креста, с трех сторон которого существуют входы. Сейчас открыт только один вход, который, по моему мнению, не был центральным, поскольку от него тропинка идет к колокольне. Скорее всего, вход использовался служителями, а прихожане входили через закрытый ныне центральный вход, украшенный более богато и значимо – не поверите, четырьмя классическими римскими колоннами и портиком. Сверху здание «украшает» баня, покрытая рубероидом. Баня обозначает золотой купол, который по логике украшал храм.

Посмотрите на фото и представьте, насколько совершенной и красивой церковь была во времена своего расцвета!
Особого внимания заслуживает здание колокольни. Строение, с учетом недостающего купола, было явно выше церкви. Колокольня построена очень добротно. Еще сохранились детали старинных петель, на которых когда-то висели тяжелые железные ворота. А какая кирпичная кладка - она совершенна! Даже при большом желании выбить кирпич из ряда можно только с помощью тяжелого отбойного молотка. Настолько все сделано добротно.

Более грустная картина предстала перед нами в средине основного храмового здания. На полу – влажная земля, вперемешку с пометом птиц, которые облюбовали здешние места. Росписи на стенах в ужасном состоянии, но они пока еще видны – и это главное!!! Загадкой для меня остались лики святых, на которых кто-то вырезал лица. Вырезал специально, с помощью инструментов, и именно лица, оставив в целости большую часть изображения. Что это – варварство, или часть какая-то неизвестная культовая традиция, о которой мы не знаем? Не могу ответить. Но, выглядят, обезглавленные святые жутковато, честно говоря. Поговаривают, что в церкви когда-то собирались сатанисты. Но, не хочу даже подобной мыслью отравлять впечатление об этом святом месте.

Кстати, уже много лет, вокруг, церкви ходит множество мистических историй и легенд. В основном это рассказы о душах людей, живших когда-то в затопленных селах. Якобы беспокойные призраки, бродят по округе, не находя своих домов.

Местные жители так же рассказывают, что в туман и в непогоду с заброшенной колокольни раздается раскатистый колокольный звон, помогающий заблудившимся рыбаками найти дорогу к берегу. Так же звон слышали неоднократно во время Пасхи и других церковных праздников. Это странно, потому что колокола ни на церкви, ни на колокольне давно нет.

Не обращайте внимание на подобные байки, остатки внутреннего убранства церкви стоят потраченного времени. На куполе церкви можно рассмотреть богатые росписи – лики апостолов, изображения ангелов с крыльями, образы Богоматери. Состояние картин, конечно, плохое, но составить по ним общее впечатление о богатстве церковного убранства можно. Но, скажу честно, долго в середине разрушенного храма я находиться не смог. Как-то грустно там - но может это было что-то мое, личное.

Мы погрузились в лодку и сделали еще пару кругов вокруг церкви, любуясь строением в лучах яркого солнышка.

Кстати, насчет затопленного села, которое якобы находиться под водой. Никакого села под водой нет! Проверяли водолазы в составе экспедиции украинского журнала «Мандры», совершившие в прошлом году тут несколько погружений. Есть только многометровый слой ила, который из года в год убивает некогда могучий и непобедимый Днепр!

Села под водой не могло быть априори, поскольку представители советской власти, мотивируясь каким-то жутким принципом, заставили жителей своими руками разрушить родные дома. Дело в том, что при переселении, жителям Гусинцов, полагалась денежная компенсация. Первую часть денег давали, когда семья выезжала в новое, предоставленное властью, жилье (как правило, в Ржищеве). А вторую часть денег давали, когда хозяин «садыбы» собственными руками уничтожал свой дом. Так, что после выселения, тут остались одни руины. А вот Церковь Спаса так и осталась нетронутой по сей день!

Слухи о реставрации церкви больше похожи на фантастику. Их причиной наверняка стал священник, который иногда приезжает из Киева в затопленную церковь по каким-то своим убеждениям. Может что-то связывает его с это церковью. Если кто-то знает, как найти этого человека – сообщите, я буду рад такому знакомству. Следы заботливой руки видны – убран мусор, вставлена новая железная дверь с одной стороны храма. Даже есть что-то похожее на пластиковое окно на одном из небольших окон. Но, на этом я уверен, и заканчивается идея о реставрации. Потому что стены храма, как это не печально, переполнены смертельной влагой, фундамент с каждым годом становиться все менее устойчивым, а здание колокольни вообще стало крениться немного на бок. Вряд ли надеться миллионер, готовый вложить деньги в проект реставрации. И вряд ли существует технология, по которой здание церкви можно сохранить от окружающей ее воды.

Дорога назад в Киев была молчаливой. Каждый думал о своем. И даже поездка по танковому полигону, через который мы построили обратный маршрут, не развлекла нас. Больно тяжелой и переполненной глубоким смыслом была увиденная днем картина.

Здание затопленной церкви Спаса в бывшем селе Гусинцы обречено на медленную погибель под натиском волн. Но, пока храм стоит над черной холодной водой, напоминая нам об ошибках, сделанных человечеством в попытке быть Богом на Земле. Но, мы не боги, и наказанием есть погибающая медленно река и полностью нарушенная экологическая система региона.

Затопленная церковь рано или поздно разрушиться окончательно. Как рано или поздно высохнут под натиском ила и песка днепровские водохранилища, а с ними и остатки некогда могучей и благородной реки. Но сделаем, ли мы, люди, из этого какие-то выводы?